30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел,
как
они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место
здесь
пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и
остатков
от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. |
Событие, о котором рассказывает нам сегодняшнее чтение, всегда вызывало у множество вопросов, и многие комментаторы и проповедники размышляли и рассуждали о нём, пытаясь понять, что же всё-таки произошло тогда в пустыне. Обычно, отправляясь в путь на несколько дней, путешественники, естественно, брали с собой в дорогу запас пищи. Но на этот раз, очевидно, решение принималось так поспешно, что времени собраться не было (ст.33). Судя по тому, что впоследствии ученикам пришлось переправиться на противоположный берег Генисаретского озера, чтобы попасть в Вифсаиду (Мк 6:45), описываемые события произошли на его восточном берегу, в Трансиордании, которая в евангельские времена была не пустыней в буквальном смысле слова, а сухой степью. Восточный берег Генисаретского озера был пустынным местом, и до ближайших посёлков, где можно было купить еды, было неблизко. Тогда-то и произошло чудо, которое называют обычно чудом умножения хлебов. О том, как именно и в какой момент оно произошло, нельзя сказать ничего определённого, ведь в евангельском тексте нет никаких подробностей, которые раскрывали бы, так сказать, «механизм» чуда. Описан лишь результат: пяти хлебов и двух рыб хватило на несколько тысяч человек, и хватило с избытком (ст.41–44). Объяснением можно считать лишь упоминаемое в рассказе благословение пищи Иисусом (ст.41), без которого у верующих евреев невозможна никакая трапеза, ведь во время молитвы благословения садящиеся за стол призывают Бога, приглашая Его присоединиться и благословить стол и пищу. Описывая чудо, евангелист обращает внимание на то, что благословение Иисуса было не обычным благословением, а таким, которое позволило присутствовавшим войти прямо в Царство Божие, где даже законы природы действуют не так, как в обычном мире, а потому и голоду нет места, так что каждый голодный насыщается.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел,
как
они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место
здесь
пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и
остатков
от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. |
Во время тесного общения с Иисусом никогда нельзя сказать с уверенностью, где происходит дело: в непреображённом ещё мире или в Царстве. Так и в рассказе о насыщении множества слушающих Его людей пятью хлебами и двумя рыбами. Конечно, законы непреображённого мира такого не допускают. Но, с другой стороны, перед нами всё же обычные люди, которые пока лишь слушают Иисуса, и неизвестно ещё кто из них готов будет последовать за Ним.
Как же они оказались в Царстве? Ответом на этот вопрос может быть, наверное, лишь упоминание о совершённом Спасителем хлебопреломлении. Хлебопреломление — древний еврейский ритуал, корнями уходящий, по меньшей мере, к пленной эпохе, а быть может, и во времена ещё более ранние.
Ритуал этот, по-видимому, всегда был домашним, изначально семейным, а впоследствии, после появления религиозных братств, — семейным и братским. И во все времена он рассматривался как продолжение храмового жертвоприношения, как его домашнее измерение, дополняющее измерение общинное.
А ведь изначальный смысл всякого жертвоприношения, даже языческого, не говоря уже о яхвистском, сводился к богообщению, оно всегда и всеми рассматривалось, как совместная трапеза Бога или (если говорить о язычниках) богов и людей. Верные готовили трапезу и приглашали Бога к столу с тем, чтобы Он Сам освятил её и благословил собравшихся. Так было во время собраний храмовых, так же было и во время собраний домашних. И вот теперь хлебопреломление совершает Тот, Кто принёс в мир всю полноту Царства.
Неудивительно, что все, в нём участвующие, оказываются, по крайней мере, на время собрания, жителями Царства: ведь со Христом присутствие Божие раскрывается во всей возможной полноте, а Царство становится самой достоверной реальностью. Конечно, такое приобщение — лишь первый шаг, это только начало пути. Но опыт его очень важен: ведь он даёт возможность каждому, кто его пережил, понять, что такое Царство, не на словах, а на деле. И принять решение, исходя не из чужих слов, а из собственного опыта.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел,
как
они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место
здесь
пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и
остатков
от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. |
Об умножении пищи в Евангелии говорится неоднократно: в похожей ситуации события и развиваются аналогичным образом. Эта вновь и вновь повторяющаяся ситуация как бы напоминает нам, что тут не просто чудо, тут именно Царство во всей его полноте. Что такое, в самом деле, чудо?
С нашей точки зрения это всегда некое нарушение закономерного течения событий, вторжение несистемного фактора в те причинно-следственные цепочки, которые определяют течение событий в нашем мире. Между тем в такой ситуации всегда уместен вопрос: не является ли тот фактор, который мы воспринимаем как внесистемный, частью иной системы, взаимодействующей с той, внутри которой находимся мы?
Быть может, чудо является во многих случаях чудом лишь для нас, живущих в своём отделённом от Бога мирке, который нам кажется бесконечно большим, а в большом Божьем мире, нами обычно не замечаемом, чудо — норма жизни? В нашем падшем мире субстанции не слишком послушны человеческой воле, они тут ограничены своей собственной природой, но ведь это так только здесь, а в Царстве субстанции ограничены и определены лишь действием Божьей воли, и там они куда податливее для воли человеческой, если она действует совместно с Божьей.
Там возможна и плотная вода, которая держит человека, если он хочет на неё ступить, и абсолютно проницаемые двери, которые становятся такими, если человеку нужно сквозь них пройти, и увеличение количества пищи, если той, что есть, недостаточно для насыщения. Там и вода может стать вином, если воля человека хочет видеть воду вином, а не водой. Разумеется, речь тут идёт о воле человека, не поражённого грехом — а Иисус как раз и есть такой Человек. Он не просто творит чудеса — Он делает доверившихся Ему людей частью Царства, где чудо является нормой.
Тот факт, что событие, описанное евангелистом, повторяется снова в аналогичной ситуации, свидетельствует: перед нами не просто повторяющееся чудо, снова и снова творимое Иисусом, перед нами — приобщение к иному, новому миру, где и норма иная, где всегда возможно то, что в нашем падшем мире возможно лишь как исключение, как чудо. Так Иисус приучает тех, кто пошел за Ним, к иной, новой норме — к норме Царства.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел,
как
они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место
здесь
пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и
остатков
от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. |
«Вы дайте им есть!» — эти слова Христа обращены не только к апостолам две тысячи лет назад, но и к каждому из его учеников в любую эпоху. Когда мы спрашиваем Его, как же Он собирается позаботиться о людях, которых Он сотворил, Он говорит нам именно эти слова. Конечно, нам не придется совершать чудеса вместо Него — Он умножит и хлеб, и рыбу. Но для этого необходимо наше участие, наша готовность прийти на помощь нуждающемуся, утешить плачущего, поделиться любовью с тем, кому ее не хватает. Все недоуменные вопросы, обращенные к Богу, Он переадресовывает нам: «Вы дайте им есть, вы будьте Моим присутствием в этом мире, вы станьте проводниками Моей любви...»
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел,
как
они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место
здесь
пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и
остатков
от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. |
После целого дня, проведенного в служении, Иисус отправляет уставших учеников в пустынное место, чтобы они могли немного отдохнуть. Господь понимает важность отдыха и восстановления сил — без этого можно «сгореть», занимаясь даже Божьим делом.
Стих 6:33 сообщает о результате апостольского служения – люди огромной толпой собираются к Иисусу. По-моему, это самая лучшая оценка проповеди, когда люди стремятся к Господу, а не к тому, кто о Нём проповедует.
Марк замечательно описывает встречу Иисуса с множеством народа. В глазах Иисуса эти люди были, «как овцы, не имеющие пастыря». Кто позаботится о них, кто сжалится? «И начал учить их много», — Господь дает им то, в чем больше всего нуждаются их души. Наступил вечер, и апостолы указывают Иисусу на другую насущную нужду людей — их надо накормить. Иисус предлагает апостолам самим решить эту проблему. Правда, решения, предложенные учениками, имеют один недостаток: они исключают действия Бога. То, что приносится Богу, имеет свойство преображаться. В свое время пророк Елисей накормил 100 человек двадцатью ячменными хлебцами и небольшим количеством зерен (см. 4 Царств 4:42-44), а здесь Тот, Кто больше Елисея. Даже 5 хлебов и 2 рыб оказалось достаточно на 5000 человек! Иисус знает, как удовлетворить и духовные, и физические нужды людей. Он и Слово, и Хлеб Жизни.
Замечаете ли вы духовные нужды людей или только физические? Мы можем помочь многим людям, отдавая то малое, что имеем, в руки Господа.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел,
как
они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. |
В этом отрывке перед нами предстает удивительная человечность Иисуса. В полноте будучи человеком, Он хорошо понимал, насколько людям необходим отдых. В Евангелии можно встретить места, где Христос удаляется в горы, чтобы помолиться и побыть наедине с Отцом. Поэтому Он отправляет учеников в пустынное место, где они могли бы отдохнуть от народа, которого было так много, что им было некогда даже поесть. Ученики уходят, но людей, нуждающихся в помощи, меньше не стало. Видя этих «овец, не имеющих пастыря», Господь сжалился и остался Сам рядом с ними.
Когда силы нас оставляют и мы понимаем, что остро нуждаемся в отдыхе и одиночестве, бывает так страшно оставить тех, кто в нас нуждается и побыть наедине с Отцом. Но если мы все-таки решаемся на это, то Господь встает на наше место и решает те проблемы, на которые нас самих уже не хватает.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел,
как
они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место
здесь
пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и
остатков
от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. |
45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. |
Сколько нужно пищи человеку, чтобы насытиться? Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Всё зависит от человека — от возраста, пола, роста, физического состояния. И от духовного состояния тоже — человек ведь, с одной стороны, дух, а с другой — животное, и духовное его состояние влияет на физическое, равно как и наоборот. Что же такое это духовное состояние? Чем оно определяется? Принято думать, что духовное состояние человека определяется его собственными внутренними усилиями, но это верно лишь отчасти.
На самом деле духовное состояние человека определяется динамикой его отношений с Богом, где собственно человеческие усилия, безусловно, важны, но ещё важнее действие Божье, Его воздействие на человека и на человеческую жизнь. Духовное состояние человека определяется в процессе его непрерывного диалога с Богом, оно зависит от того, насколько этот диалог глубок и осознан.
Причём то же самое можно сказать не только о духовном состоянии человека, но и о той реальности, в которой он живёт. Сегодня даже в науке одной из ключевых проблем является проблема наблюдателя, и учёные всё больше убеждаются в том, что всякая реальность реальна лишь постольку, поскольку она наблюдаема. Вселенная может существовать лишь постольку, поскольку у неё есть Наблюдатель, её сотворивший — таков ещё один аспект т.н. космологического доказательства бытия Божия.
Однако ведь и человек тоже является наблюдателем, и как таковой он тоже создаёт свою реальность. Она, разумеется, реальна настолько, насколько реален сам человек, а человек реален настолько, насколько его существование определяет Бог. Здесь и заключена тайна Царства как богочеловеческой реальности, которая нам открывается изначально в Личности Богочеловека. Здесь же и тайна всех евангельских чудес: все они чудеса богочеловеческие, не только в том смысле, что их творит Богочеловек, но и в смысле участия в этих чудесах обычных людей, включающихся в богочеловеческую реальность, входящих в её пространство.
В пространстве же богочеловеческой реальности пища творится не только Богом, как в нашем падшем мире, который и падшим является потому, что падший человек его не столько созидает вместе с Богом, сколько разрушает отдельно от Него, но и человеком, которому пища предназначена. Духовное состояние человека и физическое состояние пищи в богочеловеческом пространстве Царства идеально соответствуют друг другу — и тогда любое число людей может насытиться любым количеством пищи, как и описывает евангелист.
14 Царь Ирод, услышав об Иисусе — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. 17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. 19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. 21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю
дня
рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — 22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. 24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. 25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. 26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. 27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. 28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. 29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. |
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. |
Сегодняшний отрывок — одно из мест в Библии, где говорится о явной человеческой несвободе. Ради клятвы перед своими вельможами, пьяный царь готов переступить и через свои страхи, и через остатки совести. Интересно отношение евангелистов к личности Ирода Антипы. Они, кажется, готовы не осуждать его, смотрят на него с некоторым снисхождением. И в самом деле, царь предстает перед нами как очень несвободный человек: он арестовывает Иоанна не по собственной инициативе, а из-за обличения Иоанном их незаконного брака, слушает заточенного в темницу Иоанна, пытаясь бороться с интригами царицы, направленными на то, чтобы казнить пророка. И вот теперь ему «приходится» его обезглавить — опять же, против своей воли. Нужно ли говорить, что основное зло человек совершает, будучи несвободен, находясь под властью внушения, давления, обстоятельств, которым он не в силах (или не хочет) противостоять, и которые влекут его в грех и смерть. Понимая это, начинаешь по-новому ценить свободу, которую дает Христос — свободу противостоять обстоятельствам, человеческому и демоническому давлению; как сказал один священник, свободу «непослушания злу».
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||