1 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. 2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; 3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною (и хранил меня) в пути, которым я ходил. 4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. (И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.) |
5 И отправились они (от Сихема). И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. 6 И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, 7 и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица (Исава) брата своего. 8 И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал
Иаков
дубом плача. |
9 И явился Бог Иакову (в Лузе) по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, 10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. 11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; 12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. 13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему. 14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему (Бог), памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; 15 и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль. |
16 И отправились из Вефиля. (И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.) И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. 17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. 18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. 19 И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. 20 Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня. 21 И отправился (оттуда) Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. |
22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего (Иакова). И услышал Израиль (и принял то с огорчением). Сынов же у Иакова было двенадцать. |
23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим,
по нем
Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. 24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. 25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. 26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. |
27 И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, (ибо он был еще жив,) в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон (в земле Ханаанской,) где странствовал Авраам и Исаак. 28 И было дней (жизни) Исааковой сто восемьдесят лет. 29 И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его. |
В некотором смысле, эта глава – завершение целого этапа в жизни народа Божьего и в том, как изменялись люди, призванные Богом сохранять и передавать веру. Только в этот момент происходит окончательный отказ от идолопоклонства всех, кто составляет семью Иакова. Уничтожены идолы, которых Рахиль украла у своего отца. Отвергнуто все, что раньше было важным и ценным. И сразу после этого Иаков получает благословение в такой же форме, как в свое время получил Авраам. Обетование земли, неисчислимого народа и защиты, дарованной Богом, — все это делает Иакова сильным и бесстрашным. Он идет жить туда, куда считает нужным. И, в конце концов, на свет появляется последний сын, Вениамин. Так Израиль получает имя, название и основание для двенадцати колен.
1 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. 2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; 3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною (и хранил меня) в пути, которым я ходил. 4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. (И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.) |
5 И отправились они (от Сихема). И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. 6 И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, 7 и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица (Исава) брата своего. 8 И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал
Иаков
дубом плача. |
9 И явился Бог Иакову (в Лузе) по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, 10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. 11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; 12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. 13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему. 14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему (Бог), памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; 15 и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль. |
16 И отправились из Вефиля. (И раскинул он шатер свой за башнею Гадер.) И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. 17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. 18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. 19 И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. 20 Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня. 21 И отправился (оттуда) Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. |
22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего (Иакова). И услышал Израиль (и принял то с огорчением). Сынов же у Иакова было двенадцать. |
23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим,
по нем
Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. 24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. 25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. 26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. |
27 И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, (ибо он был еще жив,) в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон (в земле Ханаанской,) где странствовал Авраам и Исаак. 28 И было дней (жизни) Исааковой сто восемьдесят лет. 29 И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его. |
Рассказ о второй встрече Иакова с Богом приведён в Книге Бытия дважды — в пересказе самого Иакова и как часть эпического предания, объясняющего происхождение названия Бейт-Эль (Вефиль), которое в переводе означает «дом Божий». Такие предания филологи называют топонимическими, и появляются они обычно у народов, которые не являются коренными жителями тех мест, названия которых в этих преданиях фигурируют.
Народам местным, коренным, ничего объяснять не надо, им происхождение любого местного географического названия понятно без всяких преданий. Тем же, кто пришёл издалека, надо объяснить себе, почему те или иные места называются так, как они называются. Особенно тогда, когда пришельцы их переименовывают, давая свои названия, заменяющие прежние.
Так было и с Бейт-Элем, и это свидетельствует о том, что во времена Иакова потомки Авраама уже довольно давно не жили в Самарии, на тех землях, где поселился Авраам, когда пришёл в Палестину из Месопотамии. Иаков и его современники как бы заново открывают для себя эти места, возвращаясь к Авраамовым алтарям, заново их обустраивая и обживая брошенные когда-то Авраамом места. Такое стало возможным потому, что численность потомков Авраама — сыновей Иакова — в это время сильно выросла.
Возможно, им уже становилось тесно в оазисе Беэр-Шевы (Вирсавии). Как бы то ни было, очевидно одно: Иаков возвращается в Самарию, на землю Авраама. Это возвращение автор Книги Бытия описывает как победное шествие, вероятно, сохраняя здесь пафос эпического предания, лежащего в основе рассказа. Пафос скорее всего был связан с обещаниями, данными Богом ещё Аврааму. Современники Иакова должны были смотреть на своё возвращение в Самарию как на исполнение этих обещаний, такой взгляд был бы вполне понятен и естествен.
На Иакова, по крайней мере, они смотрят как на нового Авраама — это видно хотя бы по тому, насколько похожа структура и логика рассказов, описывающих теофании, связанные с именем Авраама, на структуру и логику рассказов, описывающих теофании, связанные с именем Иакова. В обоих случаях налицо две встречи, из которых первая описывает заключение союза-завета (в случае Авраама) или его возобновление (в случае Иакова) с соответствующими обещаниями, а вторая предполагает духовные перемены, происходящие с человеком, знаком которых становится смена имени.
И имя Божье тоже фигурирует в обоих случаях — Аврааму Бог его открывает, Иаков же о нём спрашивает, не получая ответа. Такое восприятие событий понятно: люди часто стремятся поторопить историю. На самом деле до исполнения Божьих обещаний пройдут ещё столетия, столетия жизни в Египте и в пустыне. Только после нового, небывалого по значимости откровения Божьи обещания исполнятся. Иаков лишь начинает этот путь, завершат его другие.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||