1 Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян.2 Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды.3 И сказал Давид Гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?4 И сказали ему Гаваонитяне: не нужно нам ни серебра, ни золота от Саула, или от дома его, и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле. Он сказал: чего же вы хотите? я сделаю для вас.5 И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов Израилевых —6 из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их (на солнце) пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам.
7 Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем Господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым.8 И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которая родила Саулу Армона и Мемфивосфея, и пять сыновей Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия из Мехолы,9 и отдал их в руки Гаваонитян, и они повесили их (на солнце) на горе пред Господом. И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя.
10 Тогда Рицпа, дочь Айя, взяла вретище и разостлала его себе на той горе
и сидела
от начала жатвы до того времени, пока не полились на них воды Божии с неба, и не допускала касаться их птицам небесным днем и зверям полевым ночью.11 И донесли Давиду, что сделала Рицпа, дочь Айя, наложница Саула. (И истлели они; и взял их Дан, сын Иои, из потомков исполинов.)12 И пошел Давид и взял кости Саула и кости Ионафана, сына его, у жителей Иависа Галаадского, которые тайно взяли их с площади Беф-Сана, где они были повешены Филистимлянами, когда убили Филистимляне Саула на Гелвуе.13 И перенес он оттуда кости Саула и кости Ионафана, сына его; и собрали кости повешенных (на солнце).14 И похоронили кости Саула и Ионафана, сына его, (и кости повешенных на солнце) в земле Вениаминовой, в Цела, во гробе Киса, отца его. И сделали всё, что повелел царь, и умилостивился Бог над страною после того.
15 И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился.16 Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида.17 Но ему помог Авесса, сын Саруин, (и спас Давида Авесса) и поразил Филистимлянина и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля.
18 Потом была снова война с Филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаимов.19 Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.20 Было еще сражение в Гефе; и был
там
один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов,21 и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова.22 Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его.
Свернуть
Давний грех Саула, клятвопреступное убийство гаваонитян, находившихся под покровительством Израиля, обернулся для страны голодом. Обычная человеческая логика не заметит связи между столь разными событиями, но станем ли мы утверждать, что всё знаем о тонкостях мироустройства и причинно-следственных взаимосвязей?
Давид поддерживает желание гаваонитян отомстить сыновьям Саула не только потому, что считает такую месть справедливой, но и в надежде искупить грех Саула, повлекший голод. Дождь, через некоторое время оросивший голодающую землю, мог быть воспринят как добрый знак. Но библейский повествователь указывает, что не после этой мести Господь умилостивился над страной, а лишь после того, как останки и Ионафана, и Саула, и его казнённых детей, оберегавшиеся самоотверженной Рицпой, были с честью захоронены в родовой гробнице. Слова «милости хочу, а не жертвы» прозвучат позднее, но их смысл был явлен уже тогда.
Между тем опять начинается война с филистимлянами, и это последняя война, в которой Давид участвует непосредственно. Впервые о Давиде сказано, что он утомился, а это значит, что время Давида уходит. Но глава не случайно завершается упоминанием храбрых воинов, и среди них — Елханана, победившего ещё одного филистимского Голиафа. Не прекратится без Давида его дело, есть кому продолжать его подвиги.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).