Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
3
В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
Свернуть
Бессонный разговор с самим собой, запечатленный много веков назад, и сегодня берёт за живое. Когда наваливается состояние богооставленности, когда кажется, что милость Господа иссякла, как быть человеку, которого посреди ночной темноты одолевает его собственная внутренняя тьма?
Выход, найденный древним слагателем псалма, для поверхностного восприятия может показаться странным и неубедительным. Что толку пережёвывать воспоминания о давно прошедших временах, какое отношение они имеют к моим сегодняшним проблемам и имеют ли?
А вот имеют. За этими воспоминаниями стоит бесценный опыт общения человека и Бога, прикоснувшись к которому мы узнаём, что мучающие нас ситуации уже не раз бывали и не остались без ответа. И потому воспоминания о действиях Господа в прежние века — не пережёвывание архивной информации, но источник надежды, делающий нас сильнее.
Другие мысли вслух
На Пс 77:2-21
2
Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности.
3
Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4
не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5
Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6
чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,
7
возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
8
и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9
Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани.
10
Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его;
11
забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12
Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан.
13
Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною.
14
И днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;
15
Рассек камень в пустыне, и напоил их, как из великой бездны.
16
Из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
17
Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне.
18
Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей.
19
И говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?"
20
Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?"
21
Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля,
Свернуть
Каждому верующему неоднократно доводилось размышлять о чудесах и делах Божиих. Почти всегда речь в этом случае идёт...
Читать далее
Каждому верующему неоднократно доводилось размышлять о чудесах и делах Божиих. Почти всегда речь в этом случае идёт о делах давно минувших дней; дни современные вспоминаются обычно куда реже. Между тем, Бог прошлого едва ли покажется кому-нибудь живым Богом.
Если Он действовал когда-то давно, если когда-то в прошлом Он являл чудеса, но теперь молчит, что нам, сегодняшним, до тех давно минувших дней? Реальность тех времён для нас становится преданием, а затем нередко легендой, сказкой, мифом. Мифом нередко в таком случае оказывается для нас и Сам Бог: ведь Он был живым и активным в те баснословные времена, которые нам нередко трудно даже себе представить.
На первый взгляд может показаться, что и автор псалма смотрит на Бога и на Его дела именно так: он вспоминает о великих делах, совершённых Богом в давние времена, о которых в его дни остались лишь «преданья старины глубокой». На самом же деле есть одно небольшое, но существенное отличие: он всё же пытается понять, что же произошло, почему «десница Господня переменилась».
На прошлое ведь тоже можно смотреть по-разному. Для одних оно — только красивое воспоминание, и им остаётся лишь вздыхать о прекрасных ушедших днях, как о невозвратном золотом веке. Другие смотрят на прошлое, как на идеал, который нужно лишь восстановить, и тогда все снова станет замечательно. При этом никто из смотрящих на прошлое таким образом не думает о том, почему, если всё в прошлом было идеально, оно всё же оказалось не вечным, и ещё меньше эти люди задумываются, что прошлого не вернуть так же, как не войти дважды в одну и ту же реку.
Наконец, третьи, подобно автору псалма, смотрят на прошлое, как на духовный урок. Они знают, что были в прошлом времена, когда Бог был близок к Своему народу, и задают себе вопрос: что изменилось и почему? Что заставило Бога отвернуться? Почему Он попустил Своему народу пройти через национальную катастрофу (а псалом, судя по некоторым признакам, был написан в первые годы Вавилонского плена)?
Только при таком подходе прошлое может стать для отдельных людей или целых народов духовным уроком. И тогда это прошлое станет не просто чем-то ушедшим безвозвратно, а началом того переосмысления и духовного обновления, которое станет первым шагом в будущее. В будущее, которого иначе может и не быть: ведь прошлого не вернуть, и жить в нём невозможно.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).