25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. |
Павел пишет, что везёт помощь христианам Иерусалима и Иудеи, собранную в церквях Македонии и Ахайи. И это для апостола не просто нечто такое, что он делает попутно, как мы иногда передаём сегодня посылку друзьям или знакомым своих друзей, отправляясь в другой город с деловым или частным визитом.
Для Павла отвезти собранные в пользу Иерусалимской церкви пожертвования — часть его апостольского служения. И это его отношение к такого рода пожертвованиям вновь напоминает нам, что дела милосердия для христиан — вопрос не только материальной или социальной поддержки тех, кому они такую поддержку оказывают. В церковной жизни нет социального служения в чистом виде, Церковь знает лишь духовные служения.
И помощь тем, кто в ней нуждается, является духовным служением не меньше, чем проповедь, миссионерство, апостольство. Оно и понятно: христианская жизнь ведь не делится на «духовную» и «мирскую». Такое было бы возможно, если бы мы были одними в церкви, другими на улице, и ещё какими-нибудь третьими, четвёртыми, пятыми на работе, в компании знакомых, на отдыхе и в прочих местах, в которых нам приходится бывать. Впрочем, нередко именно так оно и бывает, и тогда в нашу жизнь входит то, что называется религиозными обязанностями.
Религиозными обязанностями, одной (и важнейшей) из которых у христиан считаются «дела милосердия», или «социальное служение». Ничего удивительного тут нет. Если наша «духовная» жизнь существует отдельно от «мирской», между ними непременно должна быть связь. «Духовная» жизнь проникает в «мирскую», и на этом пересечении появляется то, что мы и воспринимаем как свои «религиозные обязанности».
Обязанности, которые могут нам быть в радость или в тягость, но которые всё равно необходимо выполнять постольку, поскольку они — обязанности, исполнив которые, мы получаем право на «духовную» жизнь в церкви, на молитву, на участие в хлебопреломлении, да и просто на богообщение как таковое. Не исполняешь религиозные обязанности — в церковь не ходи! Конечно, на деле всё не совсем так, практика церковной жизни уже давно выработала механизмы, предполагающие определённый компромисс между правом на богообщение и объёмом тех самых религиозных обязанностей, но логика всё равно не меняется, принцип взаимосвязи «духовной» жизни и жизни «мирской» остаётся тем же самым.
А вот у Павла жизнь не делится на «духовную» и «мирскую». Передать собранные пожертвования для него — не социальное служение, а такой же акт любви, каким было всё его апостольское служение и весь христианский путь. Путь, где не было разделения на «духовное» и «мирское», а значит, не было и религиозных обязанностей, включавших дела милосердия. А было — Царство и его жизнь. Единая и неделимая.
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам. 23 Ныне же, не имея
такого
места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, 24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь
общением
с вами, хотя отчасти. 25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. 27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. 28 Исполнив это и верно доставив им сей плод
усердия,
я отправлюсь через ваши
места
в Испанию, 29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. |
30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. 33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. |
Говоря о своём апостольском служении, Павел, очевидно, уделяет особое внимание как духовному, так и материальному единству Церкви. Он не случайно особо просит римских христиан молиться о себе: для него, как видно, очень важно, чтобы римская церковь, которую он хочет посетить, молитвенно участвовала в его служении (ст. 30 – 32). Духовное единство Церкви для апостола, как видно, не абстракция, а совершенно конкретная реальность: для того, чтобы пережить духовное единение при личной встрече, нужно научиться переживать его и тогда, когда жителей Царства разделяет физическое пространство, преодоление которого в нашем, ещё не до конца преображённом мире требует определённых усилий, как духовных, так и физических. Если о братьях помнят лишь до тех пор, пока они рядом, значит, помнящие ещё не приобщились к Царству, где память не зависит от физических расстояний. Пословица «С глаз долой — из сердца вон» вполне справедлива для непреображённого мира, но к отношениям Царства она неприменима.
С другой стороны, Павел, как видно, считает очень важной ту денежную помощь, которую оказывают иерусалимской церкви христиане других церквей, состоящих, по-видимому, преимущественно из обращённых язычников (ст. 25 – 27). Здесь речь идёт уже не столько о духовной, сколько о материальной, финансовой поддержке. Но для Павла, как видно, такая материальная поддержка тоже оказывается делом духовным. И не только потому, что помощь братьям в нужде является делом любви и поступком праведника, но и потому ещё, что Царство включает в себя все возможные виды межчеловеческих отношений, включая денежные.
Поговорка «Дружба дружбой, а табачок врозь» даже для живущих в нашем, ещё не до конца преображённом мире людей является примером не того, какими должны быть отношения с ближним, а того, какими они быть не должны. Тем более это справедливо, когда речь идёт о Царстве, ведь здесь преображаются все отношения между людьми, а не только те, которые у нас принято называть «духовными» и которые, как нередко думают, финансовой и, шире, материальной стороны вообще не должны касаться, как дела «низменного» и «бездуховного». Для апостола же, как видно, всё, связанное с отношениями людей в Царстве, имеет отношение к духовной жизни. И он радуется каждому проявлению любви, выражается ли оно в молитве или в финансовой поддержке.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и
совершать
священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно
Богу. 17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что
относится
к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников
вере,
словом и делом, 19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. 20 Притом я старался благовествовать не там, где
уже
было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21 но как написано: "не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнáют". |
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам. 23 Ныне же, не имея
такого
места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, 24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь
общением
с вами, хотя отчасти. 25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. 27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. 28 Исполнив это и верно доставив им сей плод
усердия,
я отправлюсь через ваши
места
в Испанию, 29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. |
30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. 33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. |
В последней части послания апостол как бы оправдывается перед римской общиной. Казалось бы, он много путешествует, мог бы и в Рим прийти, чтобы лично лицом к лицу встретиться с теми, кто ждет его пастырского слова. Но как не приятно общаться с единомышленникам, участвовать в жизни христианских общин, его труд посвящен тому, чтобы свидетельствовать о Христе распятом и воскресшем среди тех, кто и о единобожия не знает. Пример апостола Павла очень важен и для нас. Не потому, что о Христе никто не слышал, наоборот, потому что пример христиан не слишком удачная проповедь в мире. Потому что часто неудобно и стыдно просто произнести публично свой Символ веры. Гораздо легче оставаться в узком кругу тех, с кем уже не надо искать общий язык, перед кем не надо отвечать за каждую мелочь еще не отданную Христу. Но апостол говорит нам, то надо идти и свидетельствовать о том, что мы выдели и знаем, отвечать за свою жизнь и свидетельствовать, не смотря ни на что. Не словами, а делами, всей жизнью отданной Иисусу.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||