17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18 ибо такие
люди
служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. 19 Ваша покорность
вере
всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. 20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. |
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. |
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. |
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. |
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. |
Завершая своё послание, Павел обращается к римским христианам с просьбой избегать тех, кто вносит в общину разделения, напоминая им о необходимости быть «мудрыми на добро и простыми на зло» (ст. 17 – 19). Такой призыв был вполне закономерен в контексте всего, что Павел писал римской церкви о Христе, о Царстве и о духовной жизни. В самом деле, мудрость, понимаемая так, как она обычно понимается большинством библейских авторов, т.е. как искусство или практический навык, применительно к добру означала не что иное, как искусство праведной жизни и навык следования Торе. Такой навык был необходим и тем, кто хотел идти путём праведности до пришествия в мир Иисуса Христа, но особенно важен он был для тех, кто избрал следование за Христом и жизнь в Царстве: ведь в нынешнюю эпоху, эпоху противостояния Царства ещё не до конца преображённому миру, требование следовать Торе и идти путём праведности для избравших Царство оказывается, в сущности, не чем иным, как каждодневным подтверждением однажды сделанного выбора и однажды данных обещаний.
Однако выбор Царства не означает для верных отказа от мира: ведь быть свидетелями Христа и Царства им предстоит именно здесь, в нашем преображающемся и вместе с тем противостоящем Христу и Царству мире. И с тем злом, в котором лежит мир, им предстоит сталкиваться каждый день и каждый час. А в таком столкновении простота, разумеется, в библейском понимании этого слова, оказывается абсолютно необходимой. Ведь в библейском и в евангельском смысле слова простота не имеет никакого отношения ни к глупости, ни к наивности или неосведомлённости. Соответствующее греческое слово означает, прежде всего, ту духовную цельность личности, без которой праведность невозможна в принципе. Без такой простоты невозможно идти за Христом и невозможно обрести Царство, так же, как невозможно и жить в нём. И апостол, прекрасно это понимая, в завершение своего послания вновь напоминает римским христианам о том главном, что составляет основу духовной жизни всякого, кто идёт путём праведности и ищет Царства.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18 ибо такие
люди
служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. |
Павел особенно предостерегает адресатов своего послания от общения с теми, кто привносит в жизнь общины разделения и то, что в Синодальном переводе названо «соблазном» — нечто такое, что может послужить камнем преткновения и поводом для раздоров. Трудно сказать точно, что именно имеет в виду апостол: тут могли подразумеваться и упоминаемые им самим споры по поводу соблюдения религиозных предписаний иудаизма, и что-то другое, о чём Павел не говорит.
Впрочем, споры о религии всегда разделяли людей, и потому можно думать, что апостол советует уклоняться именно от них, как он и пишет о том в своём послании Римской церкви. Вступать в споры на эти темы с желающими их завести Павел не советует. Он прекрасно понимает, что ревнителям религии споры совершенно необходимы для самоутверждения и для доказательства своей религиозной правоты, а вот людям, живущим подлинной христианской жизнью, они не нужны вовсе.
Любые споры по поводу обрядов, ритуалов и прочих религиозных предписаний вообще вредны для духовной жизни потому, что они отвлекают от главного: от отношений с Богом и со Христом и от духовной работы, связанной с их укреплением и углублением. Та мудрость, которую Павел советует хранить своим адресатам, и связана именно с практикой таких отношений: таков был смысл слова «мудрость» в евангельские времена.
При этом мудрость мыслилась не как теория, а как именно практика, к которой апостол и призывает своих читателей. Что же до ненужных споров, то апостол рекомендует ту «простоту», которая предполагала неучастие во зле (по крайней мере соответствующее греческое слово означает именно это: неучастие во зле, воздержание от него). Оно и понятно: вряд ли имеет смысл всерьёз спорить с людьми, которые, по слову Павла, «служат собственной утробе».
И дело тут, конечно, не в том, что спорщики стремились получить от своих споров и от победы в диспутах какую-то материальную выгоду (хотя в известных случаях влияние в общине и можно было использовать таким образом), а в том, что самоутверждение им было важнее поиска истины. Вполне очевидно, что если спор с самого начала имеет целью самоутверждение, то участвовать в нём бесполезно: он не из тех споров, в которых рождается истина. А значит, для христианина участие в таких спорах — лишь пустая трата времени, отвлекающая от главного: от Царства и его жизни.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; |
В христианском мире есть такая «притча во языцех» — экуменизм. Что говорить, разделение Церкви — тяжкая проблема, несущая и горе и соблазн. Так вот сегодняшние слова апостола Павла говорят именно о разделениях: остерегайтесь несущих разделения и соблазны. Второе слово звучит в оригинале skandala, и оно вошло в наш современный язык без перевода. Опасность разделений и скандалов (преимущественно выяснения отношений в стиле «ты неправильный»), как видим, существовала еще около 58 года н.э., когда было написано послание. Апостол говорит о том, что сеющие склоки люди служат себе, а не Христу.
Мы иногда думаем, что те или иные разделения можно оправдать и понять? Нет, нельзя. Когда в семье скандальное выяснение отношений ведет к разводу — это горе и грех. В Церкви — то же. Это обидная мысль для христиан всех конфессий. Есть еще на эту тему слова у того же апостола Павла: «вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Они тоже обидные, потому что мы часто повинны против этих слов. В скандале всегда есть минимум две стороны. Боюсь, что скандалистами должны считаться обе.
Но вот что важно: экуменист ожидает услышать здесь от апостола что-то вроде «вразумляйте таковых, чтобы вам оставаться вместе»; антиэкуменист: «предайте их сатане». А апостол говорит «уклоняйтесь от них», и это абсолютно точный перевод греческого ekklinete. Уклоняйтесь, потому что не здесь ваша дорога. Где же? Апостол желает адресатам послания быть мудрыми на добро и akeraious, чистыми, неповрежденными на злое. «Просты» в русском и славянском переводах не антоним мудрости. Речь идет о том, что следует преуспевать в добром и хранить себя от злого («Дети! храните себя от идолов», 1 Иоан. 5:21). Путь единства в Церкви не столько в выяснении отношений и их последующем восстановлении. Путь единства — преуспевание в добром. Церковь всегда идет этим путем, но это — явление духовное, а история, как человеческий взгляд, фиксирует в основном осязаемое. Между прочим, пример этому мы видим в поступках Вселенских Соборов: они стремятся сформулировать истину, а не разобраться, как теперь говорят, с плохими.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. 2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. |
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, — 4 которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, — и домашнюю их церковь. 5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. 6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. 7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. 8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. 9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. 10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте
верных
из дома Аристовулова. 11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. 12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. 13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. 14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. 15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. 16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. |
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18 ибо такие
люди
служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. 19 Ваша покорность
вере
всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. 20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. |
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. |
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. |
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. |
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. |
Последний отрывок, которым завершается чтение послания апостола Павла к Римлянам, может показаться каким-то «техническим». От глубин богословия апостол обращается к множеству конкретным людям, главным образом передавая им приветы. Но, как и в библейских родословиях, в этом перечислении приветствий есть важный смысл.
Когда христианское вероучение систематически излагается в учебнике догматического богословия, оно выглядит довольно тяжеловесно и изрядно отдает абстракцией. Конечно, это проблема учебников, а не вероучения, но все же... Перечисление приветствий в конце послания к Римлянам сразу вводит всю богословскую мысль апостола к контекст реальной Церкви. Все, что он говорил выше, перестает быть потоком глубокомыслия, и становится практической вещью, передаваемой от одного человека к другим, чтобы жить.
И, кроме того, практически все упоминаемые апостолом люди объединены одним: принадлежностью к Церкви. Все по-разному, они служат ее созиданию. И это служение не менее значимо, чем Павлов богословский дискурс, который без него в самом деле рискует превратиться в абстракцию.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||