Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 3 Цар 5:1-15

Поделиться
1 И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь. 2 И послал также и Соломон к Хираму сказать: 3 ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; 4 ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; 5 и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: "сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему"; 6 итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.
7 Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для управления этим многочисленным народом! 8 И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых; 9 рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь; но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома. 10 И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию. 11 А Соломон давал Хираму двадцать тысяч кóров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать кóров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год. 12 Господь дал мудрость Соломону, как обещал ему. И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз.
13 И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. 14 И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними. 15 Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах,
Свернуть

Описывая правление Соломона, священнописатель говорит о постройке царём Храма как о главном деле его жизни. Конечно, речь шла не только о религии. Соломон не жаждал публичности, когда дело касалось его религиозной жизни. Он не пророк, как его отец. Его вера более спокойная, интимная. Но постройку Храма задумал ещё Давид, и Соломон знал, что воля Божья на это есть. К тому же, речь шла помимо всего прочего и о престиже страны. Строился ведь не просто некий храм, строился официальный, правительственный дворцово-храмовый комплекс. По нему иностранные послы и официальные гости судили бы о стране. Это был, в конце концов, вопрос международного престижа.

Конечно, Соломон не ограничивался только представительскими постройками. Он, например, основал в Иерусалиме школу писцов, что в его времена было равнозначно открытию в стране одновременно университета и академии наук. Однако внешняя сторона тоже была важна. Но вместе с тем Храм объективно изменил религиозную жизнь страны, причём существенно. Прежде яхвизм был религией сельской, вписанной в патриархальный уклад крестьянской жизни. Были, конечно, и весёлые многолюдные праздники, но большие религиозные собрания были скорее исключением, чем правилом. Теперь всё менялось. Многолюдные молитвенные собрания и жертвоприношения на храмовом дворе стали регулярными. Вместе с тем яхвизм стал быстро превращаться в религию горожан, число которых при Соломоне начало расти с огромной скоростью.

Храм стал местом формирования новой яхвистской традиции. Традиции, в основе которой лежал опыт Божьего присутствия у храмового алтаря. Присутствия, объединяющего людей вокруг того места, которое Бог выбрал для встречи с людьми. И для того, чтобы пребывать среди Своего народа. А это было куда важнее, чем все религиозно-политические задачи, которые помимо прочих решал Соломон, когда строил Храм. Сам он воспринимал его именно как место Божьего присутствия. Такое, куда может прийти любой, и даже иноплеменник, если он хочет встречи с Богом Израиля. Место, которое становится прообразом Царства — не благодаря той роскоши, которой окружают его люди, а благодаря Богу, Который выбрал его для того, чтобы там каждый ищущий мог встретиться с Ним лицом к лицу.

Другие мысли вслух

 
На 3 Цар 5:1-18
1 И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь. 2 И послал также и Соломон к Хираму сказать: 3 ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; 4 ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; 5 и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: "сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему"; 6 итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.
7 Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для управления этим многочисленным народом! 8 И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых; 9 рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь; но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома. 10 И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию. 11 А Соломон давал Хираму двадцать тысяч кóров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать кóров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год. 12 Господь дал мудрость Соломону, как обещал ему. И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз.
13 И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. 14 И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними. 15 Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, 16 кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу. 17 И повелел царь привозить камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделанные. 18 Обтесывали же их работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне, и приготовляли дерева и камни для строения дома (три года).
Свернуть
И в государстве, и на его границах наконец наступил мир, и теперь стало возможно приступить к строительству храма...  Читать далее

И в государстве, и на его границах наконец наступил мир, и теперь стало возможно приступить к строительству храма. Не только потому, что во время войн невозможно строить, но и потому, что созидание храма требует мирного сердца. Да, Господь и на войне не оставляет Своих верных, Он даёт им победы над врагами, но при этом Он остаётся Подателем и Источником мира. И вот наконец после долгих лет нескончаемых войн появилась возможность напитать миром сердца.

На обращение Соломона к иноземному и иноверному царю Хираму за помощью в возведении храма можно смотреть с разных сторон. В сотрудничестве с язычниками можно увидеть чисто практическое использование специалистов, когда их религиозные убеждения не принимаются во внимание. Можно также рассматривать привлечение язычников к строительству храма Единого Господа как одно из проявлений свойственного Соломону терпимого отношения к поклонникам языческих культов.

Но в участии представителей другого, пока ещё языческого, народа в возведении храма можно увидеть и зримый знак грядущего обращения язычников к Богу Израилеву. И значит, созидание храма совместно иудеями и язычниками ещё раз свидетельствовало о том, что Господь явил Себя среди израильского народа для всех народов земли.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).