15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
Свернуть
Апостол, кажется, противопоставляет друг другу молитву «духом» и молитву «умом». Что же он имеет в виду? Под «духом» Павел понимает то, что сегодня, без всякой богословской подоплёки, мы назвали бы просто дыханием.
Речь может идти как о том «дыхании жизни», которое Бог даровал человеку при сотворении, так и о Божьем дыхании, присутствие которого в себе ощущают пророки во время экстаза. Во всяком случае, речь идёт именно об экстатическом переживании, об ощущении некой Божьей силы, воздействующей на человека и иногда не только охватывающей его извне, но и проникающей внутрь.
Как правило, Божья сила ощущается как нечто безличное, так, что человек может лишь отдать себя ей, предполагая, что за ней стоит Сам Бог, пребывающий рядом с человеком и ведущий его за Собой. При этом нередко оказывается, что человек, находясь под воздействием Божьей силы, не только не владеет собой, но даже не всегда и не всё помнит о происходящем с ним после того, как экстаз окончится. Глоссолалия может быть (а может и не быть) элементом такого экстатического состояния.
Между тем, для окружающих такой экстаз мало полезен: он может лишь стать ярким свидетельством того, как действует сила Божья и что она может сделать с человеком. Потому-то Павел и называет такие явления свидетельством для неверующих: человек, не представляющий себе, что такое сила Божья и Его действие, может, глядя на такой экстаз, составить себе об этом более-менее ясное представление.
Но для самих христиан такой экстаз ничего нового не несёт. Иное дело молитва «умом». Под умом апостол понимает здесь не интеллект, а тот духовный центр человеческой личности, который в Библии обычно называют сердцем («умом» его называли греческие философы, и Павел употребляет это слово в своих посланиях, написанных по-гречески). Речь идёт об осознанной молитве, осознанном богообщении, которое может стать и пророческим, если Бог даст человеку пророческое откровение.
Тут уже открывается не только сила Бога, но и Его воля, которую человек ощущает и осознаёт как часть своего собственного духовного пространства. И, соответственно, может осознанно этой воле следовать. Осознанно общаться с Богом. Словом, жить осознанной духовной жизнью. А значит, если Бог ему это поручит, и наставлять других: он ведь не просто переживает некие экстазы, но и понимает значение и смысл того, что ему открывается и что с ним происходит. Так, как и положено жителю Царства.
Другие мысли вслух
На 1 Кор 14:13-25
13 А потому, говорящий на
незнакомом
языке, молись о даре истолкования.14 Ибо когда я молюсь на
незнакомом
языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на
незнакомом
языке.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.21 В законе написано:
"иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня,
говорит Господь".22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить
незнакомыми
языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: "истинно с вами Бог".
Свернуть
Продолжая разговор о пророчестве и о глоссолалии, Павел указывает на...
Читать далее
Продолжая разговор о пророчестве и о глоссолалии, Павел указывает на важность истолкования того откровения, которое получает «говорящий языками» (ст. 13 – 15). Он прекрасно понимает разницу между спонтанным экстазом, который может пройти для переживающего его без всяких духовных последствий, и откровением как таковым, которое непременно затрагивает духовное «я» («ум») человека. Экстаз иногда действительно оказывается следствием непосредственного воздействия дыхания Божия на природу человека, но собственное духовное «я» человека, которое и делает его самим собой, вполне может остаться при этом незатронутым. И тогда такой человек не сможет ни понять смысла откровения, ни передать его другим (ст. 16 – 17).
Между тем, для христианина, если только он считает себя и действительно является взрослым, духовно зрелым членом Церкви, на первом плане должна быть именно задача собственного духовного развития и духовного развития своей церковной общины, а не радость по поводу своих экстатических переживаний, подобная той радости, которой дети радуются понравившейся им игрушке (ст. 17 – 20).
Конечно, иногда, особенно для людей неверующих, глоссолалия, как и всякое другое явное действие духа Божия, может стать своеобразным свидетельством реальности духовного мира, о котором большинство людей, как правило, не задумывается. Но для самих христиан глоссолалия свидетельством не является, ведь она ничего не прибавляет к духовному опыту ни тех, кто её переживает, ни тех, кто наблюдает её со стороны (ст. 21 – 22). Иное дело пророчество в его традиционной форме: здесь духовная польза налицо, ведь откровение в этом случае принимает форму, в которой оно может быть воспринято и усвоено.
снова на первый план для апостола выходят не переживания отдельных людей сами по себе, хотя бы они и были связаны с их духовной жизнью, а мера участия переживающих в жизни Церкви, а значит, и в жизни Царства, связанная с их переживаниями. В самом деле, любые, даже самые интенсивные духовные переживания сами по себе приходят и уходят. Остаётся лишь Царство и та мера реального участия в его жизни, которая определяет судьбу человека в вечности.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).