Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ам 4:1-13

Поделиться
Слушайте слово сие, телицы Васанские,
  которые на горе Самарийской,
вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих,
  говорящие господам своим: "подавай, и мы будем пить!"
Клялся Господь Бог святостью Своею,
  что вот, придут на вас дни,
когда повлекут вас крюками
  и остальных ваших удами.
И сквозь проломы стен выйдете,
  каждая, как случится,
  и бросите все убранство чертогов,
              говорит Господь.
Идите в Вефиль — и грешите,
  в Галгал — и умножайте преступления;
приносите жертвы ваши каждое утро,
  десятины ваши хотя через каждые три дня.
Приносите в жертву благодарения квасное,
  провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них,
  ибо это вы любите, сыны Израилевы,
              говорит Господь Бог.
За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших
  и недостаток хлеба во всех селениях ваших;
но вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
И удерживал от вас дождь
  за три месяца до жатвы;
проливал дождь на один город,
  а на другой город не проливал дождя;
один участок напояем был дождем,
  а другой, не окропленный дождем, засыхал.
И сходились два-три города в один город,
  чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться;
но и тогда вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба;
  множество садов ваших и виноградников ваших,
  и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница —
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
10 
Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской,
  убивал мечом юношей ваших,
отводя коней в плен,
  так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши;
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
11 
Производил Я среди вас разрушения,
  как разрушил Бог Содом и Гоморру,
  и вы были выхвачены, как головня из огня —
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
12 
Посему так поступлю Я с тобою, Израиль;
  и как Я так поступлю с тобою,
  то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль,
13 
ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер,
  и объявляет человеку намерения его,
утренний свет обращает в мрак,
  и шествует превыше земли;
Господь Бог Саваоф — имя Ему.
Свернуть

Пророчества Амоса рисуют гнев Царя на согрешающих подданных. Люди способны увидеть в красоте и разумной устроенности природы всемогущество и милость Творца, они же могут в бедствиях разглядеть Божие несогласие с человеческим грехом. Страшно наказание, которое посылает Бог грешникам: Он позволяет всему идти «своим чередом» — засуха, голод, мор, войны... Но уготовал Бог гораздо большее: «Приготовься к сретенью (встрече) Бога твоего, Израиль» (Ам. 4:12).

Другие мысли вслух

 
На Ам 4:1-13
Слушайте слово сие, телицы Васанские,
  которые на горе Самарийской,
вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих,
  говорящие господам своим: "подавай, и мы будем пить!"
Клялся Господь Бог святостью Своею,
  что вот, придут на вас дни,
когда повлекут вас крюками
  и остальных ваших удами.
И сквозь проломы стен выйдете,
  каждая, как случится,
  и бросите все убранство чертогов,
              говорит Господь.
Идите в Вефиль — и грешите,
  в Галгал — и умножайте преступления;
приносите жертвы ваши каждое утро,
  десятины ваши хотя через каждые три дня.
Приносите в жертву благодарения квасное,
  провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них,
  ибо это вы любите, сыны Израилевы,
              говорит Господь Бог.
За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших
  и недостаток хлеба во всех селениях ваших;
но вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
И удерживал от вас дождь
  за три месяца до жатвы;
проливал дождь на один город,
  а на другой город не проливал дождя;
один участок напояем был дождем,
  а другой, не окропленный дождем, засыхал.
И сходились два-три города в один город,
  чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться;
но и тогда вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба;
  множество садов ваших и виноградников ваших,
  и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница —
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
10 
Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской,
  убивал мечом юношей ваших,
отводя коней в плен,
  так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши;
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
11 
Производил Я среди вас разрушения,
  как разрушил Бог Содом и Гоморру,
  и вы были выхвачены, как головня из огня —
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
12 
Посему так поступлю Я с тобою, Израиль;
  и как Я так поступлю с тобою,
  то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль,
13 
ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер,
  и объявляет человеку намерения его,
утренний свет обращает в мрак,
  и шествует превыше земли;
Господь Бог Саваоф — имя Ему.
Свернуть
Сегодняшнее чтение затрагивает один из «вечных вопросов» религиозной жизни — вопрос о нравственной составляющей...  Читать далее

Сегодняшнее чтение затрагивает один из «вечных вопросов» религиозной жизни — вопрос о нравственной составляющей религии. Описанная в отрывке ситуация вполне ясна: жители Северного (Израильского) Царства, как видно, не скупились на жертвоприношения и потому считали себя людьми благочестивыми и любимыми Богом, что, однако, отнюдь не мешало им грешить, нарушая заповеди, данные Богом, Которому они поклонялись и приносили жертвы (ст. 4–5). Суть проблемы понятна: Богу не нужны жертвоприношения тех, кто нарушает данные Им заповеди. Ведь жертвоприношение, как его понимали изначально, было, прежде всего, формой богообщения, а общаться с Богом, не соблюдая Его заповедей, очевидно, невозможно.

Но отчего же так неизбывно желание человека свести религиозную жизнь к внешним её формам? Ответом на этот вопрос, возможно, является сама суть религии. Человеку во все времена было свойственно то, что называют обычно религиозным чувством. Ощущение присутствия в мире неких высших сил также было у него всегда. И религия была тем инструментом, который позволял человеку установить отношения с этими силами. Понимаемая так религиозность всегда была делом сугубо человеческим.

И всё же Бог никогда не оставлял человека, даже тогда, когда человек поворачивался к Нему спиной, и потому в каждой человеческой религии были и те искры Откровения, которые некоторым удавалось заметить под напластованиями человеческих построений. Но в яхвизме, в религии Ветхого Завета, всё иначе: здесь Откровение оказывается в центре, а религиозность становится лишь рамкой, той формой, которая позволяет Откровению существовать в истории. Но если Откровение предполагает глубоко личные и интенсивные отношения с Богом, невозможные без соблюдения заповедей и следования нравственным нормам, то религия может порой обходиться без таких отношений вообще.

Религиозность нередко оказывается основана на представлениях, не очень отличающихся от тех, что были характерны для древнего магизма, где контакт с высшими силами носил обычно чисто инструментальный характер, не требовавший никаких личных отношений. И весь этот языческий багаж оказался частью той массовой яхвистской религиозности, которая была свойственна основной массе населения Северного Царства. Неудивительно, что и религиозная жизнь этих людей стала напоминать религиозную жизнь язычников, где на первое место всегда раньше или позже выходила форма, обряд, ритуал. Это общий закон, такова нисходящая динамика духовного движения в падшем мире, где Откровение всегда с течением времени заслоняется человеческой религиозностью, становясь иногда почти незаметным на её фоне. И тогда Бог посылает пророков, чтобы напомнить людям о Себе и о том, что есть главного во всякой религиозной традиции — о нравственности, о заповедях, об Откровении.

Свернуть
 
На Ам 3:1-4:13
1 Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: 
2 только вас признал Я
  из всех племен земли,
потому и взыщу с вас
  за все беззакония ваши.
 
3 Пойдут ли двое вместе,
  не сговорившись между собою?
 
4 Ревет ли лев в лесу,
  когда нет перед ним добычи?
подает ли свой голос львенок из логовища своего,
  когда он ничего не поймал?
 
5 Попадет ли птица в петлю на земле,
  когда силка нет для нее?
Поднимется ли с земли петля,
  когда ничего не попало в нее?
 
6 Трубит ли в городе труба —
  и народ не испугался бы?
Бывает ли в городе бедствие,
  которое не Господь попустил бы?
 
7 Ибо Господь Бог ничего не делает,
  не открыв Своей тайны
  рабам Своим, пророкам.
 
8 Лев начал рыкать —
  кто не содрогнется?
Господь Бог сказал —
  кто не будет пророчествовать?
Провозгласите на кровлях в Азоте
  и на кровлях в земле Египетской
и скажите: соберитесь на горы Самарии
  и посмотрите на великое бесчинство в ней
  и на притеснения среди нее.
10 
Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь:
  насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои.
11 
Посему так говорит Господь Бог:
вот неприятель, и притом вокруг всей земли!
  он низложит могущество твое,
  и ограблены будут чертоги твои.
12 Так говорит Господь: как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе.
13 
Слушайте и засвидетельствуйте дому Иакова,
  говорит Господь Бог, Бог Саваоф.
14 
Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его,
  взыщу и за жертвенники в Вефиле,
и отсечены будут роги алтаря,
  и падут на землю.
15 
И поражу дом зимний вместе с домом летним,
  и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости,
и не станет многих домов,
              говорит Господь.
Слушайте слово сие, телицы Васанские,
  которые на горе Самарийской,
вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих,
  говорящие господам своим: "подавай, и мы будем пить!"
Клялся Господь Бог святостью Своею,
  что вот, придут на вас дни,
когда повлекут вас крюками
  и остальных ваших удами.
И сквозь проломы стен выйдете,
  каждая, как случится,
  и бросите все убранство чертогов,
              говорит Господь.
Идите в Вефиль — и грешите,
  в Галгал — и умножайте преступления;
приносите жертвы ваши каждое утро,
  десятины ваши хотя через каждые три дня.
Приносите в жертву благодарения квасное,
  провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них,
  ибо это вы любите, сыны Израилевы,
              говорит Господь Бог.
За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших
  и недостаток хлеба во всех селениях ваших;
но вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
И удерживал от вас дождь
  за три месяца до жатвы;
проливал дождь на один город,
  а на другой город не проливал дождя;
один участок напояем был дождем,
  а другой, не окропленный дождем, засыхал.
И сходились два-три города в один город,
  чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться;
но и тогда вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба;
  множество садов ваших и виноградников ваших,
  и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница —
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
10 
Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской,
  убивал мечом юношей ваших,
отводя коней в плен,
  так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши;
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
11 
Производил Я среди вас разрушения,
  как разрушил Бог Содом и Гоморру,
  и вы были выхвачены, как головня из огня —
и при всем том вы не обратились ко Мне,
              говорит Господь.
12 
Посему так поступлю Я с тобою, Израиль;
  и как Я так поступлю с тобою,
  то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль,
13 
ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер,
  и объявляет человеку намерения его,
утренний свет обращает в мрак,
  и шествует превыше земли;
Господь Бог Саваоф — имя Ему.
Свернуть
Часто считают, что пророчество — это предсказание будущего, что-то вроде прогноза погоды. Бог позволяет...  Читать далее

Часто считают, что пророчество — это предсказание будущего, что-то вроде прогноза погоды. Бог позволяет пророкам заглянуть в будущее и рассказать о нем людям. Особого смысла в таком пророчестве не видно, разве что напугать! Но Бог через Амоса объясняет совершенно иную задачу пророчества. Прежде всего Он напоминает, что быть избранным народом — это великая честь, но еще более великая ответственность. И если эта ответственность «провалена», то падение будет катастрофическим. Тогда задача пророчества — это предупреждение. Замечательны вопросы в стихах 3-6 3-й главы: они наталкивают на мысль о взаимосвязанности событий. Пророчество появляется не на пустом месте, не просто от проницательности пророка, но потому что Бог замыслил сделать нечто и считает необходимым оповестить об этом людей, чтобы они могли принять в этом какое-то участие — ведь Бог сотворил людей для соработничества. В этом смысл стиха 7, а стих 8 наводит на мысль, что пророков может быть много — и так оно и происходит в последующие несколько столетий.

Пророчества Амоса рисуют гнев Царя на согрешающих подданных. Люди способны увидеть в красоте и разумной устроенности природы всемогущество и милость Творца, они же могут в бедствиях разглядеть Божие несогласие с человеческим грехом. Страшно наказание, которое посылает Бог грешникам: Он позволяет всему идти «своим чередом» — засуха, голод, мор, войны... Но уготовал Бог гораздо большее: «Приготовься к сретенью (встрече) Бога твоего, Израиль» (Ам. 4:12)!

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).