1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. 2 Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. 3 Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. 4 Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. |
5 Не возвратится он в Египет, но Ассур — он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. 6 И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их. 7 Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. |
8 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! 9 Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый; Я не войду в город. |
10 Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, 11 встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь. |
12 Окружил Меня Ефрем ложью и дом Израилев лукавством; Иуда держался еще Бога и верен был со святыми. |
Снова слушающим пророческую речь даётся напоминание о неблагодарности народа к Богу, возлюбившему народ. Невозможно даже перечислить всего, что народ получил от Него за много веков, но вот любимые дети снова и снова отворачиваются от своего Господа. И вот как будто наступил тот момент, когда Его терпение исчерпано и Он получил право истребить отступников.
Так можно было бы рассудить, руководствуясь человеческими понятиями о справедливости. Да и как ещё, как может показаться при поверхностном чтении, можно воспринимать Его суровые обличения? Но заметим, что Сам Господь истреблять непослушных не намерен. Да, такая кара была бы справедливой, но есть у понятия справедливости и скрытый, не сразу постигаемый смысл, который виден только Тому, Кто видит все обстоятельства, от нас на земле скрытые.
Следствием грехов и отступничества будет не гибель, но порабощение Ассирией. И это окажется воплощением мечтаний Израиля, ведь именно те, кто хотел торжества языческих принципов, получат языческое господство. Но Господь не оставит Своего народа в испытаниях, и в конце концов те бедствия, через которые предстоит пройти народу, смогут быть обращены ему на пользу.
9 Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый; Я не войду в город. |
Чем отличается реакция Бога от реакции человека? Прежде всего, наверное, как раз именно тем, что, действуя в конкретной, человеческой греховностью обусловленной, ситуации, Он никогда не принимает спонтанных решений. Конечно, читать о ярости Бога человеку, настроенному сугубо спиритуалистически, наверняка несколько странно.
В самом деле: неужели Богу свойственны все человеческие эмоции? Но всё же, наверное, не стоит забывать, что за человеческими эмоциями часто стоит вполне конкретное отношение к тому или иному человеку или событию, конкретная и нередко вполне осознанная интенция. А отношение и интенции, в отличие от эмоций, свойственны не только человеку, но и Богу, как свойственны они вообще всякой личности. И тогда ярость Бога становится вполне понятной: как видно, речь идёт о чём-то таком, что человека, если бы он мог увидеть ситуацию глазами Бога и оценить её так, как оценивает эту ситуацию Бог, привело бы в ярость. А вот дальше начинаются различия: ведь, в отличие от Бога, Который Свою ярость сдерживает, падшему человеку сдержать её бывает очень непросто. Почему же так? Только ли из-за неумения человека контролировать собственные эмоции? Наверное, всё-таки не только.
Дело, по-видимому, ещё и в отношении падшего человека к конкретной ситуации и к людям, в ней участвующим. Как видно, реакция падшего человека на ситуацию — это именно реакция, спонтанная и непосредственная. Человек видит обычно лишь ближайшую перспективу, ближайшие следствия сложившейся ситуации и оценивает преимущественно или исключительно их. Бог смотрит на дело иначе: Он видит не только всю перспективу, связанную со сложившейся ситуацией, от ближайшей до самой отдалённой, но и те потенции, которые с ней связаны (прежде всего, разумеется, речь идёт о потенциях духовных).
Он видит все открывающиеся, хотя бы и самые маловероятные, возможности благополучного разрешения и выхода из сложившегося тяжёлого положения и готов их использовать. И, конечно, в отличие от человека, Он не собирается применять к проштрафившимся санкции ради санкций, наказывать ради самого наказания, хотя бы наказание состояло лишь в том, чтобы дать согрешившим почувствовать последствия совершённого ими греха.
Если Бог и делает нечто подобное, то лишь тогда, когда Он знает, что это позволит впоследствии задействовать ту или иную из видимых Ему возможностей для выхода из тяжёлого положения, в которое загнал себя своими грехами Его народ. А уж о том, чтобы разорвать однажды заключённый союз-завет, не может быть и речи: пусть от народа останется лишь остаток верных, Бог сохранит верность завету даже ради этого остатка. Собственно, такой взгляд и такое отношение и называется у Осии милосердием. Тем милосердием, на которое народу только и остаётся надеяться после всех совершённых им грехов.
1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. 2 Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. 3 Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. 4 Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. |
5 Не возвратится он в Египет, но Ассур — он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. 6 И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их. 7 Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. |
8 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! 9 Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый; Я не войду в город. |
10 Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, 11 встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь. |
12 Окружил Меня Ефрем ложью и дом Израилев лукавством; Иуда держался еще Бога и верен был со святыми. |
1 Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей. |
Вся греховность, вся неверность Израиля не отменяют любви и верности Божьей. Это для людей характерно мстить за преступления, да еще вдобавок не всегда соблюдая меру возмездия. Но Бог — не человек. Его пути — не наши пути. Он не приходит, чтобы нас истребить, Он посылает в этот мир Своего Сына, Младенца, чтобы на кресте истребился наш грех, чтобы наше сердце повернулось от ожесточения к милости, ибо именно так поступает наш Бог (ст. 8).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||