1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.вся земля полна славы Его! |
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. |
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. |
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. 12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. 13 И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее. |
Должно быть, не случайно Господь предстал перед пророком в год смерти царя. Могут меняться земные властители, но Небесный Царь пребывает постоянно.
Горящий уголь, которым серафим коснулся уст Исаии, был им взят с жертвенника, пылавшего перед лицом Господа. Пророческое служение Исаии стало причастностью к жертве, как и каждое подлинное служение Господу является жертвенным. Именно жертвенный уголь очистил пророка и дал ему возможность дерзновенно вызваться идти на служение.
Но то, что пророку предстоит сказать народу, тяжело. Он должен говорить о том, что люди утратили способность слышать и видеть, так что обращаться к ним со словами правды и мудрости бессмысленно. Но если это так, то зачем вообще пророку выходить на проповедь?
Видимо, для того, чтобы слова всё-таки запали в подкорку хотя бы некоторой части слушателей, чтобы были услышаны хотя бы немногими из людей. И не окажутся ли эти немногие среди того остатка, который после всех бедствий даст новый росток?
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.вся земля полна славы Его! |
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. |
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. |
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. 12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. 13 И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее. |
Как обычный человек становится пророком? Сами пророки очень по-разному об этом рассказывают, но всегда есть момент призвания человека Богом и человеческий отклик. Иногда этот диалог развивается дальше. Смотрите: Бог посылает Исаие видение в храме. Отклик Исаии — покаяние: «горе мне! погиб я!» Бог дает ему очищение и вновь обращается к нему: «Кого мне послать?» И ответ Исаии: «Вот я, пошли меня». Тогда Бог открывает ему ту истину, которую Исаия должен возвестить народу. Все, что в дальнейшем будет говорить Исаия, — это раскрытие того, что в сжатом виде содержится в стихах 9-13. Слышать голос Божий и идти по заповеданному пути, ведя с собой других - вот служение пророка.
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.вся земля полна славы Его! |
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. |
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. |
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. 12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. |
Пророчества Исайи постоянно говорят о том, что станет с миром без Бога. Что станет с миром, в котором люди не принимают и не признают Бога. "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" - спрашивает Господь. В этом вопросе выражено то, что Господь хочет видеть нас. Что мы нужны Ему. Что Он посылает пророка - человека, которого Он очистил от греха для того, чтобы призвать людей к Себе. И в Притчах читаем мы о необходимости труда. Труда духовного для избавления от грехов и пороков. Так в чтении сегодняшнего дня сходятся два величайших пути отношений человека с Богом - постоянный призыв к покаянию и духовному труду. Покаянию перед Богом и ближним своим. Перед тем, с кем ссоришься и кому завидуешь, над кем превозносишься и кем помыкаешь. И весь текст сегодняшнего чтения очень напоминает молитву Св. Ефрема Сирина, которую мы читаем постом и которая служит укреплению нашего понимания основных пороков человеческого сердца, от которых и проистекает Суд миру.
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.вся земля полна славы Его! |
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. |
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. |
9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. 12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. |
Сегодня мы читаем одно из самых знаменитых и прекрасных мест в книге пророка Исайи — видение его в Иерусалимском храме. Пророк созерцает небесное богослужение, в котором бестелесные существа вечно прославляют святость Господа Саваофа. Именно эта ангельская хвала является максимальной, полной противоположностью греху. Жизнь неба сконцентрирована в ней потому, что каждый из видящих Господа видит всю красоту Его. Прославление этой красоты и святости делают самих хвалящих причастными божественной жизни. Не то, чтобы Бог заставлял ангелов славить Его. Он не нуждается в этой хвалебной песни. На земле, когда мы видим что-то по-настоящему прекрасное, мы восклицаем: «Какое чудо! Как здорово!». Песнь серафимов именно этого рода, она рождается из восхищения и удивления божественными совершенствами.
И еще достойно восхищения и удивления, что серафимы говорят о том, что вся земля полна славы Божией. Это уже имеет прямое отношение к нам, людям. Как жизнь неба проходит в хвале, так и жизнь человека может проходить в созерцании и восхищении славой Божией, которой полна вся земля. Именно это и делает Церковь в литургии.
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.вся земля полна славы Его! |
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. |
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. |
Почему-то Господу нужно послать кого-то. Мы всё хотим, чтобы везде и во всём Он действовал Сам, напрямую. Но есть как минимум две причины, по которым Он этого не делает. Первая – то, что Он всё-таки Бог, а не один из нас. После воплощения Сына Божия мы часто забываем об этом, и тогда нам начинает казаться, что Он просто-таки обязан приходить на землю, участвовать во всех наших делах… Мы забываем, что Его помощь не обязанность, а великая милость. Вторая причина – Его уважение к нашей свободе. Он хочет, чтобы мы услышали Его голос не потому, что не услышать невозможно, а потому, что мы захотели услышать. Он оставляет нам свободу заткнуть уши – и потому посылает человека.
А пророк Исаия вообще не спрашивает, зачем Ему кого-то посылать. Он просто мгновенно отвечает на призыв: «Если Тебе надо кого-то послать – вот я, пошли меня».
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! |
В Иерусалимском храме пророк Исайя созерцает небесное богослужение, в котором бестелесные существа вечно прославляют святость Господа Саваофа. Именно эта ангельская хвала является максимальной, полной противоположностью греху. Жизнь неба сконцентрирована в ней потому, что каждый из видящих Господа видит всю красоту Его. Прославление этой красоты и святости делают самих хвалящих причастными божественной жизни. Не то, чтобы Бог заставлял ангелов славить Его. Он не нуждается в этой хвалебной песни. На земле, когда мы видим что-то по-настоящему прекрасное, мы восклицаем: «Какое чудо! Как здорово!». Песнь серафимов именно этого рода, она рождается из восхищения и удивления божественными совершенствами.
И еще достойно восхищения и удивления, что серафимы говорят о том, что вся земля полна славы Божией. Это уже имеет прямое отношение к нам, людям. Как жизнь неба проходит в хвале, так и жизнь человека может проходить в созерцании и восхищении славой Божией, которой полна вся земля. То, что человеческий взгляд видит в основном плохое, видит несовершенство мира, его поврежденность — это результат нашего собственного греха. Сердце наше направлено не на то, чтобы видеть хорошее и благодарить за него, а на то, чтобы предъявлять претензии. Мы можем освобождаться от такого взгляда, искать проявления славы Божией — и тогда мир засверкает совершенно удивительными красками, о которых мы даже не подозревали.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||