Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 13:1-14:27

Поделиться
1 Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов. 
2 Поднимите знамя на открытой горе,
  возвысьте голос;
махните им рукою,
  чтобы шли в ворота властелинов.
 
3 Я дал повеление избранным Моим
  и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих,
  торжествующих в величии Моем.
Большой шум на горах,
  как бы от многолюдного народа,
мятежный шум царств
  и народов, собравшихся вместе:
Господь Саваоф обозревает
  боевое войско.
Идут из отдаленной страны,
  от края неба,
Господь и орудия гнева Его,
  чтобы сокрушить всю землю.
Рыдайте, ибо день Господа близок,
  идет как разрушительная сила от Всемогущего.
Оттого руки у всех опустились,
  и сердце у каждого человека растаяло.
Ужаснулись, судороги и боли схватили их;
  мучатся, как рождающая,
с изумлением смотрят друг на друга,
  лица у них разгорелись.
Вот, приходит день Господа лютый,
  с гневом и пылающею яростью,
чтобы сделать землю пустынею
  и истребить с нее грешников ее.
10 
Звезды небесные и светила
  не дают от себя света;
солнце меркнет при восходе своем,
  и луна не сияет светом своим.
11 
Я накажу мир за зло,
  и нечестивых — за беззакония их,
и положу конец высокоумию гордых,
  и уничижу надменность притеснителей;
12 
сделаю то, что люди будут дороже чистого золота,
  и мужи — дороже золота Офирского.
13 
Для сего потрясу небо,
  и земля сдвинется с места своего
от ярости Господа Саваофа,
  в день пылающего гнева Его.
14 
Тогда каждый, как преследуемая серна
  и как покинутые овцы,
обратится к народу своему,
  и каждый побежит в свою землю.
15 
Но кто попадется, будет пронзен,
  и кого схватят, тот падет от меча.
16 
И младенцы их будут разбиты
  пред глазами их;
  домы их будут разграблены
  и жены их обесчещены.
17 
Вот, Я подниму против них Мидян,
  которые не ценят серебра
  и не пристрастны к золоту.
18 
Луки их сразят юношей
  и не пощадят плода чрева:
  глаз их не сжалится над детьми.
19 
И Вавилон, краса царств,
  гордость Халдеев,
  будет ниспровержен Богом,
  как Содом и Гоморра,
20 
не заселится никогда,
  и в роды родов не будет жителей в нем;
не раскинет Аравитянин шатра своего,
  и пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21 
Но будут обитать в нем звери пустыни,
  и домы наполнятся филинами;
и страусы поселятся,
  и косматые будут скакать там.
22 
Шакалы будут выть в чертогах их,
  и гиены — в увеселительных домах.
1 Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. 2 И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.
3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, 4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь:
как не стало мучителя,
  пресеклось грабительство!
 
5 Сокрушил Господь жезл нечестивых,
  скипетр владык,
 
6 поражавший народы в ярости
  ударами неотвратимыми,
во гневе господствовавший над племенами
  с неудержимым преследованием.
 
7 Вся земля отдыхает, покоится,
  восклицает от радости;
 
8 и кипарисы радуются о тебе,
  и кедры ливанские, говоря:
"с тех пор, как ты заснул,
  никто не приходит рубить нас".
 
9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя,
  чтобы встретить тебя при входе твоем;
пробудил для тебя Рефаимов,
  всех вождей земли;
поднял всех царей языческих
  с престолов их.
 
10 Все они будут говорить тебе:
  и ты сделался бессильным, как мы!
  и ты стал подобен нам!
 
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя
  со всем шумом твоим;
под тобою подстилается червь,
  и черви — покров твой.
12 
Как упал ты с неба,
  денница, сын зари!
разбился о землю,
  попиравший народы.
13 
А говорил в сердце своем:
  "взойду на небо,
выше звезд Божиих
  вознесу престол мой
и сяду на горе в сонме богов,
  на краю севера;
14 
взойду на высоты облачные,
  буду подобен Всевышнему".
15 
Но ты низвержен в ад,
  в глубины преисподней.
16 
Видящие тебя всматриваются в тебя,
  размышляют о тебе:
"тот ли это человек, который колебал землю,
  потрясал царства,
17 
вселенную сделал пустынею
  и разрушал города ее,
  пленников своих не отпускал домой?".
18 
Все цари народов, все лежат с честью,
  каждый в своей усыпальнице;
19 
а ты повержен вне гробницы своей,
  как презренная ветвь,
как одежда убитых, сраженных мечом,
  которых опускают в каменные рвы —
  ты, как попираемый труп,
20 
не соединишься с ними в могиле;
  ибо ты разорил землю твою,
убил народ твой:
  во веки не помянется племя злодеев.
21 
Готовьте заклание сыновьям его
  за беззаконие отца их,
чтобы не восстали
  и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями.
22 И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. 23 И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. 24 С клятвою говорит Господь Саваоф:
как Я помыслил,
  так и будет;
как Я определил,
  так и состоится,
 
25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей
  и растоптать его на горах Моих;
и спадет с них ярмо его,
  и снимется бремя его с рамен их.
 
26 Таково определение, постановленное
  о всей земле,
и вот рука, простертая
  на все народы.
 
27 Ибо Господь Саваоф определил,
  и кто может отменить это?
рука Его простерта —
  и кто отвратит ее?
Свернуть

На страницах Библии Вавилон предстаёт не просто как одна из языческих цивилизаций, но и как оплот и символ язычества, господствующего на земле. И вот ему предстоит рухнуть, обрушиться под тяжестью своих грехов, явившихся следствием демонических основ его духовной жизни. Не случайно, что именно по отношению к Вавилону пророк произносит слова, которые Сын Человеческий повторит, говоря о павшем ангеле, называя того денницей, сыном зари.

Поразительно, что пророчество о том, что Вавилон не заселится никогда, сбылось не только иносказательно, но и в самом прямом смысле, и если многие древние города после бесчисленных войн неоднократно отстраивались, то руины Вавилона сегодня — достояние археологов. Библия обо многом говорит нам притчами, но, как видим, многие из её слов следует понимать совершенно прямо и буквально.

Сбылось пророчество и о земле Филистимской, о которой позднейшие поколения знают только из Библии. Исчезли многие языческие цивилизации, но наследие ярчайших из них, например, Египта или Греции, живо и сегодня. Но что осталось от филистимлян, кроме почти испарившейся памяти об их военных успехах? Их герои и полководцы забыты, и точно так же не оставит о себе доброй памяти любая голая «крутизна».

Сильным казалось языческое и безбожное могущество, но вот оно рухнуло. То, что хотело обойтись не просто без Бога, но и вопреки Ему, не могло не рухнуть.

Другие мысли вслух

 
На Ис 13:1-14:27
1 Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов. 
2 Поднимите знамя на открытой горе,
  возвысьте голос;
махните им рукою,
  чтобы шли в ворота властелинов.
 
3 Я дал повеление избранным Моим
  и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих,
  торжествующих в величии Моем.
Большой шум на горах,
  как бы от многолюдного народа,
мятежный шум царств
  и народов, собравшихся вместе:
Господь Саваоф обозревает
  боевое войско.
Идут из отдаленной страны,
  от края неба,
Господь и орудия гнева Его,
  чтобы сокрушить всю землю.
Рыдайте, ибо день Господа близок,
  идет как разрушительная сила от Всемогущего.
Оттого руки у всех опустились,
  и сердце у каждого человека растаяло.
Ужаснулись, судороги и боли схватили их;
  мучатся, как рождающая,
с изумлением смотрят друг на друга,
  лица у них разгорелись.
Вот, приходит день Господа лютый,
  с гневом и пылающею яростью,
чтобы сделать землю пустынею
  и истребить с нее грешников ее.
10 
Звезды небесные и светила
  не дают от себя света;
солнце меркнет при восходе своем,
  и луна не сияет светом своим.
11 
Я накажу мир за зло,
  и нечестивых — за беззакония их,
и положу конец высокоумию гордых,
  и уничижу надменность притеснителей;
12 
сделаю то, что люди будут дороже чистого золота,
  и мужи — дороже золота Офирского.
13 
Для сего потрясу небо,
  и земля сдвинется с места своего
от ярости Господа Саваофа,
  в день пылающего гнева Его.
14 
Тогда каждый, как преследуемая серна
  и как покинутые овцы,
обратится к народу своему,
  и каждый побежит в свою землю.
15 
Но кто попадется, будет пронзен,
  и кого схватят, тот падет от меча.
16 
И младенцы их будут разбиты
  пред глазами их;
  домы их будут разграблены
  и жены их обесчещены.
17 
Вот, Я подниму против них Мидян,
  которые не ценят серебра
  и не пристрастны к золоту.
18 
Луки их сразят юношей
  и не пощадят плода чрева:
  глаз их не сжалится над детьми.
19 
И Вавилон, краса царств,
  гордость Халдеев,
  будет ниспровержен Богом,
  как Содом и Гоморра,
20 
не заселится никогда,
  и в роды родов не будет жителей в нем;
не раскинет Аравитянин шатра своего,
  и пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21 
Но будут обитать в нем звери пустыни,
  и домы наполнятся филинами;
и страусы поселятся,
  и косматые будут скакать там.
22 
Шакалы будут выть в чертогах их,
  и гиены — в увеселительных домах.
1 Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. 2 И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.
3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, 4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь:
как не стало мучителя,
  пресеклось грабительство!
 
5 Сокрушил Господь жезл нечестивых,
  скипетр владык,
 
6 поражавший народы в ярости
  ударами неотвратимыми,
во гневе господствовавший над племенами
  с неудержимым преследованием.
 
7 Вся земля отдыхает, покоится,
  восклицает от радости;
 
8 и кипарисы радуются о тебе,
  и кедры ливанские, говоря:
"с тех пор, как ты заснул,
  никто не приходит рубить нас".
 
9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя,
  чтобы встретить тебя при входе твоем;
пробудил для тебя Рефаимов,
  всех вождей земли;
поднял всех царей языческих
  с престолов их.
 
10 Все они будут говорить тебе:
  и ты сделался бессильным, как мы!
  и ты стал подобен нам!
 
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя
  со всем шумом твоим;
под тобою подстилается червь,
  и черви — покров твой.
12 
Как упал ты с неба,
  денница, сын зари!
разбился о землю,
  попиравший народы.
13 
А говорил в сердце своем:
  "взойду на небо,
выше звезд Божиих
  вознесу престол мой
и сяду на горе в сонме богов,
  на краю севера;
14 
взойду на высоты облачные,
  буду подобен Всевышнему".
15 
Но ты низвержен в ад,
  в глубины преисподней.
16 
Видящие тебя всматриваются в тебя,
  размышляют о тебе:
"тот ли это человек, который колебал землю,
  потрясал царства,
17 
вселенную сделал пустынею
  и разрушал города ее,
  пленников своих не отпускал домой?".
18 
Все цари народов, все лежат с честью,
  каждый в своей усыпальнице;
19 
а ты повержен вне гробницы своей,
  как презренная ветвь,
как одежда убитых, сраженных мечом,
  которых опускают в каменные рвы —
  ты, как попираемый труп,
20 
не соединишься с ними в могиле;
  ибо ты разорил землю твою,
убил народ твой:
  во веки не помянется племя злодеев.
21 
Готовьте заклание сыновьям его
  за беззаконие отца их,
чтобы не восстали
  и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями.
22 И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. 23 И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. 24 С клятвою говорит Господь Саваоф:
как Я помыслил,
  так и будет;
как Я определил,
  так и состоится,
 
25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей
  и растоптать его на горах Моих;
и спадет с них ярмо его,
  и снимется бремя его с рамен их.
 
26 Таково определение, постановленное
  о всей земле,
и вот рука, простертая
  на все народы.
 
27 Ибо Господь Саваоф определил,
  и кто может отменить это?
рука Его простерта —
  и кто отвратит ее?
Свернуть
Бог избрал Себе народ с тем, чтобы в нем все народы пришли к познанию Его и получили усыновление Отцу...  Читать далее

Бог избрал Себе народ с тем, чтобы в нем все народы пришли к познанию Его и получили усыновление Отцу. Этими главами открывается серия пророчеств о том, как Бог защитит Своих детей от всех угнетателей и поработителей. Сегодня Бог и нам говорит: «Не бойся!». Он — наш Отец и всегда сможет защитить нас от всех внутренних и внешних искушений.

Свернуть
 
На Ис 13:2-13
2 Поднимите знамя на открытой горе,
  возвысьте голос;
махните им рукою,
  чтобы шли в ворота властелинов.
 
3 Я дал повеление избранным Моим
  и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих,
  торжествующих в величии Моем.
Большой шум на горах,
  как бы от многолюдного народа,
мятежный шум царств
  и народов, собравшихся вместе:
Господь Саваоф обозревает
  боевое войско.
Идут из отдаленной страны,
  от края неба,
Господь и орудия гнева Его,
  чтобы сокрушить всю землю.
Рыдайте, ибо день Господа близок,
  идет как разрушительная сила от Всемогущего.
Оттого руки у всех опустились,
  и сердце у каждого человека растаяло.
Ужаснулись, судороги и боли схватили их;
  мучатся, как рождающая,
с изумлением смотрят друг на друга,
  лица у них разгорелись.
Вот, приходит день Господа лютый,
  с гневом и пылающею яростью,
чтобы сделать землю пустынею
  и истребить с нее грешников ее.
10 
Звезды небесные и светила
  не дают от себя света;
солнце меркнет при восходе своем,
  и луна не сияет светом своим.
11 
Я накажу мир за зло,
  и нечестивых — за беззакония их,
и положу конец высокоумию гордых,
  и уничижу надменность притеснителей;
12 
сделаю то, что люди будут дороже чистого золота,
  и мужи — дороже золота Офирского.
13 
Для сего потрясу небо,
  и земля сдвинется с места своего
от ярости Господа Саваофа,
  в день пылающего гнева Его.
Свернуть
Сегодня мы снова читаем о том, какую ценность представляет для Бога человек и мир, который Он создал...  Читать далее

Сегодня мы снова читаем о том, какую ценность представляет для Бога человек и мир, который Он создал. И когда человек, отказываясь от пути греховного, возвращается к Господу, то весь мир, как в раю, принадлежит человеку. И ни в чем не испытывает человек нужды, ничто не смущает и не сеет сомнения, когда Господь рядом. В чистом золоте нет примесей. В праведнике все греховное, все примеси, выплавляются через покаяние и молитву. И праведный путь - это путь огня. В котором мы, по милости Божией, как неопалимая купина, горим и не сгораем, ожидая Царствия Божия и становясь делателями Христовыми.

Свернуть
 
На Ис 14:3
3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,
Свернуть
Есть ли связь между личной или национальной независимостью и духовной жизнью? Иногда может показаться, что есть, и притом самая непосредственная. Не случайно же первая заповедь...  Читать далее

Есть ли связь между личной или национальной независимостью и духовной жизнью? Иногда может показаться, что есть, и притом самая непосредственная. Не случайно же первая заповедь Декалога начинается словами «я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Да и возвращение на землю отцов из вавилонского плена тоже воспринималось репатриантами, как знак того, что Бог простил им, как народу, все грехи, совершённые когда-то их предками. Но, с другой стороны, к примеру, Павел в своих посланиях ничего не говорит о необходимости юридической свободы для рабов, как непременного условия их полноценной христианской жизни (хотя и не советует упускать возможности освободиться от рабской зависимости, если она представится). Да и вавилонский плен, к примеру, в духовном смысле был для еврейского народа временем очень насыщенным, когда была написана Тора и сформировалась Синагога. Так почему же все пророки, включая Исайю Иерусалимского, говорят об освобождении, как о событии не столько политическом, сколько духовном? Может быть, дело тут не только в освобождении как таковом, а в чём-то ещё? В самом деле: плен, порабощение, утрата национальной независимости становятся и в Торе, и в пророческой проповеди следствием духовных провалов, связанных, прежде всего, с отступничеством, равно, впрочем, как и с другими нарушениями данных Богом заповедей. А избавление от плена в таком случае становится знаком того, что духовное состояние народа вновь стало нормальным, нормальным настолько, что ему можно вернуть в управление землю, которую когда-то Бог дал его отцам, не боясь того, что он может её осквернить. И тогда освобождение действительно становится событием духовным: оно означает, что Бог восстанавливает Свой союз с народом, союз-завет, которому Он оставался верен даже тогда, когда народ о нём забыл.

Свернуть
 
На Ис 13:12
12 
сделаю то, что люди будут дороже чистого золота,
  и мужи — дороже золота Офирского.
Свернуть
Бесконечная ценность и уникальность человеческой жизни, о которой говорит Господь через пророка Исайю, сегодня стала почти очевидным, хотя и постоянно нарушаемым принципом. Но полезно помнить, что так было не всегда...  Читать далее

Бесконечная ценность и уникальность человеческой жизни, о которой говорит Господь через пророка Исайю, сегодня стала почти очевидным, хотя и постоянно нарушаемым принципом. Но полезно помнить, что так было не всегда. В то время, когда Господь произнес эти слова, было совсем не так, и люди продавались и покупались, и жизнь не стоила почти ничего. Более того, роду, племени или иной «исторической общности» людей придавалось значение куда большее, чем отдельной личности. Даже понятие личности отсутствовало. Дело, однако, даже не в древних и полузабытых реалиях. Менее века назад относительно цивилизованные страны приносили неисчислимые человеческие жертвы ради социальных и политических идей. Сегодня мы являемся свидетелями войн, в которых людям приходится отдавать жизнь за вещи, мягко говоря, неубедительные. Но воля Божья не изменилась, и слово Господа о том, что человеческая жизнь дороже всего остального в этом мире, по-прежнему актуально. Конечно, приятно осознавать, что с 8-го века до Р.Х., когда Исайя записал эти слова, человечество заметно приблизилось к их реализации. Неприятно, но значительно более полезно осознавать, насколько мы еще от нее далеки.

Свернуть
 
На Ис 13:12
12 
сделаю то, что люди будут дороже чистого золота,
  и мужи — дороже золота Офирского.
Свернуть
Разве кто-то может сказать, как вообще можно исчислять человека стоимостью, дороже – дешевле? Так что же хочет сказать Господь, зачем Он вообще прикладывает к нам бирочку с ценником? Нам кажется, тот, кто именно так воспринимает...  Читать далее

Разве кто-то может сказать, как вообще можно исчислять человека стоимостью, дороже – дешевле? Так что же хочет сказать Господь, зачем Он вообще прикладывает к нам бирочку с ценником? Нам кажется, тот, кто именно так воспринимает этот текст не совсем прав. Потому что, это слова означают совсем иное: самого дорогого в мире – чистого золота будет недостаточно, чтобы купить человека, это значит его и вовсе нельзя будет купить. Кроме того «чистое золото» служит символом безпримесности. А что в нас примеси? Обратимся к Псалтири и построим своего рода диалог между Господом и человеком. «Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота», говорит Господь. «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого», говорит человек (Пс 118:127). Заповеди Господни чисты как золото. Ибо «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Пс 18:10-12) И это на самом деле радостно.

Свернуть
 
На Ис 14:24-32
24 С клятвою говорит Господь Саваоф:
как Я помыслил,
  так и будет;
как Я определил,
  так и состоится,
 
25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей
  и растоптать его на горах Моих;
и спадет с них ярмо его,
  и снимется бремя его с рамен их.
 
26 Таково определение, постановленное
  о всей земле,
и вот рука, простертая
  на все народы.
 
27 Ибо Господь Саваоф определил,
  и кто может отменить это?
рука Его простерта —
  и кто отвратит ее?
28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: 
29 не радуйся, земля Филистимская,
  что сокрушен жезл, который поражал тебя,
ибо из корня змеиного выйдет аспид,
  и плодом его будет летучий дракон.
 
30 Тогда беднейшие будут накормлены,
  и нищие будут покоиться в безопасности;
а твой корень уморю голодом,
  и он убьет остаток твой.
 
31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город!
  Распадешься ты, вся земля Филистимская,
ибо от севера дым идет,
  и нет отсталого в полчищах их.
32 Что же скажут вестники народа?
То, что Господь утвердил Сион,
  и в нем найдут убежище бедные из народа Его.
Свернуть
Сегодня мы читаем два кратких пророчества — об Ассирии и о Филистимской земле, произнесенных пророком Исайей уже после падения Самарии...  Читать далее

Сегодня мы читаем два кратких пророчества — об Ассирии и о Филистимской земле, произнесенных пророком Исайей уже после падения Самарии. Эти пророчества разделяет между собой около четверти века, но оба они сходны по смыслу. Для нас, живущих через 27 веков после обоих этих пророчеств, важнее всего, что они представляют собой древнюю, первоначальную форму апокалипсиса и говорят о смысле истории. Пророк прозревает грядущее и говорит о том, что, несмотря на все хитросплетения интересов и побуждений своих действующих лиц, история имеет смысл и цель. Несмотря на противление народов и царств, несмотря на временное торжество безбожных империй, Господь говорит о будущем: «...как Я помыслил, так и будет, как Я определил, так и состоится». Это пророчество облечено в пугающую форму, но смысл его — великая радость и надежда. Это слова о том, что воля Божья, благая и совершенная, непременно восторжествует.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).