1 Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. 2 Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. |
Христиане часто забывают, что заповедь о субботе никуда не делась. Иисус хранил субботу. Ведь заповедь о субботе не означает обязательное безделье. В талмуде суббота иногда называется «Храм во времени». Это день, который мы отдаем Богу, время, которое Ему принадлежит. В современном мире это особенно важно. Темп жизни все ускоряется, мы делаем одновременно несколько дел, едем на машине, слушая музыку, готовим обед, разговаривая по телефону... Поэтому мы не вкладываем себя в то, что делаем. Нам кажется немыслимым отдать целый день Богу и ничего не делать. Иногда это действительно невозможно, например, если женщина все будние дни работает, а в выходные занята домашним хозяйством. Но, во-первых, можно отдать Богу не субботу, а воскресенье, часть которого мы в любом случае проводим в храме. Во-вторых, если каждое дело, которое мы делаем в тот день, который мы решили отдать Богу, мы будем посвящать Богу, делать это для Него — мы исполним заповедь о субботе. Бог создал этот мир вместе с течением времени, мы живем во времени, все наше время на самом деле принадлежит Богу. Если мы не будем хотя бы раз в неделю об этом вспоминать, время постоянно будет вытекать у нас сквозь пальцы, мы ничего не будем успевать, потому что дар нужно принимать с благодарностью, а то, что у нас есть время жить — Божий дар.
1 Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. 2 Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. 3 Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа", и да не говорит евнух: "вот я сухое дерево". 4 Ибо Господь так говорит: об евнухах которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего — 5 тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. 6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, 7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. 8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. |
9 Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. 10 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. 11 И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; 12 приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. |
Сегодняшнее чтение затрагивает вопрос, чрезвычайно важный для понимания того, что такое Царство и что такое народ Божий. Традиционное для эпохи Исайи Вавилонского представление сводилось к тому, что народ Божий — это еврейский народ, который, после всех испытаний, сделавших его сплочённой этноконфессиональной общиной, по определению праведен и освящён. Конечно, эти свойства приписывались народу в целом, который мыслился как общность не только национальная и религиозная, но и духовная. Но считалось, что недостоинство отдельных членов общины отнюдь не мешает общине в целом являть образец праведности. Праведность воспринималась, в некотором смысле, как неотъемлемое свойство общины. Что же касается всех остальных, как, впрочем, и некоторых членов общины, считавшихся, подобно, к примеру, евнухам, религиозно неполноценными, то на них, как считалось, качества общины не распространялись. Даже если, к примеру, язычник принимал яхвизм и становился иудеем, войдя в Синагогу (а яхвизм без Синагоги был в те времена уже немыслим), он всё равно не считался полноправным её членом: таковыми становились лишь его дети, а иногда и внуки. Исайя же смотрит на это совершенно иначе. И прежде всего потому, что понимает: праведность в принципе не может принадлежать ни отдельному человеку, ни общине в целом. Праведность и суд принадлежат одному Богу, а человеческая праведность и человеческий суд в лучшем случае могут быть лишь отражением Его праведности (ст. 1 – 2). И только тогда, когда человек становится свидетелем и проводником праведности Божией, может он рассчитывать на то, что в день Суда будет оправдан и войдёт в Царство. Одной принадлежности к общине мало, нужно ещё определённое качество духовной жизни, которое даётся не людьми, а Богом. И дано оно может быть каждому, кто его ищет, будь то даже человек, с точки зрения традиционной для Царства никак не подходящий, как, к примеру, тот же евнух или иноплеменник, вообще не имеющий отношения к народу Божию по крови, но ищущий Царства и хранящий праведность (ст. 4 – 8). Такой взгляд на народ Божий и на Царство, конечно, стал понятен и приемлем для Синагоги далеко не сразу, хотя впоследствии представление о том, что с приходом Мессии к народу Божию начнут активно присоединяться язычники, в раввинистической традиции возобладало. Но в полной мере правота Исайи Вавилонского раскрылась, конечно, лишь с приходом в мир Спасителя.
1 Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. 2 Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. 3 Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа", и да не говорит евнух: "вот я сухое дерево". 4 Ибо Господь так говорит: об евнухах которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего — 5 тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. 6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, 7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. 8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. |
9 Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. 10 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. 11 И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; 12 приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. |
Для Бога нет своих и чужих. Мы же — наоборот, с детства привыкаем делить мир на хороших и плохих, на наших и не наших. Наверное, это естественно для нашей падшей природы — держаться за ближних, отталкиваясь от дальних. Через эту стадию прошел и Израиль, который, осознав свою богоизбранность, был вынужден отделиться от других народов стеной ритуальных запретов. Тем необычнее для него весть Исаии о том, что дом Господа будет домом молитвы для всех народов. Но приходит время взрослеть, пора увидеть, что Бог выше нашей ограниченности. Он — Бог всех, Он любит всех, всех зовет к вере, так что для него уже нет «ни эллина, ни иудея». Не странно ли, что мы через две с половиной тысячи лет после этого пророчества находим в своих религиозных воззрениях место для национализма, узости, вражды?
1 Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. 2 Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. 3 Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа", и да не говорит евнух: "вот я сухое дерево". 4 Ибо Господь так говорит: об евнухах которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего — 5 тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. 6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, 7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. 8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. |
9 Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. 10 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. 11 И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; 12 приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. |
Призыв хранить субботу, то есть посвящать часть своей жизни молитвенному предстоянию перед Богом, здесь обращён к тем, кого до сих пор не признавали достойными равноправия. До сих пор звучало уже немало пророческих призывов оказывать милость иноплеменникам, чуждым по происхождению, но теперь мы слышим и о том, что Бог не отвергает также и евнухов, тех, кого люди привыкли считать неполноценными не только физически, но и во всех отношениях. И вот теперь Господь провозглашает, что для Него нет неполноценных, все, кого люди отвергают по нелепым, хотя и кажущимся серьёзными причинам, Ему дороги, всех Он готов принять.
Пройдёт несколько веков, и на дороге из Иерусалима в Газу Филипп встретит эфиопского вельможу, в одном лице иноплеменника и евнуха (Деян. 8:26-39), и тот одним из первых иноплеменников войдёт в Церковь. Перед встречей эфиоплянин будет читать Книгу Исаии, то её место, за которым, через несколько поворотов пергаментного свитка, стоят именно эти строки.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||