1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ (жертвы их) и кланялся богам их.3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору.
6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.7 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье,8 и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи.
10 И сказал Господь Моисею, говоря:11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира,13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых.
14 Имя убитого Израильтянина, который убит с Мадианитянкою, было Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова;15 а имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского.
16 И сказал Господь Моисею, говоря:17 враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их,18 ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора.
Свернуть
Иногда нас поражает жестокость, с которой связан Божий и человеческий суд в Ветхом Завете. Скорее, при этом мы должны помнить две вещи: во-первых, сознание древнего человека не вмещает одновременно понятия о «свободе совести» и о верности Богу. А во-вторых, речь идет не просто о «религиозных традициях» или о культуре, но — о жизни и смерти. Нам, живущим (обычно) в атмосфере религиозной терпимости, и имеющим заповедь не судить других, часто не достает понимания этого контраста между верой и неверностью, которые несут нам соответственно жизнь или смерть.
Другие мысли вслух
На Числ 25:1-18
1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ (жертвы их) и кланялся богам их.3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору.
6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.7 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье,8 и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи.
10 И сказал Господь Моисею, говоря:11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира,13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых.
14 Имя убитого Израильтянина, который убит с Мадианитянкою, было Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова;15 а имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского.
16 И сказал Господь Моисею, говоря:17 враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их,18 ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора.
Свернуть
История с жёнами-язычницами показательна и может, на первый взгляд, стать хорошей иллюстрацией для широко распространённого представления о Божьем наказании за грех. Грех и впрямь налицо, притом один из...
Читать далее
История с жёнами-язычницами показательна и может, на первый взгляд, стать хорошей иллюстрацией для широко распространённого представления о Божьем наказании за грех. Грех и впрямь налицо, притом один из самых страшных: речь ведь идёт об отступничестве, об измене Богу, а верность Богу Тора ценит дороже жизни. Потому-то казнь или убийство отступника и не считалось грехом — отступнику, как думали, лучше умереть сразу, чем продолжать жить в том состоянии, в котором он оказался после отступничества.
Кажется, и Бог подтверждает правильность такого взгляда: эпидемия, накрывающая лагерь из-за совершённого греха — прекрасное тому свидетельство. Между тем, уже ветхозаветные пророки говорили, что Бог не хочет гибели грешников, Он хочет их обращения, их раскаяния и их спасения. Отчего же тогда происходят бедствия, подобные описанным в этой главе? Ответ на заданный вопрос надо искать не столько в сфере религиозной, сколько в области духа.
Богу ведь не так важно (а чаще всего и вовсе не важно), следуем мы тем или иным религиозным правилам или нет. Иное дело заповеди — но тут не правила, тут Божья воля, Божьи интенции, обращённые к нам с тем, чтобы мы знали, какой духовный и жизненный путь Бог считает для нас оптимальным. Мы вольны следовать этим путём или нет, выбор тут полностью наш, но полноценную духовную жизнь в падшем мире и нормальные отношения с Собой Бог может нам гарантировать только на пути, который определил Он Сам.
Падший мир вообще место духовно опасное, и Бог специально обозначает своими метками тот безопасный путь, идя которым мы придём к Нему, а не потеряемся в пустоте. Тут как с тропинкой на болоте: если идти, строго следуя оставленным на деревьях зарубкам, есть шанс выйти из болота или по крайней мере прийти туда, где помогут и подскажут, что делать дальше. Если же пренебречь зарубками, спасательная команда (во главе со Спасителем) никого не будет наказывать, но шанс утонуть в болоте в таком случае приближается к ста процентам.
Оказавшись же в болоте из-за собственного пренебрежения указателями, едва ли имеет смысл обвинять Того, Кто эти указатели расставил: Он не хотел никому навредить, но Он также не может никого заставить следовать указателям насильно. Вот эпидемия, описанная в книге, и есть одно из множества тех бедствий, с которыми сталкивается народ, уходя с Божьего пути в духовное болото. Там действительно может случиться всё, что угодно, но при чём же тут Бог?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).