1 Если в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, 2 то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят
расстояние
до городов, которые вокруг убитого; 3 и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, (и) которая не носила ярма, 4 и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; 5 и придут священники, сыны Левиины (ибо их избрал Господь Бог твой служить Ему и благословлять именем Господа, и по слову их должно
решить
всякое спорное дело и всякий причиненный вред,) 6 и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над (головою) телицы, зарезанной в долине, 7 и объявят и скажут: "руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; 8 очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил (из земли Египетской), и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови". И они очистятся от крови. 9
Так
должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать (доброе и) справедливое пред очами Господа (Бога твоего). |
10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, 11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, 12 то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, 13 и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; 14 если же она
после
не понравится тебе, то отпусти ее,
куда
она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее. |
15 Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая,
так
и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой — 16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; 17 но первенцем должен признать сына нелюбимой (и) дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему
принадлежит
право первородства. |
18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их — 19 то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания 20 и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; 21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и
так
истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся. |
22 Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, 23 то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве), и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел. |
Заповеди Второзакония в основном направлены на укрепление в народе единобожия, поддержание в народе нравственности и ответственности за свою жизнь. Но, благовестие о том, что любовь больше, чем вера и надежда, постоянно прорывается через суровые уставы и законодательства. Особенно часто это касается прямых отношений с Богом или отношений в браке (эти две темы очень сильно связаны в Библии). Так и в этой главе две заповеди о браке учат нас тому, что такое любовь: как она связана с уважением и самоотдачей; какая разница между любовью и симпатией; насколько совместима любовь с собственичеством (запрет на продажу жены-пленницы). Постепенно из этих заповедей вырастет Песнь Песней или слова Павла о браке как образе божественной любви.
1 Если в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, 2 то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят
расстояние
до городов, которые вокруг убитого; 3 и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, (и) которая не носила ярма, 4 и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; 5 и придут священники, сыны Левиины (ибо их избрал Господь Бог твой служить Ему и благословлять именем Господа, и по слову их должно
решить
всякое спорное дело и всякий причиненный вред,) 6 и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над (головою) телицы, зарезанной в долине, 7 и объявят и скажут: "руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; 8 очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил (из земли Египетской), и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови". И они очистятся от крови. 9
Так
должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать (доброе и) справедливое пред очами Господа (Бога твоего). |
10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, 11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, 12 то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, 13 и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; 14 если же она
после
не понравится тебе, то отпусти ее,
куда
она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее. |
15 Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая,
так
и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой — 16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; 17 но первенцем должен признать сына нелюбимой (и) дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему
принадлежит
право первородства. |
18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их — 19 то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания 20 и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; 21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и
так
истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся. |
22 Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, 23 то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве), и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел. |
Приведённые в данной главе книги законы между собой роднит одна общая черта: все они обращают внимание на преступление как на источник скверны, как на нечто такое, что человека оскверняет. Тора вообще смотрит на грех как на скверну, считая именно это его свойство наиболее опасным и разрушительным. Грех ведь с точки зрения верующего яхвиста, особенно допленной эпохи, был связан не только и не столько с нарушением нравственной нормы, сколько с той стеной, которую он ставил между грешником и Богом.
Скверна — это то, что мешает человеку освятиться. То, что мешает Божьему на человека воздействию, действию Божьей любви и Божьего дыхания, которое иначе могло бы изменить человека, сделав его частью большого Божьего мира. Грех между тем порождает скверну, а скверна отделяет человека от Бога так, что человек вместо большого Божьего мира оказывается в отделённом от Бога маленьком мирке таких же отделившихся, как он сам.
Оскверняли же человека в дохристианские времена порой даже такие вещи, которые прямо с грехом связаны не были. Например, непогребённый труп убитого — даже если не удавалось найти убийцу. Его надо было предать погребению, надо было совершить все связанные с погребением очистительные обряды — просто потому, что тут налицо встреча со смертью, которая никогда для человека не проходит бесследно. Да и с живыми не всё просто.
Нельзя отказаться от той, которую, по очень точному слову Писания, «смирил» — потому, что, как очень верно заметил современный автор, мы в ответе за тех, кого приручаем. Нельзя перешагнуть через естественный и законный интерес одного из своих детей только потому, что тебе больше нравится мать другого. Нельзя втаптывать в грязь собственных родителей — какими бы они ни были. Всё это в первую очередь снижает меру полноты жизни того, кто так поступает — а значит, и всей общины, которая реагирует соответственно.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||