1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. |
Говоря об отношениях с ближними, в том числе внутри семей, состоящих из христиан и язычников, Пётр указывает на них как на возможность научиться и богообщению, и жизни в Царстве. Собственно, так же смотрит апостол и на всю вообще общественную жизнь: она для него лишь средство для главного, для практики духовной жизни. А семья — место, где для такой практики складываются условия, нигде более невозможные. В самом деле: все прочие отношения являются более-менее эпизодическими, а отношения в семье — регулярными и систематическими.
К тому же, если речь идёт, к примеру, о церковной общине, то там, в условиях, когда религиозный энтузиазм неизбежно выходит на первый план, многое в отношениях как бы затушёвывается, уходя в тень, особенно тогда, когда члены общины не живут вместе и встречаются хоть и регулярно, но на короткое время. Семья — дело другое. В семье отдыхают, и нередко также от того, что некоторые называют «духовной жизнью».
Вот тогда-то, когда человек отдыхает от мнимой «духовной жизни» (а на самом деле от собственной, порой становящейся утомительной, религиозности), он и становится самим собой, и тогда его подлинный духовный уровень оказывается очевиден каждому живущему с ним, а иногда и ему самому. Семья таким образом оказывается прекрасным местом для духовной практики, и апостол это прекрасно понимает. Так же, как понимает он и то, насколько велик соблазн на волне религиозного энтузиазма, нередко сопровождающего обращение, оставить «языческую» семью и поискать чего-нибудь более «духовного».
Пётр настаивает на том, что духовность начинается с принятия человека таким, какой он есть. Только так можно надеяться, что когда-нибудь человек этот станет другим. Это не значит, что христианин должен подражать окружающим и ради них переставать быть тем, что он есть. Но и требовать от других, чтобы они немедленно перестали быть тем, что они есть, он не имеет никакого права.
Здесь, собственно, всё то же приятие данности человеческого мира, о которой апостол уже говорил, когда касался вопроса об отношении христианина к общественным институтам и установлениям. В конце концов, ведь и Бог действует так же. Он не требует от нас, чтобы мы были идеальными людьми. Он принимает нас такими, какие мы есть с тем, чтобы сделать нас такими, какими Он хочет нас видеть. Только так можно помочь человеку войти в Царство. А это ведь и есть главная задача.
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной
красоте
кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. |
7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. |
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). |
Читая те части посланий, которые выглядят как точные и недвусмысленные инструкции поведения, очень легко заметить массу ошибок в подведении других людей. Но основная задача при чтении сегодняшнего отрывка, внимательно и точно исполнить то, что относится к тебе и, возможно, совсем пропустить в тексте то, что относится к другому. Рассказывая о том, как строятся взаимоотношения в семье, наверное, Апостол Петр в самую последнюю очередь ждет от нас фраз типа: "Ну вот, теперь все ясно, ничего не получится до тех пор, пока она не начнет мне повиноваться" или " Конечно, мы не можем быть вместе, пока он не начнет обращаться со мной, как с немощным сосудом". И наши отношения с людьми не будут подражанием Христу до тех пор, пока мы будем ждать, что по отношению к нам все должны быть милосердны и дружелюбны, что никто не будут воздавать нам злом за наше зло. Читая послания и действуя сообразно прочитанному, придется начать с себя, чтобы увидеть действительно добрые дни.
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной
красоте
кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. |
7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. |
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). |
Наставления жёнам даны более развёрнуто, нежели мужьям. Вряд ли причиной тому однобокая требовательность по отношению к женщинам, ведь мужчин апостол призывает быть не менее ответственными. Но трудно отделаться от впечатления, что Петр пророчески прозревает те времена, когда в Церкви сёстры будут количественно преобладать над братьями и понесут основное свидетельство о Христе. Да и нельзя сказать, чтобы апостольские советы касались только женщин, ведь Петр продолжает развивать мысль о необходимости мирно и дружелюбно строить отношения христиан с окружающими людьми, не обязательно родственниками, и видимым образом, без лишних слов, являть плоды преображающего действия веры.
Призыв не воздавать злом за зло совершенно естественно звучит в устах Петра и никогда не является лишним напоминанием. Но показательно, что Петр, так же как Иаков, призывает удерживать язык свой ото зла и не допускать в адрес недоброжелателей ответных ругательств. Нам, не привыкшим обуздывать свою речь, может показаться чрезмерной апостольская требовательность к речи. Но она обоснована, ведь словом можно и убить, так что не следует увеличивать зло и разрушение тем, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||