16 В день сей Господь Бог твой завещевает тебе исполнять (все) постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей. 17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, 19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил. |
В Торе нередко говорится о Божьем народе как о народе особом, который Бог любит особенно и к которому относится тоже по-особому. У некоторых читателей Библии это вызывает недоумение, а порой и возмущение: выходит, у Бога есть какие-то любимчики, к которым Он относится не так, как к прочим? Значит, и Он не беспристрастен? Между тем, слова Торы не относятся ни к еврейскому, ни к какому бы то ни было другому народу. Звучит странно, но это так. Слова Торы относятся к народу Божьему.
Таким народом в истории человечества стал народ еврейский — тут сомнений нет. Но Бога еврейский народ интересует особенно именно как народ Божий, а не как один из множества существовавших тогда на земле семитских народов. А Божьим народом надо стать. И надо им быть. Вот к этому Бог и призывает Свой народ. Он устами Моисея говорит: ты дал сегодня Мне обещание и взял на себя ответственность за его исполнение. И Я беру на Себя ответственность и даю тебе обещание, которое исполню. Но лишь при одном условии: ты будешь Моим народом не на словах, а на деле.
Всё, что Я тебе обещаю, возможно лишь при одном условии: нормальных отношений со Мной. Может показаться, что Бог привязывает к Себе Свой народ теми благами, которые обещает в обмен на послушание. Но дело всё-таки в другом. Дело в том, что сами эти блага невозможно получить вне контекста тех отношений, которые связывают Бога с Его народом и с каждым, кто к Его народу принадлежит. Они — часть процесса этих отношений, они возможны лишь в том духовном пространстве, которое с ними связано и ими определяется.
В пространстве, которое можно было бы назвать пространством Завета. Вот там, в пространстве Завета, и становится еврейский народ народом Божьим. Там происходит встреча с Богом. Туда приходит Мессия. Там открываются двери Царства. Там происходит всё, что называют иногда историей спасения. Туда и зовёт Бог Свой народ с тем, чтобы ему быть и оставаться Его народом. И получить обещанное народу Божьему. Вначале землю. А потом — Мессию и Царство.
16 В день сей Господь Бог твой завещевает тебе исполнять (все) постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей. 17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, 19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил. |
В чём смысл союза-завета, заключённого Богом со Своим народом? Прежде всего завет, как и любой другой союз, представляет собой договор, притом договор взаимообязывающий. Это может показаться странным: ведь тогда получается, что Бог связывает Себя какими-то обязательствами перед человеком!
Связанный Бог действительно кажется странным. Но Он идёт на это совершенно добровольно. Он знает, что иначе, не беря на себя никаких обязательств, ни с кем никаких отношений не построишь. Он соглашается ограничить Себя рамками, понятными человеку, с тем, чтобы и человек согласился ограничить себя рамками, приемлемыми для Него. Тора, история которой начинается на Синае в день заключения завета, и представляет собой эти рамки.
Заключая союз-завет со Своим народом, Бог тоже берёт на Себя в соответствии с данной Им Торой вполне определённые обязательства. Но есть и разница: Законодатель оказывается в данном случае одной из сторон заключённого в соответствии с Им же данным законом союза. Если бы речь шла о людях (по крайней мере, о людях падших), такая ситуация была бы чревата разного рода злоупотреблениями: ведь получается, что гарантом договора выступает одна из его сторон. Но на Бога в этом отношении (так же, впрочем, как и во всех остальных) можно положиться: более надёжного гаранта не найти.
Какие же обязательства берёт на Себя Бог? Он обещает поставить Свой народ выше всех других народов и сделать его священным, освящённым («святым») народом. Может показаться, что это прихоть, каприз: Бог решил завести Себе на земле любимца, который будет жить по специально для него придуманным правилам, а Бог за это предоставит ему особые привилегии.
Но дело, разумеется, вовсе не в том, что Богу нужны любимцы. Дело в том, что у Него есть для человечества особый план, предполагающий решение особого рода задач, из которых главная — приход Мессии и привнесение в наш непреображённый мир Царства, которое его преобразит. Тут не обойтись без особого, освящённого народа, которому и особые правила даются не просто так, а для того, чтобы он мог это состояние освящения не терять как можно дольше. Избранность же в таком случае означает не особые права, а особую ответственность: за заключённый союз, за дарованную Тору, а впоследствии — за Мессию и за то Царство, которое с Ним войдёт в мир.
16 В день сей Господь Бог твой завещевает тебе исполнять (все) постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей. 17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, 19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил. |
В этом маленьком отрывке нам дана простая суть завета человека и Бога. Старайся исполнять данные Богом заповеди от всего сердца, от всей души. Не обманывай себя, действительно старайся. За это тебе обещают не конфету, не памятник за хорошее поведение. Если ты будешь стремиться к Богу от всего сердца, то ты будешь Его народом. Нет здесь никакой торговли " ты - мне, я - тебе", никаких обязанностей, никаких требований. Есть только конкретно определенный выбор: стремись к Богу все душой, и Он будет твоим Богом. Ты будешь с Ним всегда, если только этого захочешь.
16 В день сей Господь Бог твой завещевает тебе исполнять (все) постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей. 17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, 19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил. |
Мы живем по законам этого мира и хотим, чтобы Господь судил нас по своему закону. Божий закон — закон Любви. Мы не можем понять его, так как он не вписывается ни в наше понимание милосердия (мы часто понимаем его как попустительство), ни в наше понимание справедливости (мы часто превращаем ее в ригоризм и даже в жестокость). По закону любви судит только Бог. Закон любви действует только в Его царстве. В Божьем царстве живет Его народ. В Ветхом Завете это царство принадлежало только тому народу, который получил от Бога Закон — еврейскому народу. Господь избрал Себе этот народ. После смерти и воскресения Христа каждый человек, принимающий закон и исполняющий его «от всего сердца и от всей души» — может войти в Царство и быть судимым по закону Любви. Только и закон теперь другой. Он может показаться более простым, ведь правил намного меньше, закон Ветхого Завета и запомнить было трудно. Но ведь наш закон — тот самый закон любви, который мы не можем понять. И смысл нашей жизни в том, чтобы услышать, понять, исполнить этот закон. Смотреть на Христа, который его исполнил, подражать Ему, слушать и пытаться понять, что такое Любовь.
1 Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней; 2 то возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его; 3 и приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: "сегодня исповедую пред Господом Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам". 4 Священник возьмет корзину из руки твоей и поставит ее пред жертвенником Господа Бога твоего. |
5 Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: "отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; 6 но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; 7 и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; 8 и вывел нас Господь из Египта (Сам крепостию Своею великою и) рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, 9 и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед; 10 итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне, (от земли, где течет молоко и мед). И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим, 11 и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя. 12 Когда ты отделишь все десятины произведений (земли) твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, 13 тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома (моего) святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; 14 я не ел от нее в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил все, что Ты заповедал мне; 15 призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам — так как Ты клялся отцам нашим (дать нам) землю, в которой течет молоко и мед". |
16 В день сей Господь Бог твой завещевает тебе исполнять (все) постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей. 17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, 19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил. |
Сегодняшняя глава замечательно показывает, что вера древнего Израиля не была просто религией народа, но должна была быть личной верой каждого человека. Молитвы, которые он должен был произносить перед Богом, и ритуальный диалог со священником ставили израильтянина в центр истории спасения, осуществления Господних обетований. Через это каждый был призван к личному знанию Бога (а не только о Боге). Каждый верующий однажды (или не однажды) должен встать перед вопросом: знаю ли я Бога — или только читал о Нем? Возможно, в этом нам поможет описание личного участия в Завете, которое мы сегодня читали.
1 Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней; 2 то возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его; 3 и приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: "сегодня исповедую пред Господом Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам". 4 Священник возьмет корзину из руки твоей и поставит ее пред жертвенником Господа Бога твоего. |
5 Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: "отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; 6 но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; 7 и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; 8 и вывел нас Господь из Египта (Сам крепостию Своею великою и) рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, 9 и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед; 10 итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне, (от земли, где течет молоко и мед). И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим, 11 и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя. 12 Когда ты отделишь все десятины произведений (земли) твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, 13 тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома (моего) святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; 14 я не ел от нее в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил все, что Ты заповедал мне; 15 призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам — так как Ты клялся отцам нашим (дать нам) землю, в которой течет молоко и мед". |
16 В день сей Господь Бог твой завещевает тебе исполнять (все) постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей. 17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; 18 и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, 19 и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил. |
Когда дело касается яхвистских праздников, никогда нельзя быть уверенным, идёт ли речь о чём-то сугубо земледельческом или о вещах куда более глубоких. Так и в сегодняшнем отрывке: здесь, совершенно очевидно, упомянут праздник первых плодов, который называется по-еврейски Шавуот и который мы обычно зовём Пятидесятницей. Однако в данном случае с ним оказывается связано нечто явно выходящее за рамки простого освящения первых плодов. Тут речь идёт об освящении уже не только плодов, но и всей земли, и народа, на ней живущего, и того пути, которым Бог привёл Свой народ на предназначенную Им для него землю.
Получается, что путь этот надо освящать снова и снова каждый год, как бы обновляя его — не только землю, которая была обретена в конце пути, но и самый путь тоже. Некоторые библеисты считают, что текст этой главы, полностью или частично, был изначально ритуальным, связанным с праздником Шавуот. Так это или нет однозначно сказать сложно, но, во всяком случае, очевидно, что перед нами осмысление праздника, появившееся, возможно, достаточно рано, быть может, ещё в эпоху первых царей.
В его появлении нет ничего странного. В самом деле: Бог ведь творит всё, что творит, в полноте Своего большого мира, где нет ничего преходящего и временного в нашем смысле слова. Конечно, даже большой Божий мир — всего лишь творение, и оно существует во времени, а не вне его, как Творец, но тут существование во времени предполагает соотнесённость с той полнотой времён, где ничто не исчезает бесследно и не уходит в прошлое, более не существующее, как происходит в нашем маленьком мирке, отделённом от большого Божьего мира.
Для нас прошлое более не актуально, если мы не используем его наработки в настоящем, для Бога в Его большом мире оно актуально всегда. Для Него всегда актуальна та динамика, которая для нас актуальна лишь однажды — во время, когда на наших глазах и с нашим участием происходят те или иные события. Вот освящение пути и напоминает нам о большом Божьем мире, о том, что для Бога он — вечное настоящее, даже если нам кажется, что путь уже в прошлом. Бог призывает нас к жизни в настоящем Его большого мира — ведь именно такую жизнь на Своей земле Он обещал Своему народу.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||