1 Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие 2 и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. 3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. 4 Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их. 5 А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым. 6 Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми 7 и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь. |
8 И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: "за что Господь так поступил с этим великим городом?" 9 И скажут в ответ: "за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им". |
10 Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей. |
11 Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда, 12 но умрет в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит земли сей. |
13 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, 14 кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные" — и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. 15 Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. 16 Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. |
17 Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие. |
18 Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: "увы, брат мой!" и: "увы, сестра!" Не будут оплакивать его: "увы, государь!" и: "увы, его величие!" 19 Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима. |
20 Взойди на Ливан и кричи, и на Васане возвысь голос твой и кричи с Аварима, ибо сокрушены все друзья твои. 21 Я говорил тебе во время благоденствия твоего; но ты сказал: "не послушаю". Таково было поведение твое с самой юности твоей, что ты не слушал гласа Моего. 22 Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь постыжен и посрамлен за все злодеяния твои. 23 Живущий на Ливане, гнездящийся на кедрах! как жалок будешь ты, когда постигнут тебя муки, как боли женщины в родах! |
24 Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя 25 и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки Халдеев, 26 и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где вы не родились, и там умрете; 27 а в землю, куда душа их будет желать возвратиться, туда не возвратятся. 28 "Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он — сосуд непотребный? за что они выброшены — он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?" 29 О, земля, земля, земля! слушай слово Господне. 30 Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее. |
Чего же Господь хочет от Своих людей? «[Иосия] разбирал дело бедного и нищего... Не это ли значит знать Меня?». Но мы привыкли, что Бог обличает их в неверности, в поклонении другим богам, словом, в религиозной измене. Нам, живущим много столетий спустя, очевидно, что религия — одно, а этика, нравственность — совсем другое: можно быть неверующим, но сострадательным и добрым человеком, а можно быть верующим негодяем. Тем парадоксальнее для нас эта формулировка: осуществлять в жизни милосердие и справедливость значит знать Бога. Человеческой, братской любви эти слова придают бездонный, бесконечно огромный смысл: это не просто нравственность, хорошее поведение, этические установки... Это — опытное прикосновение к Святому, это значит жить жизнью Творца.
1 Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие 2 и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. 3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. 4 Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их. 5 А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым. 6 Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми 7 и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь. |
8 И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: "за что Господь так поступил с этим великим городом?" 9 И скажут в ответ: "за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им". |
10 Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей. |
11 Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда, 12 но умрет в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит земли сей. |
13 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, 14 кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные" — и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. 15 Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. 16 Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. |
17 Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие. |
18 Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: "увы, брат мой!" и: "увы, сестра!" Не будут оплакивать его: "увы, государь!" и: "увы, его величие!" 19 Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима. |
20 Взойди на Ливан и кричи, и на Васане возвысь голос твой и кричи с Аварима, ибо сокрушены все друзья твои. 21 Я говорил тебе во время благоденствия твоего; но ты сказал: "не послушаю". Таково было поведение твое с самой юности твоей, что ты не слушал гласа Моего. 22 Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь постыжен и посрамлен за все злодеяния твои. 23 Живущий на Ливане, гнездящийся на кедрах! как жалок будешь ты, когда постигнут тебя муки, как боли женщины в родах! |
24 Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя 25 и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки Халдеев, 26 и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где вы не родились, и там умрете; 27 а в землю, куда душа их будет желать возвратиться, туда не возвратятся. 28 "Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он — сосуд непотребный? за что они выброшены — он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?" 29 О, земля, земля, земля! слушай слово Господне. 30 Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее. |
Казалось бы, в своём обращении к царю пророк, возвещающий предстоящие бедствия, мог бы ограничиться их перечислением. Ведь если всё уже предопределено и ничего не изменишь, какой смысл пытаться исправлять нравы? Вроде бы поздно! Но нет, Иеремия начинает речь с призывов править справедливо, с раскрытия того, в чём состоит справедливое правление.
Здесь мы снова видим, что предопределение не исключает неожиданных изменений как в одну, так и в другую сторону. Господь, попускающий последствиям грехов свалиться на голову грешника, может его и помиловать, и тогда возвещённые первоначально бедствия могут не случиться или же будут смягчены. Но Он же может и отменить обетование, данное тем, кто повёл себя недопустимо, кто перестал быть достоин Его даров.
Именно так Господь готов отменить царствование израильтян на престоле дома Давидова в словах, приведённых в этой же части пророчества. Мы знаем, что и после ряда завоеваний были цари из числа израильтян, поэтому эти слова могут показаться неверными. Но не потому они не полностью сбылись, что были неверны, но потому, что милость Господа превысила то, о чём Он дал грозные предупреждения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||