Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Соф 3:1-20

Поделиться
Горе городу нечистому и оскверненному,
  притеснителю!
Не слушает голоса,
  не принимает наставления,
на Господа не уповает,
  к Богу своему не приближается.
Князья его посреди него
  — рыкающие львы,
судьи его — вечерние волки,
  не оставляющие до утра ни одной кости.
Пророки его — люди легкомысленные,
  вероломные;
священники его оскверняют святыню,
  попирают закон.
Господь праведен посреди него,
  не делает неправды,
каждое утро являет суд Свой
  неизменно;
  но беззаконник не знает стыда.
Я истребил народы,
  разрушены твердыни их;
пустыми сделал улицы их,
  так что никто уже не ходит по ним;
разорены города их:
  нет ни одного человека, нет жителей.
Я говорил: "бойся только Меня,
  принимай наставление!"
и не будет истреблено жилище его,
  и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем;
а они прилежно старались
  портить все свои действия.
Итак ждите Меня, говорит Господь,
  до того дня, когда Я восстану для опустошения;
ибо Мною определено собрать народы,
  созвать царства,
чтобы излить на них негодование Мое,
  всю ярость гнева Моего;
ибо огнем ревности Моей
  пожрана будет вся земля.
Тогда опять Я дам народам
  уста чистые,
чтобы все призывали имя Господа
  и служили Ему единодушно.
10 
Из заречных стран Ефиопии
  поклонники Мои, дети рассеянных Моих,
  принесут Мне дары.
11 
В тот день ты не будешь срамить себя
  всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня,
ибо тогда Я удалю из среды твоей
  тщеславящихся твоею знатностью,
и не будешь более превозноситься
  на святой горе Моей.
12 
Но оставлю среди тебя
  народ смиренный и простой,
и они будут уповать на имя Господне.
13 
  Остатки Израиля
не будут делать неправды,
  не станут говорить лжи,
и не найдется в устах их
  языка коварного,
ибо сами будут пастись и покоиться,
  и никто не потревожит их.
14 
Ликуй, дщерь Сиона!
  торжествуй, Израиль!
веселись и радуйся от всего сердца,
  дщерь Иерусалима!
15 
Отменил Господь приговор над тобою,
  прогнал врага твоего!
Господь, царь Израилев, посреди тебя:
  уже более не увидишь зла.
16 
В тот день скажут Иерусалиму:
"не бойся", и Сиону:
"да не ослабевают руки твои!"
17 
Господь Бог твой среди тебя,
  Он силен спасти тебя;
возвеселится о тебе радостью,
  будет милостив по любви Своей,
будет торжествовать о тебе
  с ликованием.
18 
Сетующих о торжественных празднествах
  Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.
19 
Вот, Я стесню
  всех притеснителей твоих в то время,
и спасу хромлющее,
  и соберу рассеянное,
и приведу их в почет и именитость
  на всей этой земле поношения их.
20 
В то время приведу вас
  и тогда же соберу вас,
ибо сделаю вас именитыми и почетными
  между всеми народами земли,
когда возвращу плен ваш
  перед глазами вашими, говорит Господь
Свернуть

Коротка книга пророка Софонии. Вот уже и последняя глава. Но как ярко выражена весть! Бог свят и не может более терпеть греха, лжи и несправедливости в народе израильском. Он призывает людей опомниться и обратиться к Нему, но Его не слушают. Он предупреждает о грозящей опасности, обещая, что отвратит ее, если люди вспомнят о Боге, но они не внемлют. Тогда нет другого пути — и катастрофа, разрушение Израиля и Иудеи, грядет. Но Бог не только справедлив, но и милостив. Он и в плену будет взывать к Своему народу, и часть народа, «остаток», обратится, смиренно признает свою зависимость от Бога и отбросит гордыню. Тогда Бог возвратит Свой народ из плена в землю обетованную и восстановит разрушенное царство. И заканчивается книга гимном радости о сияющем Сионе, прославленном Иерусалиме.

Реальная история подтвердила истинность этих предсказаний, но ветхозаветные пророчества для нас важны еще и тем, что они прообразуют движения души, личную историю каждого человека. И мы можем увидеть здесь описание нашего личного пути, вовремя внять предупреждениям, принести покаяние и войти в торжество Господа в Его Новом Иерусалиме.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Соф 3:1-20
Горе городу нечистому и оскверненному,
  притеснителю!
Не слушает голоса,
  не принимает наставления,
на Господа не уповает,
  к Богу своему не приближается.
Князья его посреди него
  — рыкающие львы,
судьи его — вечерние волки,
  не оставляющие до утра ни одной кости.
Пророки его — люди легкомысленные,
  вероломные;
священники его оскверняют святыню,
  попирают закон.
Господь праведен посреди него,
  не делает неправды,
каждое утро являет суд Свой
  неизменно;
  но беззаконник не знает стыда.
Я истребил народы,
  разрушены твердыни их;
пустыми сделал улицы их,
  так что никто уже не ходит по ним;
разорены города их:
  нет ни одного человека, нет жителей.
Я говорил: "бойся только Меня,
  принимай наставление!"
и не будет истреблено жилище его,
  и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем;
а они прилежно старались
  портить все свои действия.
Итак ждите Меня, говорит Господь,
  до того дня, когда Я восстану для опустошения;
ибо Мною определено собрать народы,
  созвать царства,
чтобы излить на них негодование Мое,
  всю ярость гнева Моего;
ибо огнем ревности Моей
  пожрана будет вся земля.
Тогда опять Я дам народам
  уста чистые,
чтобы все призывали имя Господа
  и служили Ему единодушно.
10 
Из заречных стран Ефиопии
  поклонники Мои, дети рассеянных Моих,
  принесут Мне дары.
11 
В тот день ты не будешь срамить себя
  всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня,
ибо тогда Я удалю из среды твоей
  тщеславящихся твоею знатностью,
и не будешь более превозноситься
  на святой горе Моей.
12 
Но оставлю среди тебя
  народ смиренный и простой,
и они будут уповать на имя Господне.
13 
  Остатки Израиля
не будут делать неправды,
  не станут говорить лжи,
и не найдется в устах их
  языка коварного,
ибо сами будут пастись и покоиться,
  и никто не потревожит их.
14 
Ликуй, дщерь Сиона!
  торжествуй, Израиль!
веселись и радуйся от всего сердца,
  дщерь Иерусалима!
15 
Отменил Господь приговор над тобою,
  прогнал врага твоего!
Господь, царь Израилев, посреди тебя:
  уже более не увидишь зла.
16 
В тот день скажут Иерусалиму:
"не бойся", и Сиону:
"да не ослабевают руки твои!"
17 
Господь Бог твой среди тебя,
  Он силен спасти тебя;
возвеселится о тебе радостью,
  будет милостив по любви Своей,
будет торжествовать о тебе
  с ликованием.
18 
Сетующих о торжественных празднествах
  Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.
19 
Вот, Я стесню
  всех притеснителей твоих в то время,
и спасу хромлющее,
  и соберу рассеянное,
и приведу их в почет и именитость
  на всей этой земле поношения их.
20 
В то время приведу вас
  и тогда же соберу вас,
ибо сделаю вас именитыми и почетными
  между всеми народами земли,
когда возвращу плен ваш
  перед глазами вашими, говорит Господь
Свернуть
О каком городе здесь идёт речь? Конечно же, в первую очередь об Иерусалиме, ведь к его жителям Софония обращается непосредственно. Однако возникает впечатление...  Читать далее

О каком городе здесь идёт речь? Конечно же, в первую очередь об Иерусалиме, ведь к его жителям Софония обращается непосредственно. Однако возникает впечатление, что не об одних лишь иерусалимлянах здесь говорится, и вряд ли случайно пророчества о возмездии за грехи иудеев перемежаются с обличением их языческих соседей. Так что отнести сказанное мы, видимо, вполне могли бы и к тем, и к другим.

Но именно поэтому в очередной раз не помешает задуматься: только ли к своим современникам обращается пророк, или же его слова относятся и к людям иных эпох, вплоть до нашего времени? Ведь и сегодня вокруг себя мы можем увидеть те же беззакония, что и тысячи лет назад, да и не только увидеть! Мы и сами не раз в них участвовали, так что и ныне горе городу грешному и осквернённому...

Но и после того, как пророчество возвестило предстоящее излияние ярости гнева Господня, мы слышим удивительное обетование о чистых устах, которые будут дарованы всем народам для того, чтобы славить Создателя. В Своём гневе Господь истребляет всякую нечистоту, но Он же и очищает от неё всех, кто обратится к Нему. Перед нами важное свидетельство: приговор грешному народу может быть отменён, если народ уйдёт с путей нечестия.

Свернуть
 
На Соф 3:12
12 
Но оставлю среди тебя
  народ смиренный и простой,
и они будут уповать на имя Господне.
Свернуть
Смирение и простота нередко упоминаются в Библии, как отличительные качества праведника. Но о какой простоте идёт речь? Имеется ли в виду социальное положение, или образование, или ещё что-нибудь? Наверное, если бы бедность гарантировала праведность...  Читать далее

Смирение и простота нередко упоминаются в Библии, как отличительные качества праведника. Но о какой простоте идёт речь? Имеется ли в виду социальное положение, или образование, или ещё что-нибудь? Наверное, если бы бедность гарантировала праведность, классовая борьба с собственниками и эксплуататорами до победного конца была бы единственно возможным средством построения Царства Божия. Но никто из пророков, высоко ценивших социальную справедливость, так вопрос не ставил. Тогда что же следует считать простотой? Быть может, отказ от образования, от излишней учёности? Конечно, неграмотность не грех, так же, как и глупость, хотя и то, и другое создаёт порой немало проблем. Но неграмотность и необразованность сами по себе тоже к праведности и к Царству никого не приближают. Но что же тогда? В еврейском тексте Библии понятия «простота» и «прямота, цельность» нередко обозначаются одним и тем же словом. Быть может, здесь и ответ? В самом деле, духовная жизнь становится простой и естественной тогда, когда живущий обретает внутреннюю цельность, прежде всего, цельность воли, предполагающую и собранность, и решимость, и готовность идти до конца однажды выбранным путём. А Бог помогает идущему, но лишь тогда, когда он готов подчиниться Богу полностью и без оговорок. Такая готовность и есть смирение, то настоящее смирение, которое не связано ни с какими словами, жестами или, тем более, формой одежды. Так понятые смирение и простота действительно помогают праведнику идти за Богом. И войти в Царство.

Свернуть
 
На Соф 3:14-18
14 
Ликуй, дщерь Сиона!
  торжествуй, Израиль!
веселись и радуйся от всего сердца,
  дщерь Иерусалима!
15 
Отменил Господь приговор над тобою,
  прогнал врага твоего!
Господь, царь Израилев, посреди тебя:
  уже более не увидишь зла.
16 
В тот день скажут Иерусалиму:
"не бойся", и Сиону:
"да не ослабевают руки твои!"
17 
Господь Бог твой среди тебя,
  Он силен спасти тебя;
возвеселится о тебе радостью,
  будет милостив по любви Своей,
будет торжествовать о тебе
  с ликованием.
18 
Сетующих о торжественных празднествах
  Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.
Свернуть
Пророк Софония описывает, как выглядит человек обратившийся. Конечно, считая этот текст адресованным Богородице, мы тоже не ошибемся...  Читать далее

Пророк Софония описывает, как выглядит человек обратившийся. Конечно, считая этот текст адресованным Богородице, мы тоже не ошибемся, ведь Ее обращенность, отданность Богу совершенна. Радикальное изменение жизни человека, в жизнь которого вошел Иисус, описано в этом тексте предельно просто: «уже более не увидишь зла». Дело не в том, что зла нет рядом, не в том, что оно не пытается убить или разрушить то, до чего может дотянуться. Видеть зло уже невозможно тому, кто смотрит на новорожденного Младенца. До зла ли тут?

Свернуть
 
На Соф 3:14-18
14 
Ликуй, дщерь Сиона!
  торжествуй, Израиль!
веселись и радуйся от всего сердца,
  дщерь Иерусалима!
15 
Отменил Господь приговор над тобою,
  прогнал врага твоего!
Господь, царь Израилев, посреди тебя:
  уже более не увидишь зла.
16 
В тот день скажут Иерусалиму:
"не бойся", и Сиону:
"да не ослабевают руки твои!"
17 
Господь Бог твой среди тебя,
  Он силен спасти тебя;
возвеселится о тебе радостью,
  будет милостив по любви Своей,
будет торжествовать о тебе
  с ликованием.
18 
Сетующих о торжественных празднествах
  Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.
Свернуть
«Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя». Вот и ответ на вопрос — чему радоваться?...  Читать далее

«Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя». Вот и ответ на вопрос — чему радоваться? Может быть, сейчас не видно никаких причин для радости. Может быть, сегодня в сердце мрак и пустота. Но что бы ни случилось — Господь с тобой и силен спасти тебя. Если сейчас Он попускает эту темноту — это не значит, что Он не рядом. Вспоминается старая притча: человек видит свой путь. На всём пути — рядом его следы и следы Бога. А в какие-то моменты — в самые трудные моменты жизни — следы только кого-то одного. «Господи, где же Ты был?» — «Я нёс тебя на руках». Что бы ни случилось — Он рядом, помним мы об этом или нет, чувствуем мы это или нет. И это — неиссякаемый источник радости. Давайте же не забывать черпать из этого источника.

Свернуть
 
На Соф 3:15
15 
Отменил Господь приговор над тобою,
  прогнал врага твоего!
Господь, царь Израилев, посреди тебя:
  уже более не увидишь зла.
Свернуть
Утверждение пророка о том, что Израиль «больше не увидит зла», в исторической перспективе кажется излишне оптимистичным. В самом деле, пророчество это, судя по тому, что знаем мы о пророке и о его эпохе сегодня, было связано с крахом Ассирийской империи, принесшей Иудее...  Читать далее

Утверждение пророка о том, что Израиль «больше не увидит зла», в исторической перспективе кажется излишне оптимистичным. В самом деле, пророчество это, судя по тому, что знаем мы о пророке и о его эпохе сегодня, было связано с крахом Ассирийской империи, принесшей Иудее (как, впрочем, и всему Ближнему Востоку) немало зла. Но исторические беды Иудеи и еврейского народа на этом, как известно, далеко ещё не закончились: впереди был Вавилонский плен, конфликт с самарянами и персидскими властями в годы восстановления Иерусалима и Храма, гонения Антиоха Эпифана, наконец, катастрофа 70 г. н.э., положившая конец истории древней Иудеи. Можно было бы, конечно, локализовать пророчество Софонии во времени и отнести его лишь к той конкретной ситуации, которая складывалась в Палестине в середине VII в. до н.э., когда Иудее действительно непосредственно ничто не угрожало. Но тогда пришлось бы признать, что пророчество это имеет лишь исторический интерес. А между тем, пророк видит не только ближайшую перспективу, он говорит и о том испытании, которое постигнет народ за отступничество. И радость об избавлении от страшного врага у него оказывается лишь прообразом того торжества, которое ждёт выдержавших это грядущее испытание. А объединяет их нечто, уже выходящее за пределы исторического бытия, как такового: присутствие Божие посреди Своего народа, которое, собственно, и делает еврейский народ народом Божиим в полном смысле слова. И тогда вся история становится историей этого присутствия, историей откровения, актуальной во все времена.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).