Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Зах 7:1-14

Поделиться
1 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, 2 когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа 3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?"
4 И было ко мне слово Господа Саваофа: 5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? 6 И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? 7 Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены?
8 И было слово Господне к Захарии: 9 так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; 10 вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. 11 Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. 12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. 13 И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. 14 И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею.
Свернуть

Не только отдельные лица, но и вся эпоха восстановления Храма в известном смысле становится прообразом времени прихода Мессии. Многое меняется с наступлением новой эпохи, как в том, так и в другом случае. Но многое и остается неизменным, как вечное установление Вседержителя. То, что пророк Захария сообщает читателю в седьмой главе, обозначает различие между тем, что изменчиво, и тем, что постоянно, и это различие радикальным образом протворечит расхожим представлениям древности и нашего времени.

Иудеи, оставшиеся в Вавилоне, управляемом благоволившим к ним персидским царем Дарием, отправляют в Иерусалим послов с вопросом, следует ли им соблюдать ставшие традиционными посты пятого и седьмого месяцев. Первый из них был установлен после 587 г. до Р.Х. в знак скорби о разрушении Иерусалима, а второй появился около того же времени в память о последнем восстании иудеев и убийстве Годолии, которого Навуходоносор оставил управлять покоренной Иудеей. Теперь Храм в Иерусалиме восстанавливается — нужно ли продолжать скорбеть о разрушении прежнего? Посланцы вавилонских иудеев ожидают, насколько можно судить, один из двух ответов. Возможно, священники и пророки постановят, что пост следует отменить, коль скоро перестала существовать причина скорби. Но, может быть, они решат, что пост следует сохранить как традиционное установление, знаменующее важный поворот в истории народа...

Но ответ, который Господь дает через Захарию, лежит в совершенно ином измерении и поражает своей горечью. Почти в это же время о том же самом говорит Господь через Второисайю; не исключено даже, что оба пророка (Второисайя и Захария) отвечают на один и тот же вопрос. И в том, и в другом случае Господь отвергает традиционные посты как нечто, совершаемое людьми не ради Него, но ради самих себя. «Для Меня ли вы постились?» — восклицает от лица Господня Захария. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» — говорит Он через Второисайю (Ис 58:3). Традиционное обрядовое установление оказывается пустым и бессмысленным, потому что не Господь является его целью. Казалось бы, что еще может быть целью такого религиозного феномена, как пост? Нет, говорит Господь, не для Него, а для себя постились иудеи, чтобы утешить свое горе, чтобы выразить свою скорбь, «чтобы показаться постящимися пред людьми», как сформулирует эту мысль Господь Иисус Христос. Глубоко личное переживание скорби и покаяния приняло в среде вавилонских иудеев общественный характер и стало показным и неискренним.

И Господь говорит через Захарию и Второисайю, что на самом деле было нужно иудеям, что должно было выражать их покаяние и скорбь. «Так говорил тогда [в преддверии плена] Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему» — напоминает Захария. Второисайя же говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом...» (Ис 59:6). Для Бога важно не внешнее выражение раскаяния, но, говоря словами Иоанна Крестителя, «достойный плод покаяния». Пророк Захария с горечью восклицает, что именно к милосердию, к состраданию, к деятельной любви к ближнему призывает Господь людей, и именно это могло защитить Иерусалим от разрушения, потому что именно в этом заключается правда Божья. Но иудеи «не хотели внимать... за то и постиг их великий гнев Господа», напоминает пророк то, что давно возвестили его предшественники.

Очевидно, что с изменением исторических условий именно требование милосердия и сострадания остается неизменным, именно милость является плодом покаяния и очищения, которых ждет Господь. А традиционные установления, напротив, не удостаиваются даже обсуждения, настолько тесно связаны они с конкретными историческими обстоятельствами и духовными задачами времени. Нельзя не заметить, что совершенно то же самое будет говорить иудеям и Христос, когда напомнит им слова пророка Осии: «милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений (Ос 6:6, Мф 9:13). Но и тогда, как во времена Второисайи и Захарии, иудеи не захотят внимать Ему. Слишком удобно для людей заменять плод покаяния его внешним выражением, и эта проблема характерна не только для иудеев.

Другие мысли вслух

 
На Зах 7:1-14
1 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, 2 когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа 3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?"
4 И было ко мне слово Господа Саваофа: 5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? 6 И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? 7 Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены?
8 И было слово Господне к Захарии: 9 так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; 10 вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. 11 Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. 12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. 13 И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. 14 И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею.
Свернуть
Людей интересует пост с точки зрения правил поведения, но Господь напоминает о том, для чего установлен пост. Упрёк...  Читать далее

Людей интересует пост с точки зрения правил поведения, но Господь напоминает о том, для чего установлен пост. Упрёк Господа, адресованный современникам Захарии, в том, что они постились или же не постились не для Него, а для себя, актуален и теперь, и не только потому, что в наше время часто можно услышать, например, рассуждения о пользе поста как средства достижения околомедицинских целей, наподобие разгрузки организма, когда пост отделяется от молитвы и веры. Здесь пост и отсутствие поста упомянуты рядом, если они не соотносятся с волей Бога. И пост, и трапеза могут совершаться пред Его взором, ведь не случайно при жертвоприношении часть жертвенного мяса поедалась пред Господом Его служителями. Через Захарию Господь ещё раз напоминает о том, что уже возвещалось Им через прежних пророков, например, через Исаию: пост немыслим без милости и сострадания.

Господь напоминает также, что Он не слушает тех, кто отказывается слышать Его. Можно слушать и не слышать, можно самоуверенно полагать, что всё у нас благополучно и не замечать собственных дел, привычных до автоматизма...

Свернуть
 
На Зах 7:14
14 И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею.
Свернуть
И сегодня, и во все времена много говорилось и говорится о праве еврейского народа на данную ему Богом...  Читать далее

И сегодня, и во все времена много говорилось и говорится о праве еврейского народа на данную ему Богом землю. В самом деле: всякому, кто внимательно и непредвзято прочтёт Библию, станет вполне очевидно, что земля Израиля принадлежит лишь одному народу, народу Божию, которому Бог её отдал… во владение? В безусловную собственность? И здесь начинается та историческая коллизия, о которой немало сказано всё в тех же библейских книгах.

Уже Пятикнижие, по сути, отрицает безусловное и неограниченное право народа Божия на данную ему Богом землю. Тора прямо связывает право народа на владение землёй с соблюдением заключённого прежде с Богом союза-завета. Говоря строго, речь идёт не о владении, а о потенциально бессрочном пользовании, которое, однако, может быть ограничено вплоть до полного лишения народа полученной им от Бога земли в случае нарушения им заключённого союза. Но парадокс ситуации заключается в том, что данная Богом Своему народу в пользование земля Самим Богом обозначается как земля священная.

По общему смыслу традиционного библейского понимания святыни, священного, освящённого святыня может принадлежать только Богу и тем, кого Бог освятил, как освятил Он Своим присутствием Свой народ. Только освящённый Богом народ может владеть освящённой Богом землёй, только такое единство народа и земли может быть духовно адекватным. Потому-то и не может никакой другой народ быть настоящим, полноценным хозяином земли, приготовленной Богом для Своего народа. Но это, разумеется, само по себе не означает, что она не может оказаться во власти какого-нибудь другого народа, как всякая другая земля в падшем мире, раздираемом войнами и борьбой за территории. Однако произойти такое может лишь в том случае, если народ Божий нарушит условия заключённого с Богом союза и перестанет быть народом Божиим в той мере, в какой его нарушает. Бог не отворачивается от Своего народа даже тогда, когда народ отворачивается от своего Бога.

Но право на святыню он теряет, и в пределе утеря такого права означает разрушение Храма — дома Божия, Самим Богом освящённого, — и утрату земли, то изгнание, о котором и напоминает пророк своим соплеменникам. И тогда земля приходит в запустение: ведь отдать её другому народу Бог не может, а Его собственный народ оказывается духовно не готов к тому, чтобы стать настоящим её хозяином и хранителем. Земля превращается в пустыню и ждёт своего часа. Ждёт, когда предназначенный ей Богом народ вновь станет её достоин.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).