13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. |
Послания апостола Павла к Тимофею по своему тону напоминают завещание. Апостол передает ученику свое служение и дает ему самые необходимые наставления. Поэтому заслуживает особого внимания неоднократное упоминание им «здравого» или «доброго» учения (см. 1 Тим. 4:6, 16, 6:3; 2 Тим. 3:14, 4:3) в противовес «бабьим басням» и «непотребному пустословию». Это показывает, что уже во времена первых апостолов в Церковь проникали лжеучения, мифологизация (именно греческое слово «миф» передается в русском переводе словом «басня») и разрушающие любовь споры о второстепенном. Павел призывает Тимофея крепко держаться самых основ христианской жизни — первоначального апостольского предания, веры во Христа Иисуса и дарованной Им любви к Богу и людям. Тогда верность Евангелию защитит от лжеучения, вера в Сына Человеческого остановит мифотворчество, а любовь не позволит разномыслиям перерасти в ссоры и расколы. Не кажется ли вам, что эти наставления Павла актуальны и сегодня?
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, |
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. |
3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5 приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. |
6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. |
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, 11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. 12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. 13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. 14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. |
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. 16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, 17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. 18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь. |
Павел говорит, казалось бы, абсурдные слова: «Благодарю Бога, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью». Кто молится — Павел или Бог? Почему Павел благодарит Господа за собственные молитвы? Да именно потому, что наша молитва невозможна без действия Бога в нас! В «Хрониках Нарнии» Льюиса Аслан говорит: «Вы не воззвали бы ко мне, если бы я не воззвал к вам». Мы не можем призвать имя Его, если Он не позовёт нас. И потому всякая наша молитва — это Его подарок нам, за который мы можем быть благодарны...
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, |
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. |
3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5 приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. |
6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. |
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, 11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. 12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. 13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. 14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. |
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. 16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, 17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. 18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь. |
Начиная своё второе послание Тимофею, Павел снова напоминает ему о том, что составляет основу христианства, не как новой религии, а как новой жизни в Царстве, о которой Тимофей призван свидетельствовать так же, как и сам Павел, за это свидетельство арестованный (ст. 8 – 11). Как видно, христианство для апостола — не новое учение, а новое свидетельство, которое, однако, оказывается свидетельством о том, что было задумано Богом от начала времён. Павел и здесь остаётся верен тем традиционным представлениям о Мессии и о народе Божием, которые предполагали, что и Мессия, и народ были частью Божия плана ещё до сотворения мира. Но теперь апостол особо выделяет то, что составляет смысл замысла Бога относительно народа Божия: освящение верных, а через них — и всего мира (ст. 9; соответствующее греческое выражение может означать не только «святой призыв», но и «призыв к святости», т.е. к освящению и к освящённой жизни).
Такое представление о миссии народа Божия было частью раввинистической традиции евангельской эпохи; Павел же распространяет его на Царство и на новый народ Божий, связывая с ним восходящие к поздним пророкам представления о мессианском остатке, которым для него и является Церковь. Неудивительно, что свидетельство о Царстве оказывается для апостола неотделимым от действия того дыхания («духа») Божия, которое даёт человеку силу, любовь и целомудрие, избавляя его от страха (ст. 7). Конечно, Павел в данном случае говорит о духовных дарах, полученных Тимофеем во время возложения рук; но, с другой стороны, он вспоминает и то духовное воспитание, которое получил Тимофей в родном доме, и те усилия, к которым апостол призывает своего ученика с тем, чтобы ему не потерять полученных от Бога даров (ст. 3 – 6).
Как видно, свидетельство оказывается делом богочеловеческим: Бог даёт человеку то, что ему для этого необходимо, а человек в свою очередь берёт на себя ответственность за то, чтобы принять и сохранить Божий дар, позволив ему проявиться во всей полноте. Проявиться при любых обстоятельствах, даже тогда, когда свидетельство оказывается связано с исповедничеством или мученичеством. Ведь жизнь Царства больше жизни нашего, ещё не преображённого мира, и каждый подлинный свидетель об этом знает.
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||