Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
2
Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
3
Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
4
Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.
5
Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.
6
Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
7
Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.
8
Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
9
Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
10
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
11
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. (Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.)
12
Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
13
Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. (Смотрящий кротко помилован будет; а встречающийся в воротах стеснит других.)
14
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.
15
Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
17
Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.
18
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
19
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.
20
Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.
21
Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
22
Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
23
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
24
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
25
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
26
Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
27
Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
28
На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Свернуть
Может показаться, что когда притчи говорят о практической отдаче от праведного образа жизни, в них делается упор на земной выгоде. Праведнику действительно обещаются благоденствие, похвала от людей, урожай и прочие радости, но подчёркивается, что всё это — не самоцель, а следствие мудрости и праведности, а они взаимосвязаны. Но ни мудрость, ни праведность не валяются на дороге, а они исходят изнутри, связаны с умением слышать себя и другого, умением владеть собой и не превозноситься. Это не абстракции, навязываемые извне, а то, что воздействует на человека. По этой же причине, скажем, и лживость — нечто большее, чем неверное высказывание, она уводит от Бога и разрушает отношения между людьми, да и самого подверженного этому пороку человека.
Следование мудрым путём не только праведно, но и может принести практическую выгоду, но только в том случае, когда не выгода стоит для него на первом плане. Тот, кто гонится за выгодой, рискует не получить её, и даже добившись, способен разрушить себя.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).