Мудрый сын слушает наставление отца; а буйный не слушает обличения.
2
От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.
3
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
4
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
5
Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
6
Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
7
Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
8
Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
9
Свет праведных весело горит; светильник же нечестивых угасает. (Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.)
10
От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость.
11
Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.
12
Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни.
13
Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается.
14
(У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.)
15
Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
16
Добрый разум доставляет приятность; путь же беззаконных жесток.
17
Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
18
Худой посол попадает в беду, а верный посланник — спасение.
19
Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.
20
Желание исполнившееся — приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
21
Общающийся с мудрыми будет мудр; а кто дружит с глупыми, развратится.
22
Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
23
Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
24
Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
25
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
26
Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
Свернуть
Владение собой начинается с удержания слов, которые вот-вот сорвутся с языка. Эта древняя мудрость, закреплённая и Ветхим, и Новым Заветом (Иак. 3:3-10), в наше время, когда самая «крутая» ругань стала нормой, а оскорбления совершаются легко и незаметно, как дыхание, многими усваивается с трудом. Но свобода слова тогда остаётся свободой, когда мы не становимся рабами собственных влечений, когда не язык навязывает нам стереотипы, а мы им владеем. Навязчивая склонность не только к ругани, но и к словам-паразитам, многие из которых — скрытая ругань (таков сверхпопулярный «блин»), свидетельствует о неумении контролировать тёмные влечения и отклонять соблазны.
Нет мелочей, всё важно и взаимосвязано, потому-то размышления о слове ложном и правдивом перемежаются не только с размышлениями о важности мудрости, но и с советами, как распоряжаться богатством. Да, земное богатство не всегда бывает получено праведным путём. Но если оно нажито трудом и не стало самоцелью, оно во благо и человеку, и его ближним.
Любители рукоприкладства любят ссылаться на притчу о розге. Вот только не о праве на битьё она говорит, а о том, что нельзя оставлять зло без последствий. Иное нефизическое воздействие может оказаться более успешным, чем порка, мотивированная желанием «показать, кто здесь хозяин» и утвердить своё Я под предлогом «наведения порядка»...
Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
Свернуть
Интересно, когда появилась идея, что наказывать детей вообще нельзя? Наверное, это плод эпохи Просвещения, когда зародился секулярный гуманизм, сделавший своим лозунгом древнюю фразу: «Человек есть мера всех вещей»
Читать далее
Интересно, когда появилась идея, что наказывать детей вообще нельзя? Наверное, это плод эпохи Просвещения, когда зародился секулярный гуманизм, сделавший своим лозунгом древнюю фразу: «Человек есть мера всех вещей». Когда человек становится эталоном, то приходится предполагать, что изначально он идеален и только неправильное воспитание его портит. Библейский взгляд полностью противоположен. Человеческая природа искажена грехопадением, поэтому всякий человек — грешник «от утробы матери своей». И хотя воспитание не может исправить человеческую природу, но помочь ребенку научиться отличать плохое от хорошего оно может. Для этого нужно его поощрять за то, что хорошо, и наказывать за то, что плохо. Родители, которые не помогают детям обрести нравственные ориентиры, на деле являют свое равнодушие к тому, как сложится их дальнейшая жизнь, а это — что угодно, но не любовь.
Но есть и еще один, совершенно неожиданный, даже пророческий смысл у этого стиха: совершенный Отец, в совершенстве любящий Своего Сына, Который не сделал никакого греха, тем не менее не избавляет Его от наказания за грехи других людей. «Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит. 3:12).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).