9 Кто передвигает камни, тот может надсадить себя; и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. 10 Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить. |
Если эти стихи вставить в Книгу Притчей Соломоновых, то человек, впервые читающий Библию, не различит, из какой книги какие слова. Рассуждения Экклезиаста о мудрости и его советы о том, как вести себя в различных ситуациях, сходны с притчами. Однако здесь они находятся в другом контексте — внутри рассуждений о смысле бытия и об основах отношения к миру. Но если так, то к чему советы о соблюдении норм безопасности при копании ямы или колке дров, или же рассуждения о том, надо или не надо злословить царя, если и любые хозяйственные заботы, и царская власть относятся к сфере суеты?
Значит, всё же есть необходимость в том, чтобы посреди существования, кажущегося бессмысленным и хаотичным набором событий, не отрицать ни того, что нас окружает, ни прерывать привычного труда. А если мы вспомним, что и в Ветхом, и в Новом Завете вечные истины объясняются через притчи, основанные на повседневном быте, то значит, не бессмысленны повседневные заботы, и нет мудрости в том, чтобы, признав всё окружающее проявлением суеты сует и, удовлетворившись таким выводом сложить руки. И значит, не всё в мире суета сует.
1 Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника; то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. 2 Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. 3 По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. 4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. |
5 Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина: 6 невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. 7 Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком. 8 Кто копает яму, тот упадет в нее; и кто разрушает ограду, того ужалит змей. 9 Кто передвигает камни, тот может надсадить себя; и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. 10 Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить. 11 Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. |
12 Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: 13 начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие. 14 Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него? 15 Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город. |
16 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! 17 Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! 18 От лености обвиснет потолок; и когда опустятся руки, то протечет дом. 19 Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро. 20 Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою. |
Как бы желая отвлечься от тех мрачных выводов, к которым он сам пришёл, Екклесиаст снова и снова хвалит мудрость и её достоинства. Он говорит о важности хранения мудрости во всей её полноте (ст. 1), о разных путях, которыми следуют мудрые и глупцы (ст. 2). Он осуждает невежественных правителей, не умеющих ценить мудрость (ст. 4 – 6). Он понимает, что для глупца нет пути, на котором его глупость не помешала бы ему (ст. 3). Мудрость нужна даже для самых обычных дел, и Екклесиаст приводит примеры того, как глупость может помешать даже в таких обычных делах (ст. 9 – 10). Тем более она необходима там, где нужно уметь говорить и подбирать нужные слова: здесь глупое слово порой оказывается хуже змеиного жала (ст. 11 – 13). И всё же слова Екклесиаста порой кажутся попытками успокоить самого себя. В глубине души он ни на минуту не забывает о том, что в конце жизненного пути каждого — и мудрого, и глупого — ждёт шеол, где глупому так же не будет дела до сделанных или сказанных им глупостей, как и мудрому — до совершённых им мудрых поступков (ст. 14).
И всё же Екклесиаста не оставляют равнодушным дела земных правлений и земных правителей, он всё время возвращается к теме мудрых и глупых правителей и того, что несёт подданным правление тех и других (ст. 16 – 17). Он, по-видимому, внутренне никак не может смириться с тем печальным выводом, к которому привели его предшествующие размышления: к выводу о том, что мудрость бессильна и бесполезна, когда дело касается земных дел, что она не может дать человеку ничего, кроме возможности наслаждаться внутренним миром и той радостью, которую даёт ему Бог.
Некоторые исследователи Библии сравнивали мироощущение Екклесиаста с мироощущением греческих стоиков, современником которых он был. Сходство действительно налицо: ведь и стоики, высоко ценя нравственный закон и считая совершенно необходимым ему следовать, были убеждены, что мир исправить невозможно, а ожидать награды за строгое следование нравственным нормам не приходится. Но, в отличие от Екклесиаста, они внутренне полностью примирились с таким положением вещей, принимая его как должное, так, что оно не вызывало у них ни горечи, ни внутреннего протеста. Екклесиаст же, как видно, так и не смог смириться с тем, что мудрость не нужна никому, кроме тех, кто её ищет. И неудивительно: ведь мудрость в его времена была прежде всего искусством праведной жизни, а Екклесиаст, как человек искренне верующий, никак не мог смириться с тем, что праведность, как и мудрость, тоже не нужна никому, кроме самих праведников.
1 Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника; то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. 2 Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. 3 По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. 4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. |
5 Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина: 6 невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. 7 Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком. 8 Кто копает яму, тот упадет в нее; и кто разрушает ограду, того ужалит змей. 9 Кто передвигает камни, тот может надсадить себя; и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. 10 Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить. 11 Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. |
12 Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: 13 начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие. 14 Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него? 15 Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город. |
16 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! 17 Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! 18 От лености обвиснет потолок; и когда опустятся руки, то протечет дом. 19 Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро. 20 Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою. |
Вся 10-я глава книги Экклезиаста посвящена рассуждениям о том, что такое мудрость и насколько она лучше глупости. Основная мысль Экклезиаста выражена в первом стихе главы: «Мертвые мухи портят… масть мироварника». Мудрость, как и сама жизнь, оказывается в глазах Экклезиаста очень хрупкой вещью. Об этом он говорит в последнем стихе 9-й главы: «Мудрость лучше воинских орудий, но один погрешивший погубит много доброго». В 10-й главе Экклезиаст уподобляет мудрость добру и жизни, а глупость – злу и смерти. Испортить мудрость небольшой порцией глупости легко, а преодолеть последствия глупости очень трудно. Точно так же жизнь легко погубить небольшой порцией зла, а преодолеть смерть невозможно.
Среди советов Экклезиаста выделяются его слова о кротости, которая также рассматривается им как проявление мудрости. «Кротость покрывает и большие проступки», несколько неуклюже выражается здесь Синодальный перевод. Современный перевод предлагает толкование «кто владеет собой, тому многое простят». Древние же переводы, Септуагинта и следующие ей здесь Вульгата и славянский перевод, говорят: «яко изцеление (curatio) утолит грехи велики». Речь идет о кротости, которая является свойством духовного здоровья, и поэтому в устах Экклезиаста это понятие синонимично мудрости и жизни. Таким образом, мы видим здесь ветхозаветное предвидение слов Христа «блаженны кроткие…».
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||