Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 145

Поделиться
 
Аллилуия.
Хвали, душа моя, Господа.
Буду восхвалять Господа, доколе жив;
  буду петь Богу моему, доколе есмь.
Не надейтесь на князей,
  на сына человеческого, в котором нет спасения.
Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
  в тот день исчезают (все) помышления его.
Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
  у кого надежда на Господа Бога его,
сотворившего небо и землю,
  море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
  творящего суд обиженным,
  дающего хлеб алчущим.
 
Господь разрешает узников;
  Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
  Господь любит праведных.
Господь хранит пришельцев,
  поддерживает сироту и вдову;
  а путь нечестивых извращает.
10 
Господь будет царствовать во веки,
  Бог твой, Сион, в род и род.
Аллилуия.
Свернуть

В яхвизме, в отличие от религиозных традиций сопредельных народов (особенно египтян), никогда не было развитого учения о бессмертии души. Собственно, там вообще не было собственного учения о посмертии — всё, что говорится о шеоле в той же Книге Псалмов, да и в других библейских книгах, по сути не является чем-то чисто яхвистским, будучи заимствовано из общесемитских представлений, которые в этом отношении мало отличалась от соответствующих представлений других народов. Шеол был миром теней, царством мёртвых, куда в свой черёд попадал каждый и где заканчивали свой земной путь все без исключения, независимо от того, какую жизнь они вели в мире живых. Ни о каком посмертном воздаянии яхвизм ничего не знает, по крайней мере, если судить об этом по библейским книгам.

Потому-то надежда на людей и оказывается тщетной: если язычник мог иногда рассчитывать на облегчение своей посмертной участи посредством особых жертвоприношений и очистительных ритуалов, то яхвист ни на что подобное надеяться не мог. Когда дыхание оставляет человека, и он покидает мир живых, никто из людей больше ничем ему помочь не может. Оставалась одна надежда: на Бога Авраама и Моисея, на то, что Бог сильнее смерти. Образ Яхве в псалме — это образ Бога, для Которого нет невозможного. С таким Богом не страшна даже смерть — хоть в самом шеоле, как принято было думать, Бога и нет, но ведь в конечном счёте мир сотворён Им, это Его мир, в котором в конце концов не останется ничего, Ему неподвластного.

Если же так, то шеол раньше или позже должен закончиться, исчезнуть, а смерть должна уступить место чему-то иному — иначе мир не будет Божьим Царством в полноте, до конца и по-настоящему. Если же шеол исчезнет, значит, все, кто был верен Богу, выйдут из него — не могут же верные Яхве исчезнуть вместе с миром теней. Так появляется в яхвизме тот духовный фундамент, на котором основана вера во всеобщее воскресенье — в день окончательного торжества Яхве и установления на земле Его Царства. Эта надежда и заменяла яхвистам веру в бессмертие души, тем более, что тут речь шла не о сохранении некой толики прежней жизни, а о новом её обретении во всей полноте.

Другие мысли вслух

 
На Пс 146:1-10
 
(Аллилуия.)
Хвалите Господа,
  ибо благо петь Богу нашему,
  ибо это сладостно, — хвала подобающая.
Господь созидает Иерусалим,
  собирает изгнанников Израиля.
Он исцеляет сокрушенных сердцем,
  и врачует скорби их.
Исчисляет количество звезд;
  всех их называет именами их.
Велик Господь наш и велика крепость (Его),
  и разум Его неизмерим.
Смиренных возвышает Господь,
  а нечестивых унижает до земли.
Пойте поочередно славословие Господу;
  пойте Богу нашему на гуслях.
Он покрывает небо облаками,
  приготовляет для земли дождь,
  произращает на горах траву
  (и злак на пользу человеку);
дает скоту пищу его
  и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 
Не на силу коня смотрит Он,
  не к быстроте ног человеческих благоволит;
Свернуть
Псалом 145 прославляет Бога за Его милость к бедным, слабым, больным...  Читать далее

Псалом 145 прославляет Бога за Его милость к бедным, слабым, больным - к тем, кого презирают или забывают люди (князи и сыны человеческие). Но задумаемся: как чаще всего Бог помогает нам в наших нуждах? Конечно, через других людей! Ап. Павел, обращаясь к христианам Коринфа, призывает их помочь нуждающейся иерусалимской общине и тем явить Божье участие в их нуждах. То, что коринфяне лично не знакомы с братьями из Иерусалима, приближает их к исполнению потрясающей заповеди Христа (Мф. 5:43-48) и означает жизнь не по плоти, но по духу.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).