1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием
Божиим,
но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. |
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. |
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. 7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. |
8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. 10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. 11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь. |
12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. 13 Приветствует вас избранная, подобно
вам, церковь
в Вавилоне и Марк, сын мой. 14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. |
Обращаясь к пастырям Церкви, апостол напоминает им о том, о чём не раз говорил Сам Спаситель: в Царстве нет начальников и подчинённых, хозяев и рабов, пастырей и паствы в той форме, к которой мы привыкли в нашем падшем мире. И дело не только в том, что пастырь управляет паствой не отдавая ей приказы, как начальник подчинённым, а предлагая ей собственный пример, которому призывает следовать: такими были все настоящие учителя и духовные наставники всех времён и народов.
Дело в том, что в Церкви пастырь вообще никем не управляет. Никак: ни отдаваемыми командами и распоряжениями, ни личным примером. Просто потому, что распоряжаться в Церкви может лишь Тот, Кто принёс в мир Царство и стал его Царём. Церковь — всего лишь продолжение Царства на земле, его на земле представительство, не больше, не меньше. И Пастырь в Церкви один, а все остальные — лишь Его помощники. Но дело не только в этом очевидном факте.
Дело ещё и в самой природе Царства (если и поскольку можно применительно к Царству говорить о природе). В Царстве все различия, столь значимые в мире сем, нивелируются. Конечно, люди и в Царстве остаются сами собой, и все они так же отличаются друг от друга, как в нашем мире. Но в нашем мире эти различия определяют очень многое и в плане возможностей человека, и в плане его положения в мире. В Царстве всё иначе: там различия между людьми определяют не меру возможностей и тем более не меру полноты жизни, а лишь форму и способ существования человека.
Так сказать, способ его бытования в Царстве. И единственное, чему там учатся, — это существованию. Бытованию. Пребыванию. Всё остальное — лишь средства и способы для того, чтобы научиться главному. Но если ты христианин, начинать учиться надо уже здесь и сейчас, на земном этапе своего пути. Конечно, в некотором смысле земной этап лишь приготовительный класс, но и здесь можно при желании и соответствующих усилиях успеть немало. Так вот главной задачей пастыря и является обучение пасомых жизни Царства.
Разумеется, только собственным примером — иначе никак. Но примером не той или иной деятельности, а примером собственной духовной жизни. По принципу не «делай, как я», а «будь, как я». Тогда сами собой исчезают соперничество и протест против «начальства»: речь ведь идёт не о том, кто займёт то или иное место, и даже не о том, кому делать то или иное дело, а о том, как жить и как быть. А тут уж соперничества не бывает по определению: бытие и жизнь у каждого свои. И в Царстве тоже.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием
Божиим,
но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. |
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. |
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. 7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. |
8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. 10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. 11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь. |
12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. 13 Приветствует вас избранная, подобно
вам, церковь
в Вавилоне и Марк, сын мой. 14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. |
На первый взгляд, здесь даны наставления руководителям христианских общин, но, если вдуматься, они относятся ко всем нам, в той или иной мере несвободным от страсти властолюбия и частенько поддающимся соблазну манипулировать окружающими для своих целей, не всегда возвышенных. Но Петр рекомендует жить, не господствуя, но подчиняясь друг другу, и здесь он заранее возражает тем, кто веками, и весьма успешно, стремился привнести во взаимоотношения между христианами социальные нормы греховного общества, а Церковь хотел бы видеть структурой, подобной государству. Но даже если внешне её организационные формы могут напоминать устройство земных человеческих сообществ, её внутренняя сущность неизмеримо превышает их. Она создана соединять людей не принуждением и внешней дисциплиной, а единением в вере и любви. И если так и есть, то не только звучат, но и живут слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Такими были многие святые и подвижники, от апостолов до владыки Антония Сурожского и других достойных пастырей наших дней.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием
Божиим,
но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. |
В сегодняшнем чтении из послания святого апостола Петра сказано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Эти слова совершенно не означают, что христианин должен или имеет право сидеть сложа руки и ожидая, когда Господь Сам решит за него все проблемы. Это скорее напоминание о том, что Он принимает участие в нашей жизни, заботится о нас, даже в те моменты, когда нам кажется, что Он ничего не делает. Господь не забывает Своих детей, но отнюдь не всегда Его действие видно. Результат Его действий зачастую можно увидеть только через много лет — а иногда мы и не знаем, где и что Он сделал. Важно верить, доверять Ему, и делать всё, что мы должны делать. Не перекладывать ответственность за нашу жизнь с себя на Бога, но всегда помнить, что Он рядом и помогает нам.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. |
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. 7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. |
8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. 10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. 11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь. |
12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. 13 Приветствует вас избранная, подобно
вам, церковь
в Вавилоне и Марк, сын мой. 14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. |
В сегодняшнем чтении из послания святого апостола Петра сказано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Эти слова совершенно не означают, что христианин должен или имеет право сидеть сложа руки и ожидая, когда Господь Сам решит за него все проблемы. Это скорее напоминание о том, что Он принимает участие в нашей жизни, заботится о нас, даже в те моменты, когда нам кажется, что Он ничего не делает. Господь не забывает Своих детей, но отнюдь не всегда Его действие видно. Результат Его действий зачастую можно увидеть только через много лет — а иногда мы и не знаем, где и что Он сделал. Важно верить, доверять Ему, и делать всё, что мы должны делать. Не перекладывать ответственность за нашу жизнь с себя на Бога, но всегда помнить, что Он рядом и помогает нам.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. |
Очень редко удается встретиться с адекватной реакцией на апостольский призыв к повиновению. Обычно наблюдается одна из двух крайностей: либо резкий протест во имя "свободы личности", либо немедленный поиск какого-нибудь духовного авторитета для безоговорочного подчинения любому его решению. Но апостол Петр дает две подсказки для правильного понимания его слов. Во-первых, речь идет о взаимном повиновении, то есть о том, чтобы каждый ставил интересы другого выше своих, другими словами - о взаимной любви. Во-вторых, он приводит замечательное слово "смиренномудрие", в котором соединяются вместе смирение и мудрость. Это значит, что наша мудрость призвана быть смиренной, то есть не гордынной, не превозносящейся над другими. Но важно также и чтобы смирение было мудрым, а не тем самоуничижением, которое "паче гордости". Наше повиновение другим не снимает нашей личной ответственности перед Богом за нашу жизнь.
14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. |
Традиционное еврейское приветствие по-русски звучит, как «мир вам». То же самое выражение используется и при прощании. Конечно, в повседневном словоупотреблении его нередко использовали и используют, не задумываясь о смысле, приблизительно так, как мы говорим по-русски «здравствуй», не вспоминая о том, что тем самым желаем тому, кого приветствуем, здоровья, или «спасибо», на думая о том, что выражение это происходит от «спаси Бог». Но что же, если вдуматься, означает пожелание мира? Соответствующее еврейское слово может обозначать не только мир, но также здоровье и благополучие, так что приветствие это можно рассматривать также, как пожелание здоровья и благополучия. Но «мир во Христе Иисусе», как видно, подразумевает всё же в первую очередь именно мир. И не только мир в смысле отсутствия вражды или ссор, но и тот мир, о котором Сам Иисус говорил: блаженны созидающие мир («миротворцы»). Конечно, речь тут идёт не только о миротворчестве в его общем или политическом смысле. Речь о том мире, который может дать только Бог. В самом деле, падшей человеческой природе состояние мира чуждо, падший человек стремится к превосходству, первенству, соревнованию, победе над соперником. Такое стремление, конечно, не всегда выливается в открытую вражду или, тем более, в войну, но всегда может стать источником того или другого. И только Бог в состоянии Своим воздействием так изменить человеческую природу, чтобы стремление к превосходству перестало быть основной движущей силой её существования. Отсутствие вражды и войн в этом случае — лишь следствие, первопричина — преображение человеческой природы. Но Иисус, оставляя Своим ученикам и последователям Свой мир, мир Царства, тем самым приобщал их к жизни Царства. Здесь преображение доходит до логического завершения, и только здесь мир становится не временным духовным состоянием, а нормой жизни. И потому пожелание мира в данном случае означает не что иное, как пожелание и впредь оставаться жителями Царства. Пожелание, лучше которого для христианина придумать трудно.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||