Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 28:27-28

Поделиться
27 
тогда Он видел ее и явил ее;
  приготовил ее и еще испытал ее,
28 
и сказал человеку: "вот, страх Господень есть истинная премудрость,
  и удаление от зла — разум".
Свернуть

Где найти премудрость? Упорным трудом можно найти практические знания, но ещё не мудрость. Дело даже не в том, что результаты открытий и изобретений часто используются во зло (хотя и в этом тоже), но более в том, что даже когда их плоды используются во благо людям и существенно облегчают жизнь, сами по себе они не прибавляют в мире счастья. Люди веками принимают за мудрость научно- технические знания и практические сведения, но накопление информации об устройстве мироздания оказывается неспособным ответить на вопросы о смысле нашего существования в мире.

И тут нам дается другое определение, пришедшее от Бога, единственного, кому она доступна в полноте: страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум. Это звучит слишком просто для людей, привыкших искать мудрость в сложных формулировках. Но долгие поиски в других направлениях ответа не дадут.

Другие мысли вслух

 
На Иов 28:1-28
Так! у серебра есть источная жила,
  и у золота место, где его плавят.
Железо получается из земли;
  из камня выплавляется медь.
Человек полагает предел тьме,
  и тщательно разыскивает камень
  во мраке и тени смертной.
Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою,
  спускаются вглубь,
  висят и зыблются вдали от людей.
Земля, на которой вырастает хлеб,
  внутри изрыта как бы огнем.
Камни ее — место сапфира,
  и в ней песчинки золота.
Стези туда не знает хищная птица,
  и не видал ее глаз коршуна;
не попирали ее скимны,
  и не ходил по ней шакал.
На гранит налагает он руку свою,
  с корнем опрокидывает горы.
10 
В скалах просекает каналы,
  и все драгоценное видит глаз его.
11 
Останавливает течение потоков,
  и сокровенное выносит на свет.
12 
Но где премудрость обретается?
  и где место разума?
13 
Не знает человек цены ее,
  и она не обретается на земле живых.
14 
Бездна говорит: "не во мне она";
  и море говорит: "не у меня".
15 
Не дается она за золото,
  и не приобретается она за вес серебра.
16 
Не оценивается она золотом Офирским,
  ни драгоценным ониксом, ни сапфиром.
17 
Не равняется с нею золото и кристалл,
  и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
18 
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
  и приобретение премудрости выше рубинов.
19 
Не равняется с нею топаз Ефиопский;
  чистым золотом не оценивается она.
20 
Откуда же исходит премудрость?
  и где место разума?
21 
Сокрыта она от очей всего живущего,
  и от птиц небесных утаена.
22 
Аваддон и смерть говорят:
  "ушами нашими слышали мы слух о ней".
23 
Бог знает путь ее,
  и Он ведает место ее.
24 
Ибо Он прозирает до концов земли,
  и видит под всем небом.
25 
Когда Он ветру полагал вес,
  и располагал воду по мере,
26 
когда назначал устав дождю
  и путь для молнии громоносной:
27 
тогда Он видел ее и явил ее;
  приготовил ее и еще испытал ее,
28 
и сказал человеку: "вот, страх Господень есть истинная премудрость,
  и удаление от зла — разум".
Свернуть
Продолжая свою речь, Иов слагает настоящий гимн премудрости, которую, однако...  Читать далее

Продолжая свою речь, Иов слагает настоящий гимн премудрости, которую, однако, невозможно обрести человеческими усилиями. Он говорит о возможностях человеческого разума, проникающего в тайны природы (ст. 1 – 11). Но Иов, как видно, прекрасно понимает, что, даже познав всё, что открыто человеку в сотворённом Богом мире, познавший не обретёт мудрости (ст. 12 – 19). Мудрость для него не сводится лишь к сумме знаний о мире, даже если сумма эта обнимает всё, доступное разуму. Подлинная мудрость, как видно, известна одному лишь Богу, только Он оказывается её источником и хранителем (ст. 23 – 28). Очевидно, Иов здесь вновь возвращается к тому, о чём не раз уже говорили ему его друзья: к тому, что позже богословы назовут естественным откровением, откровением силы и мудрости Божией, проявляющейся в творении. Иов ни прежде, ни теперь не отрицает естественного откровения. Но он понимает, что, если и возможно увидеть премудрость через творение, то не потому, что премудрость эта является его частью. В мире премудрости нет, она у Бога, и если она открывается через творение, то лишь потому, что само творение несёт на себе отпечаток премудрости своего Творца.

Но такая премудрость оказывается чуждой человеку, которому Бог дал иной путь познания: страх Божий и правильный духовно-нравственный выбор (ст. 28). Как видно, Иов окончательно убедился, что естественного откровения недостаточно, что важны отношения Бога с человеком, без которых познание премудрости невозможно. Это неудивительно, если вспомнить, что под мудростью в послепленном иудаизме понималось уже по преимуществу искусство праведности, своего рода навык праведной жизни. И здесь, в вопросах, касающихся Торы, духовной жизни, выбора между добром и злом природа, даже несущая на себе печать Творца, оказывалась для человека плохим советчиком. Природа внеморальна, она, в сущности, не знает ни добра, ни зла. Потому-то и говорит Иов, что никакие научные знания и технические достижения сами по себе не приближают человека к познанию премудрости. Иное дело отношения с Богом: священный трепет, охватывающий человека в присутствии Божием, и опыт следования заповеди Божией в духовном плане дают человеку больше, чем любые научные познания. И неудивительно: ведь речь в данном случае идёт об отношениях с Богом, которые можно установить, лишь оказавшись с Ним лицом к лицу. Именно такой встречи и ищет Иов.

Свернуть
 
На Иов 28:1-28
Так! у серебра есть источная жила,
  и у золота место, где его плавят.
Железо получается из земли;
  из камня выплавляется медь.
Человек полагает предел тьме,
  и тщательно разыскивает камень
  во мраке и тени смертной.
Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою,
  спускаются вглубь,
  висят и зыблются вдали от людей.
Земля, на которой вырастает хлеб,
  внутри изрыта как бы огнем.
Камни ее — место сапфира,
  и в ней песчинки золота.
Стези туда не знает хищная птица,
  и не видал ее глаз коршуна;
не попирали ее скимны,
  и не ходил по ней шакал.
На гранит налагает он руку свою,
  с корнем опрокидывает горы.
10 
В скалах просекает каналы,
  и все драгоценное видит глаз его.
11 
Останавливает течение потоков,
  и сокровенное выносит на свет.
12 
Но где премудрость обретается?
  и где место разума?
13 
Не знает человек цены ее,
  и она не обретается на земле живых.
14 
Бездна говорит: "не во мне она";
  и море говорит: "не у меня".
15 
Не дается она за золото,
  и не приобретается она за вес серебра.
16 
Не оценивается она золотом Офирским,
  ни драгоценным ониксом, ни сапфиром.
17 
Не равняется с нею золото и кристалл,
  и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
18 
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
  и приобретение премудрости выше рубинов.
19 
Не равняется с нею топаз Ефиопский;
  чистым золотом не оценивается она.
20 
Откуда же исходит премудрость?
  и где место разума?
21 
Сокрыта она от очей всего живущего,
  и от птиц небесных утаена.
22 
Аваддон и смерть говорят:
  "ушами нашими слышали мы слух о ней".
23 
Бог знает путь ее,
  и Он ведает место ее.
24 
Ибо Он прозирает до концов земли,
  и видит под всем небом.
25 
Когда Он ветру полагал вес,
  и располагал воду по мере,
26 
когда назначал устав дождю
  и путь для молнии громоносной:
27 
тогда Он видел ее и явил ее;
  приготовил ее и еще испытал ее,
28 
и сказал человеку: "вот, страх Господень есть истинная премудрость,
  и удаление от зла — разум".
Свернуть
Слово о премудрости, которым Иов продолжает свою речь, напрямую вытекает из того, что он говорил в предыдущей...  Читать далее

Слово о премудрости, которым Иов продолжает свою речь, напрямую вытекает из того, что он говорил в предыдущей главе. Человек может судиться только по тому закону, который открыт ему и который он сам осознает. В противном случае (характерном для человеческого права) возникает вопрос об обоснованности суда и наказания. Мог ли человек знать всю правду о воле Творца? Была ли у Иова возможность быть вполне совершенным, или его праведность – максимум того, что может достичь человек в служении Богу?

На эти вопросы и отвечает Иов в 28-й главе. Он говорит о делах человеческих, которыми полна земля. Золото и серебро, медь и железо добывает человек, выращивает хлеб и отыскивает драгоценные камни. Масштабы человеческой деятельности поражают; Иов говорит о скалах, в которых человек прорубает каналы, и о потоках, чье течение он останавливает. Многое под силу человеку, и с течением времени его возможности все возрастают. В наше время мы немало могли бы добавить к этому перечислению достижений цивилизации. Но мудрость, знание пути, ведущего к полноте подлинной жизни, – явление иного порядка. Где она, чтобы человек мог познать ее? Бездны морей стали доступны человеку, но бездна говорит: не во мне она. Золото и камни добудет человек, но ни за какие драгоценности не купить премудрости. Она сокрыта от взгляда живых, и мертвые лишь слышали о ней, но не знают места ее.

Следовательно, при всем желании человек не может достичь премудрости, чтобы быть совершенным пред Богом; во всяком случае, человек не может этого сам. В Торе Господь указывает человеку путь жизни, который в эпоху автора книги Иова называли премудростью. Характерно, что важнейший текст Торы как будто участвует в разговоре, предложенном нам автором книги Иова. Наставляя человека следовать заповедям, любить Бога и так приближаться к Нему, Втор. 30:11-14 говорит: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно [было] говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его».

Иов, как и восходящая к Моисею традиция Второзакония, в отличие от друзей Иова, считает принципиально важным стремление человека исполнять то, что Бог открыл ему. Бог знает премудрость, и Ему она подвластна. Он являет ее человеку, и человек воспринимает премудрость так, как формулирует Иов в заключительных строках этой главы. Сутью истинной премудрости Иов, следуя традиционным выражениям позднебиблейской эпохи, называет трепет перед Незримым и удаление от зла. В отличие от друзей, мыслящих в парадигме ритуального осквернения (природа которого не имеет значения и может не осмысляться), Иов говорит о том, куда направлено сердце человека. Праведность и премудрость для него – направленность на Бога.

Некоторые исследователи находят, что текст 28-й главы – вставка, своего рода лирическое отступление. Они считают ее самостоятельным поэтическим произведением. Даже если это и так, автор книги неразрывно связывает речь о премудрости со всем контекстом речей Иова. Может быть, он использовал некую традиционную литературную конструкцию, – но использовал более чем уместно.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).