Фарисеи,
иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово "Ф.", вероятно, означает "обособленные" и подразумевает группу людей, на к-рых, в отличие от -> саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона (Act 26:5). Партия Ф. сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи -> Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию Ф. и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям. Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и -> синедриона принадлежали к проэллинистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять -> Закон как Божью волю (Phil 3:5). Они признавали существование добрых и злых духов, -> жизнь после смерти и телесное -> воскресение (Act 23:8). В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Mt 23:2), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Mt 16:11), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа (Jér 31:33; Ez 36:26; ср. Jn 3:8-10). Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Mt 15:1; -> Корван). Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (Mt 15:7-9; Mt 23:13-29) и самолюбование (Mt 6:5.16; Mt 23:5-7; Lc 18:11). Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние (-> Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Но главной заповеди, -> любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания (Lc 11:42) или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Lc 10:29: "А кто мой ближний?"). Ф. были убеждены в том, что они - единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Jn 8:33-47), истинные ученики Моисея (Jn 9:28), люди, духовно зрячие (Jn 9:40). Это ложное убеждение делало их надменными (Jn 7:48), властолюбивыми и даже доводило до -> богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (Mc 3:22-30). Они ревностно поддерживали свой престиж (Mt 23:6; Lc 11:43). Своим чрезмерным миссионерским усердием Ф. преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действит. искал Бога (Mt 23:13; Lc 11:52), и вели обращенного ими язычника (-> Прозелиты) к верной духовной смерти (Mt 23:15). Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (Jn 8:44). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки (Mt 15:14) полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как -> Никодим (см. Jn 3:10) или -> Гамалиил (Act 5:34).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||