Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Идол, идолослужение

I: 1) под "идолами" (Levitico 19:4; Re 1 21:26; Ezechiele 30:13; Tessalonicesi 1 1:9), "чужими богами" (Deuteronomio 31:16), "иноземными богами" (Samuele 1 7:3), "иными богами" (Giosuè 24:2; Re 1 11:4), "другими богами" (Esodo 20:3; Giudici 2:17), "богами народов", т.е. язычников (Re 2 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Giudici 10:6), а также под "мерзостью" (Re 1 11:5.7; Ezechiele 20:7) подразумеваются языч. божества и их изображения (Esodo 23:24; Deuteronomio 27:15; Re 2 23:24; Isaia 2:8; Ezechiele 22:3.4; Nahum 1:14) (-> Терафим -> Звери пустыни, а также статьи, посвященные языч. божествам, напр., -> Ваал);
2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Deuteronomio 4:16-18; Romani 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать "славы Своей иному и хвалы Своей истуканам" (Isaia 42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое идолослужение и повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Esodo 20:3-5; Esodo 23:13.24.32.33; Deuteronomio 12:1-3.29-31). Несмотря на это, израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя Божье наказание (Re 2 17:7-23). Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки, сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием (-> Брак, IV и V), развратом и -> блудом, намекая тем самым на распространенные в то время культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов, к-рые не позволяют наследовать Царство Божье (Corinzi 1 6:9.10; Corinzi 1 10:14; Apocalisse 21:8; Apocalisse 22:15). При этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание языч. божеств: в Efesini 5:5 и Colossesi 3:5 идолопоклонством названо любостяжание, а в Samuele 1 15:23 - "волшебство" и "противление", т.е. грехи людей, ставящих на место Бога собственное "я" (ср. Matteo 6:24);
3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов - бездушных (Salmi 105:28), суетных (Geremia 2:5), безгласых И. (Abacuc 2:18; Corinzi 1 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и навредить ему (Geremia 2:28; Geremia 10:5; ср. Geremia 7): "Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил" (Cronache 1 16:26; Salmi 95:5). Но все вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями истуканов. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над всеми "богами", Он - Бог и Владыка всех "богов" (Deuteronomio 10:17; Salmi 94:3; Salmi 96:9), "которые в существе - не боги" (Cronache 2 13:9; Galati 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу для человека, даже если он служит им неосознанно: "Идол в мире ничего, и ... нет иного Бога, кроме Единого", - говорил ап. Павел (Corinzi 1 8:4). Он утверждал, что -> идоложертвенное приносится злым духам, и поэтому христианин не должен принимать участия в языч. идоложертв. трапезах (Corinzi 1 10:19-22).

II: 1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии названы дерево (Isaia 40:20; Isaia 44:13), камень (Re 2 19:18; Geremia 2:27), золото, серебро, медь и железо (Esodo 20:23; Isaia 44:12; Daniele 5:4; Apocalisse 9:20). Наряду с литыми И. (Esodo 34:17; Isaia 42:17) упоминаются И. в окладах из серебра и золота (Isaia 30:22), а также украшенные золотом и серебром деревянные истуканы (Geremia 10:3-5). Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Isaia 40:19). Иезекииль повествует о настенных изображениях (Ezechiele 8:10), вероятно, имея в виду рисунки. Согл. Isaia 44:12, мастера при изготовлении И. постились. (-> Изображение и -> Золотой телец.);
2) раскопки в Палестине подтвердили и существенно дополнили библ. свидет-ва об идолопоклонстве. В Хацоре (Асоре) обнаружена каменная фигура сидящего божества, к-рая была установлена в нише посвящ. ему храма, а также небольшие бронзовые фигурки, изображающие сидящих или стоящих И. Каменные рельефы с мужскими или женскими божествами высекались их поклонниками по обету. Найденные при раскопках формы для отливки бронзовых и серебряных статуэток богинь, в основном обнаженных, изготавливались в храмах. Известны также небольшие глиняные и каменные фигурки; видимо, именно такие статуэтки имеются в виду в Genesi 35:2; Giosuè 24:23. Иногда вместо антропоморфных И. встречаются символич. культовые изображения. К их числу принадлежат "маццебы", "ашеры" (-> Дубрава -> Ашера, 2) и памятники (Samuele 2 18:18).

III. Согласно Библии, культ плодородия отправлялся на горах (Geremia 3:6; Osea 4:13), холмах, под тенистыми деревьями (Re 2 16:4; Re 2 17:10), в садах и дубравах (Isaia 1:29; Ezechiele 6:13), в долинах ручьев и расселинах скал (Isaia 57:5.6). Здесь же находились храмы, или капища (Samuele 1 5:2; Samuele 1 31:10), и -> высоты. Ханаан. и арам. храмы, обнаруженные при раскопках, имеют устройство, схожее с устройством -> храма в Иерусалиме. Храмовые постройки, относящиеся к эллинистич. временам, соответствуют греч. и рим. архитектурным образцам. Руины подобных строений, и сегодня производящие внушит. впечатление, можно видеть в Баальбеке и Пальмире.

IV: 1) в Библии говорится о таких формах идолослужения, принятых в богослужении израильтян, как жертва всесожжения (Re 2 17:32 - в Синод. пер. - "служили"; Cronache 2 28:4; Osea 12:11), жертва хлебная и возлияние (Isaia 57:6; Ezechiele 16:19), жертва курения (Re 2 16:4; Re 2 17:11; Re 2 23:5; Ezechiele 6:13) и жертвенная трапеза (Ezechiele 18:6). Эти сведения подтверждают обнаруженные при раскопках остатки костей животных, жертв. сосудов и сосудов для курения, масляная пленка на камнях. С особой формой жертвоприношения связан запрет варить козленка в молоке его матери (Esodo 23:19);
2) практиковались также человеч. жертвоприношения, к-рые в Израиле были строго запрещены (Re 2 16:3; Re 2 17:17; Salmi 105:36-39; Isaia 57:5; Geremia 7:31; Ezechiele 16:20.21 -> Молох), и культовый блуд (Re 2 23:7; Osea 4:14; Michea 1:7 -> Цена пса -> Блуд, I,2);
3) также свидет-вами идолопоклонства являются найденные археологами на тер. храмов глиняные маски, бронзовые культовые штандарты и сосуды с изображением змей (-> Драконов источник; железный век, I), а также разнообразные пожертвования - жемчуг, украшения, амулеты, глиняные фигурки голубей и обезьян, миниатюрные жертв. сосуды.

V. В ВЗ говорится об отправлении культа плодородия и поклонении небесным светилам - Солнцу, Луне, планетам и "всему воинству небесному" (Deuteronomio 4:19; Re 2 17:16; Re 2 21:3; Re 2 23:5). Подобные обряды совершались, вероятно, на крышах (Sofonia 1:5), где сооружались соотв. жертвенники (Re 2 23:12). В Re 2 23:4.11 упоминаются "вещи для всего воинства небесного", кони и колесницы солнца. К идолослужению относится и поклонение "царице небесной", вероятно, Венере (Geremia 44:17-19 - в Синод. пер. - "богине неба").

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).