Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Оружие и орудия труда

I. ОРУЖИЕ

По способу применения различают О. для самозащиты (оборонительное) и О. для поражения противника (наступательное).
1) а) Среди оборонит. О. прежде всего следует назвать ЩИТ. В ранней древности его почти всегда делали из дерева и обтягивали плетеной кожей, причем кожу смазывали оливковым маслом, для придания эластичности (2S 1:21). Различались большие щиты (перенятые у сирийцев) для защиты всего тела [евр. цинна] и небольшие круглые [евр. маген], защищавшие голову и грудь. Большие щиты были, как правило, прямоугольными или - обычно у египтян - с закругл. краями. В железный век в центре щита стали крепить металлич. выпуклую накладку. Металлич. щиты были очень тяжелыми, поэтому их применяли редко (1R 14:26). В отдельных случаях упоминаются позолоч. щиты для мужей, занимающих высокое положение (2S 8:7; 1R 10:16). Готовясь к бою, щит прикрепляли ремнями к левой руке, в походе его носили за плечами. -> Щит;
б) защитой воину служила и БРОНЯ [евр. сирйон; 2Ch 26:14 - в Синод. пер. - "латы"]. Первонач. это была кожаная одежда, впоследствии на нее стали крепить металлич. полоски или "чешую". В 1S 17:5 сказано, что вес брони Голиафа составлял 5 тыс. сиклей (-> Меры длины, площади, объема и веса, II). В 1R 22:34 говорится, что Ахав был ранен стрелой, прошедшей между броней и предметом снаряжения, обознач. евр. словом дэвэх (в Синод. пер. - "сквозь швы лат"). Возм., это было нечто вроде наплечников или плечевых ремней, но не латы в обычном значении этого слова. Возм., стрела попала Ахаву в подмышечную впадину, когда он поднял руку. При описании такого рода металлич. одеяния, защищавшего грудь и плечи, употребляется и слово, означающее "оружие" или "всеоружие" и подразумевающее полное облачение воина (ср. Jb 20:24; Jb 39:21; Lc 11:22; Ep 6:11). Медные НАКОЛЕННИКИ упоминаются только в 1S 17:6, когда речь идет о Голиафе; такие наколенники пришли из Греции, где они использовались как усовершенств. кожаные гамаши, что видно из упомянутой ссылки. Очевидно, их использовали и филистимляне, но израильтяне к ним не прибегали. Эти металлич. пластины пришнуровывались к ноге или держались на ней за счет их собств. упругости;
в) в Вавилонии и Ассирии, а через них в Сирии и Израиле, для защиты головы воина использовался ШЛЕМ, правда, не как постоянная принадлежность, а лишь в отдельных случаях (напр., у Саула 1S 17:38). Впоследствии, видимо, это защитное одеяние получило большее распространение (ср. 2Ch 26:14). Но чаще шлем упоминается в ВЗ как экипировка воинов других народов (1S 17:5 - у Голиафа; Jr 46:4; Ez 23:24; Ez 27:10). Первонач. это был кожаный головной убор, впоследствии дополненный металлич. вставками; наряду с этим встречались цельнометаллич. шлемы различной формы. Шлемы не были широко распространены, т.к. мечи являлись не рубящим, а колющим О., и от их удара шлем не спасал;
2) среди ручного наступат. О. следует отметить прежде всего меч и копье: а) КИНЖАЛ очень близок по форме к мечу, и оба эти предмета обозначаются одним евр. словом хэрэв. Кинжал отличался от меча клинком - более коротким и узким, обоюдоострым или треугольной формы, имеющим желобки для стока крови. Рукоятку кинжала, выполн. из дерева или слоновой кости, сначала насаживали на конец клинка и закрепляли с помощью клепки, позднее конец клинка насквозь проталкивали через дерев. или костяную рукоятку, а вышедшую часть загибали (петельная рукоятка). Археологами найдены искусно выполненные кинжалы, относящиеся к позднему периоду Царств. Рукоятку кинжала с двух сторон охватывали пластинки из дерева или слоновой кости. Оружие Аода (Jg 3:21) и Иоава (2S 20:8), очевидно, представляло собой кинжал, к-рый носили в кожаных ножнах у пояса, реже - на плечевом ремне; б) МЕЧ, колющее О. (см. 1S 31:4; Pr 12:18), как уже говорилось, похож на кинжал, в т.ч. и по способу крепления рукоятки, к-рая у филистимских мечей могла быть еще и обмотана лентой. Клинок меча вначале был плоским, но уже в железном веке, как правило, имел ребро посередине и был обоюдоострым (Jg 3:16). Позднее, в ассир. период, наряду с прямыми клинками появились и саблеподобные мечи со слегка изогнутым клинком. В Египте и Вавилонии изготавливали серповидные, или кривые, мечи, к-рые, правда, едва ли можно было применять в бою. Меч хранился в ножнах (1S 17:51; 2S 20:8), из к-рых его извлекали перед сражением (ср. Ps 36:14; Ps 54:22; Mt 26:51). Меч носили на левом боку на поясе или на плечевом ремне; в) КОПЬЯ были двух видов: метательные дротики [евр. ханит или кидон] (Jos 8:18; 2S 1:6; Jg 5:8), дл. к-рых равнялась прим. 1,25 м, и копья, к-рыми наносили удары, не выпуская их из рук [евр. ромах], их дл. ок. 1,8 м. В переводах не всегда видна разница между этими двумя видами копий. Копье имело дерев. древко (1S 17:7; 2S 21:19, из кипарисового дерева). Древко расщеплялось или просверливалось с верхнего конца, туда вставлялся металлич. наконечник в форме ланцета или треугольника, после чего для его закрепления древко обматывалось. Позднее наконечник стали снабжать петлей, имевшей отверстия и крепившейся к древку с помощью гвоздей; кр. того, существовали и наконечники для копий в форме втулки, к-рая насаживалась на древко. Наконечники в разное время делали из камня, бронзы или железа. Большое копье, используемое как колющее оружие, воин держал в руке (1S 17:7; 1Ch 12:9.25). На нижнем конце древка иногда находился железный хвостовик, позволяющий втыкать копье в землю. Копье для метания, судя по рисункам, часто обматывали лентой по спирали, лента при метании разматывалась, придавая полету снаряда стабильность благодаря возникающему при этом вращению. В Mt 26:47, где говорится о кольях, речь, вероятно, идет о заостр. палках и дубинках (-> Пасха, VI,2); г) в качестве боевого О. применялась и -> ПРАЩА, с помощью к-рой метали камни, а позднее - свинцовые шары. Другим видом стрелкового О. был ЛУК, из к-рого стреляли СТРЕЛАМИ. Еще одним видом боевого оружия являлась БУЛАВА, в ранние периоды - дерев. дубина с привяз. к одному из ее концов камнем, позднее - с утолщением из бронзы или свинца, и, наконец, полностью изготовл. из железа, причем ее древко иногда обматывалось лентой или снабжалось кожаной петлей, чтобы О. удобнее было держать. С течением времени из О. булава постепенно трасформировалась в -> скипетр - символ власти;
3) обычное легкое вооружение воина состояло из пращи, лука и малого щита. Тяжеловооруж. воины носили меч, колющее копье и большой щит;
4) большие БОЕВЫЕ МАШИНЫ - это прежде всего осадные орудия (-> Крепость, III). Среди них следует назвать изобрет. ассирийцами в начале IX в. ТАРАН, стенобитное орудие в виде бревна с металлич. наконечником, вначале плоским, а позднее заостр., к-рым пробивали стены укреплений. Таран представлял собой передвижную станину, с боков обшитую кожаным плетением или кожей, верхняя надстройка служила боевой площадкой, на которой размещались воины и с к-рой можно было взобраться на крепостные стены. Известны были и ШТУРМОВЫЕ ЛЕСТНИЦЫ, по к-рым воины взбирались на стены укреплений. В эллинистич. период к стенам подкатывали по заранее сооруж. насыпям передвижные многоэтажные ОСАДНЫЕ БАШНИ, верхний этаж к-рых был занят стрелками и КАТАПУЛЬТАМИ, так что оттуда можно было метать в осаждаемый город стрелы, а позднее и каменные ядра (ср. 2Ch 26:15). Самая высокая из таких башен достигала выс. 50 м и имела 20 этажей, она использовалась при осаде Тира Александром Македонским в 332 г. до Р.Х. Верхний этаж нередко был снабжен перекидным мостом, чтобы с башни можно было достичь стены. Эти сооружения могли передвигаться на валиках. Для защиты воинов, сооружавших насыпь, использовали передвижные ЗАЩИТНЫЕ НАВЕСЫ, т.наз. "черепахи". В качестве важнейшей воен. "машины" следует назвать БОЕВУЮ КОЛЕСНИЦУ, к-рая с XV по VIII вв. до Р.Х. господствовала на полях сражений по всей Передней Азии. (-> Колесница, II);
5) многие виды О. упоминаются в Библии в метафорич. значении. Так, говорится о вооружении Бога и Его народа, а также об О. христиан. В Is 59:17 и Ep 6:17 сказано о "шлеме спасения", в 1Th 5:8 - о "шлеме надежды спасения". Говорится также и о щите как символе оберегающей силы Господа (Ps 17:3.31; Ps 32:20). Щит может олицетворять истину (Ps 90:4); в Ep 6:16 вера упомянута как О. христианина, к-рым он должен пользоваться. Меч является символом кары, даже истребит. кары (Jr 25:29; Ez 21:14; Za 13:7). К мечу может быть приравнено и слово Божье, поскольку Бог Своим словом может разделять и судить (He 4:12). Отсюда становится понятно, почему Господь говорит, что Он пришел принести не мир, но меч (Mt 10:34), и почему в Ap 2:16; Ap 19:15 говорится о мече, исходящем из уст Сына Божьего. В Библии содержится обетование того, что, когда по воле Бога произойдет обновление мира, всякое насилие уступит место мирному труду и тогда оружие станет ненужным (Is 2:4; Mi 4:3; ср. Jl 3:10). В Ep 6:11-17 Павел описывает жизнь и борьбу христиан, используя в качестве метафор предметы боевого облачения и вооружения рим. легионера. -> Одевать, облекать (III).

II. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ И ОРУДИЯ ТРУДА

1) из многочисл. утвари, к-рой израильтяне пользовались в быту, прежде всего следует назвать глиняные СОСУДЫ: -> кувшин, -> кружку, миску, -> горшок, бутыль, -> чашу, ложку. К этому следует добавить -> светильники и -> мельницы для помола зерна;
2) приспособления для -> ОХОТЫ и РЫБОЛОВСТВА -> Западня, силки -> Силки -> Сеть -> Рыба (III,4);
3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ (частично уже описанный в статье -> Земледелие, IV) - это ПЛУГ, МОЛОТИЛКА или МОЛОТИЛО, а также ЛОПАТЫ, к-рыми пользовались при провеивании обмолоч. зерна. КОСА, известная в Египте, у израильтян почти не встречалась. Зерновые жали СЕРПОМ, к-рый до позднего бронзового века представлял собой изогнутый кусок дерева с укрепл. на нем заточ. кусочками кремня; позднее серп стали изготавливать из железа, его лезвие достигало в дл. прим. 30 см (см. Jl 3:13; Mc 4:29; Ap 14:14). ВИНОГРАДАРСКАЯ СЕРПЕТКА похожа на серп, но короче его, ее использовали для обрезания виноградных лоз (-> Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино);
4) для заклания животных и разделки туш (Gn 22:6; Lv 8:20; Lv 9:13) использовали НОЖ [евр. маахэлэт], к-рый вначале делали из камня (см. Ex 4:25), а позднее - из металла. Нож для жертвоприношений в храме Соломона был позолоч. (см. 1R 7:50). При еде не пользовались ни ножами, ни вилками; мясо заранее нарезали на куски, куски хлеба отламывали. Острыми ножами брились (Ez 5:1; -> Волосы), а также, согл. Jr 36:23, ими затачивали стебли тростника, к-рые использовали для письма. В Ps 51:4 коварный язык сравнивается с острым ножом;
5) ВИЛЫ [евр. мазлег] имели несколько разновидностей - вилы с двумя зубцами для ворошения сена, дерев. с несколькими зубцами для веяния зерна. В культовых целях использовались трезубые вилки, на них накалывали куски мяса во время варки при жертвоприношениях (Ex 27:3; 1S 2:13; 1Ch 28:17). Вилки либо насаживались на рукоятку, либо изготавливались цельнометаллич.; длина зубцов у найденных экземпляров составляет прим. 20 см;
6) евр. названия различных колющих и рубящих орудий не закреплялись за каким-то одним определ. видом инструментов, и это не позволяет точно установить, о каком орудии идет речь. ТОПОР (Jg 9:48; Mt 3:10) - основное орудие труда для работы с деревом и камнем. Частично - но не у израильтян - топор применялся и как боевое О. (Jr 46:22). Для конструкции топора характерно расположение режущих краев лопасти парал. рукоятке. Лезвие топора, как правило, дл. ок. 15 см, может быть прямым или изогнутым. Лопасть, первонач. каменную, а затем металлич., сначала вставляли в расщепл. конец дерев. рукоятки и закрепляли лентой; позднее верхнюю часть лопасти стали выковывать в виде двух хомутиков, которые закреплялись вокруг топорища. И наконец, появились топоры, у к-рых лопасть через спец. отверстие вертикально насаживалась на топорище. Обоюдоострые топоры с лезвиями по обеим сторонам лопасти были редки. Боевые топоры для увеличения массы часто имели вокруг отверстия для насадки утяжел. обух, иногда в форме пальцев. Во Dt 19:5; Jg 9:48; Is 10:15; Jr 10:3; Jr 46:22; Mt 3:10 топор (секира) - это орудие труда, служащее для обработки дерева, а в 1S 13:20 он упомянут в связи с обработкой земли. Родств. топору орудие - ТОПОР-КИРКА, имеющий лезвия по обе стороны от отверстия для насадки, причем плоскость одного лезвия расположена парал. топорищу, а другого - перпендикулярно к нему, к тому же последнее несколько изогнуто. Этим орудием обрабатывали камень, разбивали каменные или кирпичные стены. Топоры-кирки делали из железа и бронзы, но чаще из железа. Вместо парал. лезвия они иногда имели острый шип. В Синод. пер. такой топор назван бердышом (Ps 73:6). В евр. языке для обозначения разных видов топора сущ. слова: кардом, гарзэн, маацад, кашшил. У родств. топору МОТЫГИ лопасть располагалась поперечно рукоятке и крепилась к ней либо с помощью хомутиков, либо насаживалась на нее через отверстие для насадки. В рабочем состоянии лопасть мотыги отстоит от рукоятки под прямым углом. Мотыга используется для обработки почвы на пашне или на виноградниках (Is 7:25, в Синод. пер. - "бороздник"). ЗАСТУП (1S 13:20) - это разновидность мотыги; оба эти орудия иногда напоминали ЛОПАТУ (употребление к-рой упоминается только в описаниях богослужений, Ex 27:3 и др., в Синод. пер. - "лопатка");
7) -> МОЛОТ использовали ремесленники в работе с деревом и металлом; встречались молотки, сдел. из камня, металлов - бронзы или железа, - а также из дерева (колотушка у столяров). ЗУБИЛО делали из бронзы, позднее - из железа, оно могло быть с рукояткой или без нее и служило для обработки стыков на изделиях или проделывания отверстий в дереве, реже - для обработки камня. ПИЛА первонач. cостояла из куска кремня с зубцами, причем ее полотно было относит. коротким; позднее пилы стали изготавливать из металла (-> Ремесло, III). Известны были и ЩИПЦЫ (-> Ремесло, V). В строит-ве, как у плотников, так и у каменщиков находил применение ОТВЕС, металлич. груз на шнуре. Были известны и -> ГВОЗДИ (Za 10:4). Гвозди делали из бронзы и железа (см. 1Ch 22:3) и в отдельных редких случаях - из золота (2Ch 3:9); найденные экземпляры гвоздей имеют дл. 6-20 см. Вбитый в стену гвоздь - это символ непоколебимой твердости (Is 22:23-25).
8) для сверления отверстий в дереве применяли БУРАВ, который приводили во вращение с помощью шнура, ведомого вокруг металлич. штифта. В работе с кожей для прокалывания отверстий применялось ШИЛО, изготовл. из бронзы, железа, а в более ранние периоды - из кости (ср. Ex 21:6; Dt 15:17). Оно было похоже на ИГЛУ. Иглы также делали из кости, бронзы и железа. Они были двух форм: а) одежная игла (булавка), к-рую позднее сменила фибула (застежка) (-> Украшение, II,10). Ее верхняя часть нередко была украшена драг. камнем или полиров. золотом; б) швейная игла, как правило, изготовл. из бронзы, дл. 9-16 см, на ее кованом конце просверливали ушко (Mt 19:24).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).