Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино
I. Виноградная лоза (Vitis vinifera) - древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью к-рых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср. Ioannem 15:2). Лоза может жить довольно долго, и у старых растений происходит "опробковение" коры ствола. Древесину виноградной лозы используют только в качестве топлива (Ezechielis 15:1-6).
II: 1) почва и климат Палестины очень благоприятны для выращивания В. Существуют свидет-ва о возделывании В. с очень ранних времен (Genesis 14:18; ср. также Genesis 9:20) почти во всех областях страны. Его выращивали в земле Филистимской (Iudicum 15:5), на Изреельской равнине (1 Regum 21:1), в оазисе Ен-Геди (Canticum 1:13), но особенно много В. было в холмистых местностях - вблизи Хеврона, в долине Есхол (Numeri 13:24), под Силомом (Iudicum 21:20), Сихемом (Iudicum 9:27) и Самарией (Ieremiae 31:5), на вост. берегу Иордана (Isaiae 16:8-10; Ieremiae 48:32), а судя по находкам, также и в пустыне Негев;
2) обычно виноградники располагались на склонах гор (Isaiae 5:1; Ioel 3:18). Чтобы плодород. почву не смывали дожди, израильтяне сооружали террасы. Сады обносили заборами или стенами от кабанов и -> шакалов во избежание потрав (Numeri 22:24; Psalmorum 79:9-14; Proverbiorum 24:30; Canticum 2:15; Isaiae 5:5). Очистив почву от камней, на ней сажали виноградные лозы, строили дозорные башни и сооружали точило (виноградный пресс) (Isaiae 1:8; Isaiae 5:1-7; Matthaeum 21:33-41). Виноградник требует много труда (ср. Matthaeum 20:1-16), особенно летом, перед окончат. сбором урожая (-> Календарь, III); в это время виноградари обычно живут на своих виноградниках в палатках. Уход за виноградником состоит в том, что время от времени нужно рыхлить землю и очищать ее от сорняков (Proverbiorum 24:30; Isaiae 5:6); лозы требуется обрезать и очищать (Leviticus 25:3; Ioannem 15:2). Ствол виноградной лозы обычно лежит на земле, а плодоносные ветви держатся на подпорках (ср. Ezechielis 17:6; Osee 10:1). Иногда лоза ползет вверх по ветвям других деревьев;
3) из ягод В. получали сок (Isaiae 63:2; Apocalipsys 14:19.20), их ели свежими или сушеными (Numeri 6:3; Deuteronomii 23:25). Сушеный В., т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (1 Samuelis 25:18, 1 Samuelis 30:12, в Синод. пер. - "связки изюма"; -> Мед, III). Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября. Это было время радости (ср. Isaiae 16:9.10), особенно когда В. начинали давить - с помощью пресса или ногами. Спелые грозди срезали (Ieremiae 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в располож. ниже другой чан. Как правило, оба чана высекались из камня. Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою В. (Nehemiae 13:15; Iob 24:11; Isaiae 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Isaiae 16:10; Ieremiae 25:30; Ieremiae 48:33). "Кровь гроздов" (Genesis 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Isaiae 63:1-3). Выжатый сок собирали в располож. ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Iob 32:19; Matthaeum 9:17) или глиняные кувшины. Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Ieremiae 48:11), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом. (-> Дрожжи.) Позднее для получения сока стали применять пресс;
4) виноградный сок пили свежим [евр. тирош], черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Numeri 18:12; Nehemiae 10:38). Перебродив, сок превращался в вино [евр. яйин] - алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Genesis 9:21). "Плод виноградный" (Matthaeum 26:29; Marcum 14:25) - издревле принятое у иудеев выражение, обознач. вино, к-рое употребляли во время богослужебных празднеств, напр. при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы. В Библии нередко говорится о вине, приправл. специями (Psalmorum 74:9; Canticum 8:2), или о смешанном вине (Proverbiorum 23:30; Canticum 7:3; Isaiae 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет. В то же время различаются вино и "крепкий напиток", к-рый делали из других фруктов (напр., фиников), меда или зерна (Isaiae 28:7; Isaiae 29:9; -> Питье). Названия сортов В. обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Ezechielis 27:18; Osee 14:8). О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии. Запасы вина, о к-рых говорится в 1 Paralipomenon 27:27, могут свидет-вать о существовании такого погреба. В Canticum 2:4 говорится "о доме пира", т.е. о помещении, где хранилось вино. Неясно, однако, был ли это погреб. Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне. Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в к-рых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами;
5) хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библ. времена были основными продуктами питания (2 Paralipomenon 2:9; Psalmorum 103:14; Lamentationes 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Genesis 27:28; Deuteronomii 8:7-10; Psalmorum 103:15; Ecclesiastes 9:7; ср. Ioannem 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Exodus 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Deuteronomii 14:26). Вино употреблялось и как целебное средство (Lucam 10:34; 1 Timotheum 5:23; ср. Proverbiorum 31:6). Но нередко во время пиров при цар. дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Isaiae 28:7; Amos 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоят. предостерегает (Proverbiorum 20:1; Proverbiorum 23:29-35; Ephesios 5:18). Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Leviticus 10:8-11), -> назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Numeri 6:3; Iudicum 13:4), -> рехавиты также не пили никакого вина (Ieremiae 35).
III. В метафорич. значении вино нередко символизирует духовные силы и дарования (Proverbiorum 9:2; Isaiae 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Ieremiae 25:15). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой (Psalmorum 79:9-16; Osee 10:1), а землю израильтян - с виноградником (Ieremiae 12:10; ср. Marcum 12:1-9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом (Ioannem 15:1).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||