Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Земледелие
В раннепатриарх. период важнейшей отраслью сельского хоз-ва у израильтян являлось -> животноводство. Овладев землей в Палестине, израил. народ в первую очередь стал заниматься З. Раскопки древнего Иерихона показывают, что Палестина - один из древнейших известных нам сельскохоз. центров. Во Deu 6:10 указывается, что З. существовало в Палестине еще до захвата страны израильтянами. По данным науки, интенсивная обработка почвы существовала здесь прим. с 7500 г. до Р.Х. Др.-израил. законодат-во типично для народа, занимающегося З. Об этом ясно свидет-вует упоминание в Пятой книге Моисея об отдыхе земли в -> субботний год, а также закон о нерушимости межевых знаков (Deu 19:14; Deu 27:17). Даже царь Саул вначале был земледельцем (Sa1 11:5), а три главных праздника израил. народа связаны с урожаем.

I. КЛИМАТ И ПОЧВА

В библ. времена климат Палестины, вероятно, был похож на нынешний. Кол-во осадков вряд ли претерпело значит. изменения, т.о., З. определялось периодом дождей с октября по апрель. Границы сельскохоз. областей сегодня трудно установить; в результате раскорчевки лесов и уничтожения кустарника скотом они постоянно расширялись. Максимальное кол-во осадков выпадало на плоскогорьях северо-запада, минимальное - в пустынях на юге и востоке страны. Поскольку угодья очень неоднородны, то областей сплошного З. почти нет. Для сельскохоз. обработки могут использоваться прежде всего площади долин и равнин; но и на склонах гор, вследствие выветривания красного известняка, образуется плодородная почва, так же как и в результате разрушения вулканич. лавы в областях вост. берега Иордана. Т.о., для З. пригодной оказывалась прежде всего холмистая область между приморской равниной и горами Иудеи, равнина Махне в Самарии - юго-вост. Сихема, окраины Изреельской равнины, плоскогорья Моава и Аврана. Почва облагораживалась прежде всего очисткой угодий от камней, а содержание земли под паром каждый седьмой год препятствовало ее истощению (Exo 23:10; Lev 25:1-7). О планомерном удобрении почвы почти ничего не известно вплоть до периода рим. господства. Из-за недостатка равнинных земель в зап. части Иудейского нагорья практиковались террасы, когда плодородную почву на горных склонах удерживали с помощью спец. каменных оград. По климатич. причинам земледел. работы были возможны только после ранних дождей в конце октября, так что сбор зерновых даже в горах заканчивался к середине июня. Земля под паром могла использоваться для выпаса мелкого скота, что одноврем. являлось единств. способом внесения удобрений. Как только начинались ранние дожди и размягчалась твердая, как камень, почвенная корка, приступали к пахоте и севу. Урожай зависел от своевременности и кол-ва осадков, выпадавших в виде зимних, или поздних дождей (Amo 4:7-9). Урожай находился под постоянной угрозой нападения саранчи и заболеваний злаковых культур. Как правило, участками земли владели семейства, их обрабатывавшие, крупное землевладение встречалось редко; позднее его доля стала увеличиваться, о чем свидетельствуют осуждающие речи пророков (Isa 5:8-10; Mic 2:2). В таких крупных хоз-вах применялся труд рабов и наемных работников, находившихся, однако, под защитой Закона (Exo 21:2; Lev 25:39-46; Deu 15:12).

II. ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

1) для рыхления почвы первоначально, вероятно, использовалась мотыга - орудие труда с деревянной рукояткой и заостренным под углом металлич. наконечником (Isa 7:25). Позднее она стала применяться только при возделывании овощных культур (см. ниже);
2) появление З. в истинном смысле слова было связано с использованием плуга, к-рый уже существовал в Палестине к моменту прихода туда израильтян. Вначале почву рыхлили с помощью твердой заостренной деревянной палки; на ней под определ. углом имелось жестко укрепленное дышло, к-рое тянула пара волов или ослов. Но очень скоро этот деревянный плуг оснащается железным сошником, к-рый израильтяне, вероятно, заимствовали у филистимлян. Землепашец направлял плуг, с силой надавливая на рукоятку и погоняя животных, попарно привязанных к ярму, рожном, под к-рым в данном случае подразумевается палка с острым металлич. наконечником;
3) вероятно, применялись и бороны, весьма похожие на современные.

III. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ

Из известных нам зерновых культур выращивались прежде всего -> пшеница (в Галилее и на наиб. плодородных участках вост. берега Иордана) и -> ячмень (в Иудее), а также -> пшеница-спельта, или полба (Isa 28:25; Eze 4:9), и пришедшее из Африки -> просо - особенно урожайная культура, к-рую выращивали еще при мотыжном З. Рожь и овес, по-видимому, не были известны. Лучшим зерном для выпечки хлеба считалась пшеница, но наряду с ней, прежде всего бедными слоями населения, использовались (как минимум в качестве примесей) полба, просо и ячмень. Выращивались и садовые культуры: фиговые деревья (-> Смоковницы), -> виноград, -> маслины и -> гранаты, а также овощи (Ki1 21:2; Ki2 4:39): чечевица (Gen 25:34), бобы (Sa2 17:28), лук репчатый, чеснок и бахчевые культуры (Num 11:5).

IV. СЕВ

Вспашку земли производили осенью. Сеяли в основном в ноябре и декабре, сначала - бобовые культуры, в декабре - пшеницу, в январе и феврале - яровые (-> Год). Сеятель широко разбрасывал семена, доставая их из мешкообразной сумы. На одном поле нельзя было сеять два рода семян (Lev 19:19), как нельзя было впрягать в одну упряжку двух животных разных видов. Знакомая израильтянам картина сева дает Иисусу материал для притчи, напр. в Mat 13:3.24; Mar 4:26, где Он сравнивает семена с Божьим словом, к-рое приносит плод в зависимости от почвы (сердец) и других факторов.

V. УБОРКА УРОЖАЯ

Тяжелая работа по подготовке почвы и сева, как и напряж. ожидание своеврем. дождя (ср. Lev 26:19; в Ki1 17:1 его отсутствие рассматривается как наказание), и страх перед палящим вост. ветром (Deu 28:22) вознаграждались радостью сбора урожая после поздних дождей в апреле/мае (ср. описания в Psa 125:5). Страда начиналась со сбора ячменя (прим. с начала апреля, в зависимости от погодных условий и местонахождения поля) и продолжалась прим. два месяца, причем пшеницу убирали в последнюю очередь. Урожай наименее ценного злака, проса, обычно самый богатый, за ним следует ячмень, к-рого нередко рождается в 50 раз больше посеянного, и наконец, самое ценное зерно, пшеница, умножала посеянное в 30-100 раз (Mat 13:8). Жали ручными серпами, причем в древнейшие времена на изогнутом куске дерева укрепляли острые кремни, а с наступлением железного века стали пользоваться железными серпами. Срезая правой рукой стебли прим. на половине их высоты, т.е. значительно выше, чем при косьбе, левой рукой жнец захватывал колосья и складывал их на землю. Вязальщики (в т.ч. и женщины, Rut 2:8) следовали за ним и вязали сжатые колосья в снопы, чтобы затем поставить их колосьями вверх, оберегая от ночной росы; но чаще снопы сразу относили на гумно, иногда не связывая, и укладывали слоями. Повозками для перевозки снопов пользовались редко, и то лишь в более поздние времена в равнинных областях зап. предгорий; повозки, вероятно, были переняты у филистимлян (Sa1 6:7).

VI. ОБМОЛОТ

Во время страды земледельцы зачастую покидали жилища и жили в шатрах или в пещерах вблизи поля. В качестве гумна использовалось ровное место, твердую почву к-рого иногда дополнит. выравнивали и утрамбовывали; по периметру оно нередко укреплялось камнями. Зерно провеивалось наиб. эффективно, если гумно было ориентировано в направлении зап. ветра. Гумно редко принадлежало одному хозяину (Sa2 24:18; Rut 3:2), значит. чаще оно находилось в общем владении земледельцев данной местности. Сжатые колосья раскладывались кипами.

Молотило и молотилка. Бобовые культуры и небольшое кол-во зерновых для потребностей семьи сначала обмолачивали палками, но, вероятно, чаще всего при молотьбе использовали скот (Deu 25:4; Hos 10:11). Животных гоняли по кругу, заставляя топтать разложенные по всему гумну колосья. Позднее стали применять и молотила (Amo 1:3). Молотило представляло собой несколько досок, скрепленных вместе и спереди загнутых кверху, под к-рыми были укреплены чаще всего острые камни (позднее стали крепить железные ножи) для вылущивания зерна и резания стеблей. Впоследствии появились молотилки (Isa 28:27) - станина с несколькими, иногда зубчатыми, каменными колесами или валиками, к-рую на полозьях проволакивают по куче зерна (как и молотило). Работник стоял при этом на молотиле или, соотв., на молотилке. После молотьбы зерно сначала провеивали с помощью многозубчатых деревянных вил (веялки), отделяя его от мякины на усиливающемся к вечеру ветру. Затем измельченную солому и зерна подбрасывали вверх деревянной лопатой, чтобы ветер унес легкие примеси. Прежде чем поместить зерно в кувшины или амбары до помола (-> Мельница), его просеивали (Amo 9:9). Излож. в книге Левит законы устанавливают определ. принципы ведения сельского хоз-ва. Эти природоохранные и экономич. основы не теряют своего значения и поныне, а иногда и открываются заново. Сюда относятся практич. предписания по защите почвы (содержание земли под паром на седьмой год, Lev 25) или регулирование социальных вопросов (бедные имели право подбирать оставшиеся на поле колосья, Lev 23:22). Всхожесть посевов Бог ставил в зависимость от соблюдения этих заповедей (Lev 26:14). -> Урожай, жатва.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).