Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование).
Стенания, П. и жалобы служат выражением физич. или душевных страданий (Jb 9:27; Jb 30:31), безысходного горя и печали (Ex 6:5), а также скорби от содеянных грехов (Jl 2:12). Вопль верующих обращен к Богу (Ps 63:2; Ps 101:1), Который способен превратить сетование в ликование (Ps 29:12). Однако Бог может запретить пророку сетовать на бедствия, постигшие непокорный народ, равно как и заступаться за него (Jr 7:16).
I. Почти у всех вост. народов существовали более или менее устоявшиеся формы ПЛАЧА ПО УМЕРШЕМУ, общественного траура, к-рый мог продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Иосиф семь дней оплакивал Иакова, а до него в течение 70 дней это делали египтяне (Gn 50:3.10); по 30 дней израильтяне скорбели по Аарону и Моисею (Nb 20:29; Dt 34:8). Как правило, в тех случаях, когда умирал близкий человек, его родственники нанимали плакальщиков, чаще плакальщиц (Qo 12:5; Jr 9:17; Mc 5:38; ср. Mt 9:23; Lc 8:52), чтобы те оплакали умершего. На этот период люди надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в -> пепле, посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины. Однако у израильтян определ. языч. формы этих знаков траура были запрещены (Lv 19:27; Dt 14:1; -> Плешивый (лысый). Вместе со скорбящими плакальщики преломляли в печали хлеб и подавали им чашу утешения (Jr 16:6; Ez 24:16; Ez 27:30-32).
Собственно оплакивание покойника выражалось разными средствами: от громких воплей, горестных причитаний, восклицаний типа: "Увы, брат! Увы, государь!" (1R 13:30; Jr 22:18; Jr 34:5), до законченных по форме поэтич. произведений, подобных тем, к-рые мы находим у Давида (2S 1:17-27; 2S 3:33). Этот П. был написан стихотворным размером, называемым "хромающим стихом" (кина). Упоминается в Библии и несохранившаяся "плачевная песнь" Иеремии о царе Иосии, при этом говорится о существовании собрания подобных "плачевных песней" (2Ch 35:25). Особенно скорбным бывал П. по единств. сыну или первенцу (Jr 6:26; Za 12:10). Считалось большим несчастьем, если умерший оставался неоплаканным, т.е. не был похоронен по всем правилам (Jr 16:4; Jr 25:33). Из притчи Иисуса можно заключить, что дети в Палестине играли в похороны и в оплакивание покойного (Mt 11:17). Пророки использовали стихотворную форму П. по умершему в своих проповедях для предсказания грядущего суда над теми, кто в тот момент был еще жив (Ez 19:1; Ez 26:17; Ez 27:2; Ez 32:2-16; Am 5:1.16; ср. в НЗ Ap 18:9-19). Пр. Исаия развивает эту традицию. В Is 53 в форму П. облечено новое содержание: предвещается уже не смерть, а жизнь, происходящая из смерти. Ранее Бог установил границы выражения скорби. Божьему народу были запрещены нек-рые знаки траура. Священники могли нарушить культовую чистоту только в случае смерти самых близких родственников (Lv 21:1-6); первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикосновение к умершему (Lv 21:10). То же относилось и к посвященным Богу (Nb 6:6-8; -> Назорей). Когда у пр. Иезекииля умерла жена, всякое внешнее проявление скорби было ему запрещено (Ez 24:16). Иисус изгнал плакальщиц из дома Иаира (Lc 8:54). Когда на пути к кресту иерусалимские женщины стали оплакивать Иисуса, Он сказал им, чтобы они лучше плакали о себе и своих детях (Lc 23:27; ср. Jr 9:17). Стефана после его смерти оплакали "мужи благоговейные", об участии же церкви в этом ничего не говорится (Ac 8:2). Об оплакивании умерших говорил и Павел (1Th 4:13-18). Надежда на воскресение победила погребальный П. Именно этим определялось в первые столетия существования Церкви отношение христиан к смерти. Один из церк. писателей II столетия говорил: если кто-то праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое (Аристид "Апология"). Когда позднее к христианам вновь стали проникать связанные с трауром языч. обычаи, то запрет на услуги плакальщиков уже сопровождается угрозой отлучения от Церкви, поскольку П. по умершему и траур несовместимы с надеждой на воскресение и ставят под сомнение веру христиан (Иоанн Златоуст, конец IV в. по Р.Х.);
2) ЖАЛОБА в правоведении - это обвинение одним лицом другого перед судом (-> Право, правосудие). Жалобы членов церкви друг на друга, их споры между собой должны улаживаться внутри церкви (1Co 6:1-8). (-> Cуд -> Судить.) Сатана, противник верующих (1P 5:8), является их обвинителем перед Богом (Jb 1:9; Jb 2:4; Za 3:1; Ap 12:10). -> Дьявол.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||