1 Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. |
2 Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? 3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: |
4 оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки. |
5 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! 6 Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы. 7 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее. |
8 Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей! 9 Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. |
Один из последних пророков-писателей, Иоиль жил, вероятнее всего, на рубеже 5-4 вв. до Р.Х. Нам практически ничего не известно о личности пророка; можно предположить, что Иоиль был храмовым пророком, все служение которого было подчинено возвещению слова Божьего. Короткая, но очень важная книга пророка содержит лишь указание на нашествие саранчи, которое, собственно, и послужило поводом для его выступления. Точная датировка этого события, однако, невозможна. Вместе с тем, некоторые детали его пророчества позволяют отнести его к эпохе после возвращения иудеев из вавилонского плена, эпохе Второго Храма.
В первой части первой главы пророк со страхом и скорбью говорит о бедствии, постигшем страну. Насекомые уничтожили все живое на земле Израиля, и она сделалась пустыней. Плач о бедствии — распространенный жанр библейской и вообще древневосточной поэзии, и в соответствии с законами жанра пророк повествует о том, насколько всеохватывающей оказалась эта напасть. Всего — хлеба и винограда, масла и всякой иной пищи лишилась земля и живущие на ней. Плачьте, рыдайте, жители земли: вот основной призыв пророка в этой части книги. Каждого, кто слышит или читает его слова, пророк зовет почувствовать призрак голода и гибели, нависший над его страной.
Как непрочно оказалось благополучие народа, с какой удивительной легкостью и быстротой повсюду проникает пагуба! Осознание этого важно для пророка, потому что далее он будет говорить об истинных основаниях жизни. Скорбь о страданиях и потерях для него неразрывно связана с размышлением о том, почему постигло людей это бедствие. Но, помимо всего этого, описание этого страдания важно в общебиблейском контексте. Одно из центральных в Ветхом Завете — откровение о том, что Бог слышит вопль народа Своего, и описанная Иоилем трагедия становится местом спасительного вмешательства Бога в судьбы людей.
1 Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. |
2 Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? 3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: |
4 оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки. |
5 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! 6 Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы. 7 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее. |
8 Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей! 9 Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. |
Один из последних пророков-писателей, Иоиль жил, вероятнее всего, на рубеже 5-4 вв. до Р.Х. Нам практически ничего не известно о личности пророка; можно предположить, что Иоиль был храмовым пророком, все служение которого было подчинено возвещению слова Божьего. Короткая, но очень важная книга пророка содержит лишь указание на нашествие саранчи, которое, собственно, и послужило поводом для его выступления. Точная датировка этого события, однако, невозможна. Вместе с тем, некоторые детали его пророчества позволяют отнести его к эпохе после возвращения иудеев из вавилонского плена, эпохе Второго Храма.
В первой части первой главы пророк со страхом и скорбью говорит о бедствии, постигшем страну. Насекомые уничтожили все живое на земле Израиля, и она сделалась пустыней. Плач о бедствии — распространенный жанр библейской и вообще древневосточной поэзии, и в соответствии с законами жанра пророк повествует о том, насколько всеохватывающей оказалась эта напасть. Всего — хлеба и винограда, масла и всякой иной пищи лишилась земля и живущие на ней. Плачьте, рыдайте, жители земли: вот основной призыв пророка в этой части книги. Каждого, кто слышит или читает его слова, пророк зовет почувствовать призрак голода и гибели, нависший над его страной.
Как непрочно оказалось благополучие народа, с какой удивительной легкостью и быстротой повсюду проникает пагуба! Осознание этого важно для пророка, потому что далее он будет говорить об истинных основаниях жизни. Скорбь о страданиях и потерях для него неразрывно связана с размышлением о том, почему постигло людей это бедствие. Но, помимо всего этого, описание этого страдания важно в общебиблейском контексте. Одно из центральных в Ветхом Завете — откровение о том, что Бог слышит вопль народа Своего, и описанная Иоилем трагедия становится местом спасительного вмешательства Бога в судьбы людей.
1 Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. |
2 Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? 3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: |
4 оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки. |
5 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! 6 Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы. 7 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее. |
8 Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей! 9 Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. |
Картины опустошенной земли заставляют задуматься: о чём здесь идёт речь, в прямом ли смысле о нашествии саранчи, или же перед взором пророка проходят образы вражеского вторжения? Голод и опустошение в равной степени могут быть следствием обоих бедствий.
Но если саранча может быть образом вражеского нашествия, а нашествие - образом возмездия за грехи и беззакония, то не может ли картина физического голода оказаться выражением духовного голода, а само описание последствий нашествия саранчи - духовным портретом немалой части народа? И если прекратились приношения во храм, то только ли по той причине, что иссякли плоды земли? Не в большей ли степени оттого, что иссякли душевные ресурсы и люди отвернулись от Бога?
Привычно, когда враг приходит со стороны, но как часто мы сами становимся врагами и Богу, и самим себе, как часто источником враждебных действий оказываются глубины наших сердец.
2 Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? 3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: |
Что такое историческая память? И какое отношение она имеет к Традиции? На первый взгляд, призыв пророка к слушающим его людям запомнить то, что они видят и слышат, предполагает апелляцию именно к исторической памяти, без которой ни о каком запоминании происходящих событий и ни о какой передаче услышанного потомкам речи быть не может. Но так ли просто обстоит дело? Что должны запомнить видящие и слышащие пророка в увиденном и услышанном? Судя по тому, что в состав пророческих книг Библии входит и Книга Иоиля, можно сказать, что современники пророка увидели, услышали и запомнили именно то, что нужно. Но кто именно запомнил это? И кто вообще должен был видеть, слышать и запоминать? Иоиль обращается к старейшинам и ко всему народу.
Во времена родоплеменного уклада старейшины были фактически единственными представителями власти в еврейском обществе, но во времена Иоиля скорее надо говорить о совете старейшин, который существовал в Иерусалиме на всём протяжении его древней истории вплоть до разгрома в 70 г. н.э. Как видно, пророк обращается к представительному органу власти и к общественному мнению, как мы назвали бы это сегодня.
Но Книгу Иоиля мы имеем сегодня не благодаря совету старейшин и не благодаря общественному мнению, а благодаря Синагоге, которая уже в послепленный период систематизировала записи проповедей Иоиля, так же, как и других пророков, и благодаря тому кругу последователей допленных пророков, о которых сегодня нам известно немного, но которые, возможно, тоже представляли собой в допленной Иудее некое общинное движение. Как видно, Традиция рождается не в обществе в целом, а в общине верных, готовых слушать пророков и запоминать сказанное ими, понимая, что речь идёт о данном Богом откровении.
Но для самих пророков, включая и Иоиля, важен был именно весь народ Божий. И не потому, что так удобнее было самим свидетелям (им-то как раз было бы куда радостнее проповедовать в узком кругу своих единомышленников, их понимающих и им сочувствующих), а потому, что слово Божие должен был иметь возможность услышать каждый. Ведь Бог хотел видеть в числе Своих верных каждого, кто принадлежит к Его народу, стало быть, и шанс нужно было дать каждому. А таким шансом могло быть только звучащее публично слово Откровения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||