18 Был некто Елеазар, из первых книжников, муж, уже достигший старости, но весьма красивой наружности; его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо.19 Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучение и плевал,20 как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать.
21 Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса,22 дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием.23 Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости и достигнутой им славной седины и благочестивого издетства воспитания, а более всего — святаго и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал и сказал: немедленно предать смерти;
24 ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество,25 и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость.26 Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти.27 Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости,28 а юным оставлю добрый пример — охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение.29 Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие.30 Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним.
31 И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели.
Свернуть
История из второй Маккавейской книги сложна. Сейчас очень трудно понять сам факт пищевого запрета на свинину, тем более трудно понять готовность умереть и не нарушить его. Хотя бы потому, что свинина вкусна и давно стала кулинарным достоянием. Но дело не в свинине, будет не она, так что-то другое. То есть найдется нечто такое, что Господь нас просит не делать, мы принимаем и не делаем, но в глазах внешнего мира это бред. Если что-то не поддается рациональному объяснению или очевидно заставляет человека отказаться от удовольствия, то это немедленно признается мракобесием и глупостью. Ну веришь ты в Бога, ну верь тихо. Зачем же при этом считать развод неправильным методом решения проблем? Зачем открыто признавать, что ты веришь в Воскресение, в непорочное зачатие, - зачем все это, когда можно быть нормальным человеком. Достаточно только продемонстрировать, пусть формально, лояльность к миру и его мнению. И прославленный как святой Елеазар становится для нас очень важным примером для подражания в том, насколько последовательным должен быть человек в исповедании своей веры.
Другие мысли вслух
На 2 Макк 6:18-31
18 Был некто Елеазар, из первых книжников, муж, уже достигший старости, но весьма красивой наружности; его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо.19 Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучение и плевал,20 как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать.
21 Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса,22 дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием.23 Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости и достигнутой им славной седины и благочестивого издетства воспитания, а более всего — святаго и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал и сказал: немедленно предать смерти;
24 ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество,25 и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость.26 Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти.27 Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости,28 а юным оставлю добрый пример — охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение.29 Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие.30 Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним.
31 И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели.
Свернуть
История из второй Маккавейской книги сложна. Сейчас очень трудно понять сам факт пищевого запрета на свинину, тем более трудно понять готовность умереть и не нарушить его...
Читать далее
История из второй Маккавейской книги сложна. Сейчас очень трудно понять сам факт пищевого запрета на свинину, тем более трудно понять готовность умереть и не нарушить его. Хотя бы потому, что свинина вкусна и давно стала кулинарным достоянием. Но дело не в свинине, будет не она, так что-то другое. То есть найдется нечто такое, что Господь нас просит не делать, мы принимаем и не делаем, но в глазах внешнего мира это бред. Если что-то не поддается рациональному объяснению или очевидно заставляет человека отказаться от удовольствия, то это немедленно признается мракобесием и глупостью. Ну веришь ты в Бога, ну верь тихо. Зачем открыто признавать, что ты веришь в Воскресение, в непорочное зачатие - зачем все это, когда можно быть нормальным человеком. Достаточно только продемонстрировать, пусть формально, лояльность к миру и его мнению. И прославленный как святой Елеазар становится для нас очень важным примером для подражания в том, насколько последовательным должен быть человек в исповедании своей веры.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).