4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. |
В сердце каждого из нас живет Дух Божий, Которым мы можем взывать к Отцу. Мы часто забываем, что Бог — наш Отец, мы часто просто не понимаем, что такое Отец. Но мы забываем и о том, что нам это понимание даровано Духом Святым, что мы не обязаны пытаться дойти до этого сами. В современном мире множество людей растет без отцов, у еще большего количества отец мало общается с детьми, далек от дома, слишком много работает, замкнут и так далее. Многие из нас считают, что из-за этих психологических причин, из-за неправильного образа отца мы не можем научиться общению с Богом как с нашим любящим Отцом, и совершенно забывают о том, что Дух Божий уже взывает в нас: «Авва, Отче», - то есть — Папа.
А если мы дети Божии, то мы и наследники — наследники Его Царства, наследники света и радости, нам есть чего ждать и на что надеяться, потому что наш Отец любит нас и отдал Сына Своего Иисуса Христа за нас, чтобы мы могли прийти за Ним в Царство.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. |
В сердце каждого из нас живет Дух Божий, Которым мы можем взывать к Отцу. Мы часто забываем, что Бог — наш Отец, мы часто просто не понимаем, что такое Отец. Но мы забываем и о том, что нам это понимание даровано Духом Святым, что мы не обязаны пытаться дойти до этого сами. В современном мире множество людей растет без отцов, у еще большего количества отец мало общается с детьми, далек от дома, слишком много работает, замкнут и так далее. Многие из нас считают, что из-за этих психологических причин, из-за неправильного образа отца мы не можем научиться общению с Богом как с нашим любящим Отцом, и совершенно забывают о том, что Дух Божий уже взывает в нас: «Авва, Отче», - то есть — Папа.
А если мы дети Божии, то мы и наследники — наследники Его Царства, наследники света и радости, нам есть чего ждать и на что надеяться, потому что наш Отец любит нас и отдал Сына Своего Иисуса Христа за нас, чтобы мы могли прийти за Ним в Царство.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. |
Говоря об усыновлении как духовном состоянии христианина, Павел совершенно неожиданным образом продолжает традицию, связанную с притчами Самого Спасителя и укоренённую в проповеди поздних пророков. Речь идёт об описании отношений человека с Богом на примере отношений семейных, иногда супружеских, иногда сыновних. Уже Осия говорил о том, что отношения между Богом и отдельным человеком (или даже целым народом) похожи на семейные, супружеские: ведь в нормальной семье никто не опирается на закон, брачный контакт подписывается обычно на случай развода, а счастливые супруги о нём вспоминают редко.
Так же и с тем союзом, который заключил с Богом еврейский народ: если требовать у Бога положенного по закону, есть шанс не получить ничего. Слишком часто и слишком серьёзно нарушал народ законы, бывшие условием союза, чтобы теперь он мог на что-то рассчитывать. Но вот если Бог отнесётся к ним, как к своим детям, не ориентируясь на закон, а следуя лишь той любви, которой Он полон даже к грешнику, тогда, может быть, на что-то ещё и можно надеяться…
В притчах Спасителя эта «семейная» тема продолжается: в доме можно быть рабом, наёмником, сыном хозяина. И раб, и наёмник могут рассчитывать только на то, что им положено по закону, причём наёмник по закону может получить больше раба. Но зато раб при определённых условиях может быть усыновлён: речь ведь идёт о патриархальном рабстве, когда раб не очень-то отличался от младшего члена семьи.
Другого рабства евреи никогда и не знали. Раб — домочадец, наёмник — посторонний. Постороннему рассчитывать не на что, а вот у домочадца всегда есть надежда. Павел же добавляет: по закону мы все рабы, но есть Тот, Кто может помочь нам получить усыновление, если мы этого захотим и обратимся к Нему. В доме Отца усыновления иначе не получить, но, обратившись к Тому, Кого Отец посылает для освобождения Своих рабов, можно перестать быть рабом и стать сыном своего Отца. Даром. И получить в наследство Царство. Тоже даром. Не по закону, а по любви.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. |
Мы живем в замечательное время, о котором множество людей до Христа могли только мечтать и молиться, время, когда совершился замысел Бога о нашем спасении. Это время полноты, когда мы можем, как дети, радоваться. Даже если мы не знаем об усыновлении, которое принес нам Христос, даже если мы не принимаем его — самое время, в котором мы живем, изменилось. И каждый начинающийся год, хотя в нем будет и хорошее и плохое, — время надежды и радости, которые Бог принес в мир.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, |
Наверное, мы никогда не сможем понять до конца, какое чудо произошло две тысячи лет назад. Можно только назвать некоторые стороны этого непостижимого события. В Рождестве нам дается потрясающее откровение Божие о Себе Самом: оказывается, у Единого Бога есть Единородный Сын, и это не противоречит единству Бога. Но, кроме этого, Сын, будучи «больше» всего мира, входит, вмещается в этот мир, приходя в него человеческим Младенцем. Он рождается в этот мир, как все дети, пройдя все стадии внутриутробного развития, — и это Тот, в Ком обитает телесно вся полнота Божества. Он принимает свое человеческое тело от Девы, сохранившей свое девство и в Рождестве.
Далее, оказывается, что время времени рознь, раз существует «полнота времени» — тот момент, когда многовековая забота Бога о воспитании человека приводит к появлению в этом лежащем во зле мире такой юной Девы, которая смогла принять в себя всю полноту благодати Божией... Можно и дальше перечислять и перечислять... Но лучше просто возрадоваться этому чуду и принести эту радость всем людям, так нуждающимся в радости.
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. |
Благое даяние от Бога, явленное во Христе и предложенное каждому из нас, — для каждого уникально. У Христа уникальные отношения с каждым из нас, и поэтому уникален Его дар. И поскольку эти дары качественно различны, невозможно их сравнивать по типу «больше-меньше» или «хуже-лучше». В самом деле, какой дар больше или лучше — хороший слух или ловкость в движениях? Нам не надо с высоты своего дара осуждать тех, у кого этого дара нет, а стоит научиться сочетать «плюсы» каждого дара в нашем едином житье-бытье. Это и будет подлинной Церковью, Телом Христовым, где все органы служат друг другу и общему единству всей полнотой принятого ими дара.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом
назначенного. 3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. |
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили
богам,
которые в существе не боги. 9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? 10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. |
Непростой вопрос, как мы живем до обращения и после? Если внимательно посмотреть, сильно ли мы отличаемся от себя прежних словами, делами, мыслями, всем своим устройством? А, казалось бы, перемены должны быть разительные, радикальные, видные сразу и всем. И даже если они происходят, так уж ли мы заботимся о том, чтобы никогда не возвращаться к себе прежним? Сыны и наследники Божие, можем ли мы возвращаться к идолопоклонству? Можем ли мы считать Бога, который выше нашего разумения, божком, которого мы сможем подчинить своим прихотям и нуждам. Он стал нам Отцом, Он допустил нас к Себе, и жить в Нем и с Ним мы сможем только, если будем каждый день напоминать себе, от чего мы ушли и где мы живем. Живем в Его доме.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом
назначенного. 3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. |
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили
богам,
которые в существе не боги. 9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? 10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. |
Продолжая разговор о наследии и о наследниках, Павел прибегает ещё к одной юридической аналогии. Он говорит: как ребёнок может получить положенное ему наследство лишь после того, как станет совершеннолетним, так и вы, обращается апостол к христианам Галатии, даже имея право на Царство, смогли обрести его только теперь, когда пришло время, и вы получили усыновление через Иисуса Христа (ст. 1 – 5). А свидетельством этого усыновления является для апостола то дыхание («Дух») Сына Божия, которое дышит в сердцах усыновлённых, приобщая их к жизни христовой и к жизни Царства (ст. 6 – 7). И всякое возвращение назад, к прежней духовной жизни для Павла равнозначно духовной катастрофе, отказу от полученного вместе с усыновлением наследства, той возможности приобщиться к Царству, без которой нет христианства (ст. 8 – 10). Он даже опасается, что всё, сделанное им для галатийских христиан, пошло прахом, все усилия и труды были напрасны (ст. 11).
Казалось бы, ситуация была ещё не столь катастрофична: ведь всё могло измениться, и те, к кому Павел обращался с упрёками и увещеваниями, вполне могли одуматься и вернуться к прежним мыслям. Но апостол, как видно, прекрасно понимал, что такого рода отступничество никогда не проходит бесследно, оно всегда накладывает свою печать на тех, кто его пережил. Конечно, вернуться в Царство, которое потерял, через раскаяние и новое обращение возможно всегда, такая возможность будет даваться каждому христианину до дня последнего Суда и возвращения Спасителя. И всё же каждое отпадение является именно отпадением, это всегда катастрофа и трагедия, хотя бы те, с кем она случается, ничего такого и не замечали. Ведь речь идёт не просто о неудаче, за которую могут начислить некоторое количество штрафных очков, которые впоследствии придётся отрабатывать.
Речь о действительной, совершенно реальной утрате Царства, о таком изменении духовного состояния человека, после которого он уже никогда не будет прежним. Казалось бы, отпавший просто возвращается в своё прежнее состояние, начинает вновь жить той жизнью, которой жил до обращения. Но это лишь иллюзия: тому, кто однажды приобщился к Царству, стать прежним уже невозможно. Есть огромная разница между потерявшими Царство и никогда не знавшими его. И Павел, понимая это, вновь и вновь напоминает галатийской церкви о том, что составляет основу духовной жизни христианина: о верности Христу и Царству.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом
назначенного. 3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. |
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили
богам,
которые в существе не боги. 9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? 10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. |
Павел сравнивает состояние человека, следующего Торе, с положением домашнего раба, который может быть усыновлён и который в таком случае получает те же права, что и родные сыновья хозяина. Такая практика была известна в еврейском обществе, где домашний раб был фактически младшим членом семьи и отличался от домочадца лишь тем, что в юридическом смысле, в смысле своих прав в доме, он как бы никогда не взрослел, на всю жизнь оставаясь младшим, а значит, неравноправным, членом большой семьи. Человек, следующий Торе, оказывается в доме небесного Отца примерно в таком же положении, просто потому, что Тора не может дать ему большего.
Тора определяет ответственность человека перед Богом, не предоставляя ему никаких прав — ведь прав у человека перед Богом не может быть по определению. Человек просто оказывается в полной власти Бога, независимо от того, осознаёт он этот факт, или нет. Тора позволяет человеку осознать очевидное и в перспективе получить свободу и полноту жизни. Но не в смысле только осознания своей ответственности — иначе свобода оказалась бы всего лишь осознанной и принятой как неизбежность необходимости.
Осознание человеком своей ответственности — лишь первый необходимый шаг, позволяющий выстроить с Богом осознанные отношения как со своим небесным Отцом. В процессе такого духовного роста Тора постепенно перестаёт быть для человека юридическим или моральным кодексом и становится внутренним императивом, внутренней Торой, определяющей его жизнь уже не извне, а изнутри. Но пока грех хоть сколько-нибудь властен над человеком, полностью довериться Богу, как сын (в нормальном случае) доверяет отцу, человек не может.
Бог Сам должен сделать решающий шаг навстречу человеку с тем, чтобы избавить его от власти греха, и тогда человек сможет стать живой Торой, тогда в его жизни не останется ничего, кроме того, что определяет его отношения с Богом, придавая им форму и качество — так, что Тора как нечто отдельное от самого человека перестаёт существовать, даже в качестве внутреннего императива. Именно этот шаг навстречу людям Бог и делает во Христе — и потому возвращение к Торе как к моральному кодексу или как к системе религиозных предписаний для христианина является безусловным шагом назад, от сыновства к рабству, о чём и предупреждает апостол адресатов своего послания.
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Рождество Христово
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Четверг
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||