8 Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. |
При внимательном чтении библейских книг нетрудно убедиться, что о природе Бога Библия если и говорит нам что-то, то очень немного (быть может, потому, что у Бога вообще нет «природы» в привычном нам понимании). А вот о воле Бога она говорит нам постоянно. Но Его воля — это не только данные Им заповеди, это ещё и Его отношение, будь то отношение к отдельному человека или к целому народу. И нередко под «природой Бога», о которой, как нам кажется, говорит нам Библия, мы подразумеваем библейские упоминания об отношении Бога к нам и к нашим поступкам. И когда Библия говорит нам, что Бог полон щедрости и снисхождения (Он, как это передаёт Синодальный перевод, «щедр и милостив»), что Он являет долготерпение и милосердие («долготерпелив и многомилостив», согласно тому же Синодальному переводу), речь идёт, несомненно, о том, что мы могли бы назвать «природой» Бога, Его свойствами, с которыми мы сталкиваемся всякий раз, когда обращаемся к Нему. Почему же Бог оказывается не только щедр, но и снисходителен к нашим грехам? Разве такое снисхождение может принести человеку духовную пользу? Быть может, многое объясняет то милосердие, о котором говорит гимнограф. Соответствующее еврейское слово обозначает, прежде всего, готовность сделать для человека больше того, к чему обязывает закон или договор (если речь идёт об отношениях между людьми) или больше того, что человек заслуживает (если речь идёт об отношениях между человеком и Богом). Именно такими оказываются отношения Бога к человеку, и, как свидетельствовал уже Осия, только в этом надежда человека на оправдание в день Суда: ведь Тору народ нарушал неоднократно, и по закону никто в этот день ни на что рассчитывать не может. Но и до дня Суда ситуация оказывается не столь простой: ведь совершённые грехи (точнее, их последствия) висят над народом, и, если катастрофы ещё не произошло (а псалом, вероятнее всего, был написан ещё до Вавилонского плена), то лишь потому, что Бог являет Своё милосердие не только в день Суда, но и на всём протяжении истории Своего народа. А нам это может казаться снисхождением или даже попустительством. Хотя, на самом деле, речь идёт не о попустительстве, а о спасении: ведь, не будь Бог исполнен милосердия, трудно представить себе, как смог бы дотянуть народ до прихода Мессии.
8 Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. |
При внимательном чтении библейских книг нетрудно убедиться, что о природе Бога Библия если и говорит нам что-то, то очень немного (быть может, потому, что у Бога вообще нет «природы» в привычном нам понимании). А вот о воле Бога она говорит нам постоянно. Но Его воля — это не только данные Им заповеди, это ещё и Его отношение, будь то отношение к отдельному человека или к целому народу. И нередко под «природой Бога», о которой, как нам кажется, говорит нам Библия, мы подразумеваем библейские упоминания об отношении Бога к нам и к нашим поступкам. И когда Библия говорит нам, что Бог полон щедрости и снисхождения (Он, как это передаёт Синодальный перевод, «щедр и милостив»), что Он являет долготерпение и милосердие («долготерпелив и многомилостив», согласно тому же Синодальному переводу), речь идёт, несомненно, о том, что мы могли бы назвать «природой» Бога, Его свойствами, с которыми мы сталкиваемся всякий раз, когда обращаемся к Нему. Почему же Бог оказывается не только щедр, но и снисходителен к нашим грехам? Разве такое снисхождение может принести человеку духовную пользу? Быть может, многое объясняет то милосердие, о котором говорит гимнограф. Соответствующее еврейское слово обозначает, прежде всего, готовность сделать для человека больше того, к чему обязывает закон или договор (если речь идёт об отношениях между людьми) или больше того, что человек заслуживает (если речь идёт об отношениях между человеком и Богом). Именно такими оказываются отношения Бога к человеку, и, как свидетельствовал уже Осия, только в этом надежда человека на оправдание в день Суда: ведь Тору народ нарушал неоднократно, и по закону никто в этот день ни на что рассчитывать не может. Но и до дня Суда ситуация оказывается не столь простой: ведь совершённые грехи (точнее, их последствия) висят над народом, и, если катастрофы ещё не произошло (а псалом, вероятнее всего, был написан ещё до Вавилонского плена), то лишь потому, что Бог являет Своё милосердие не только в день Суда, но и на всём протяжении истории Своего народа. А нам это может казаться снисхождением или даже попустительством. Хотя, на самом деле, речь идёт не о попустительстве, а о спасении: ведь, не будь Бог исполнен милосердия, трудно представить себе, как смог бы дотянуть народ до прихода Мессии.
(Псалом Давида о сотворении мира.) |
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. 2
Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; 3
устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. 4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. |
5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. 6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. 7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. 8 Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. 9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. |
10 Ты послал источники в долины; между горами текут (воды). 11 Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. 12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. 13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. |
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, 15
и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. 16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил. 17 На них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, 18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам. |
19 Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад. 20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; 21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. 22 Восходит солнце, (и) они собираются и ложатся в свои логовища. 23 Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. |
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. 25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; 26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. |
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. 28 Даешь им — принимают; отверзаешь руку Твою — насыщаются благом. 29 Скроешь лице Твое — мятутся; отнимешь дух их — умирают, и в персть свою возвращаются. 30 Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли. |
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! 32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. 33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. 34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. 35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия! |
Гимн величию Творца неразрывно соединён с воспеванием величия Его творения. Мир прекрасен, и его бесконечное многообразие, восхищающее псалмопевца, свидетельствует о безграничном могуществе Создателя.
И вот после натурфилософских размышлений раздаётся пожелание, чтобы на земле не было грешников. Оно могло бы показаться неожиданным и притянутым за уши к основной речи, но это не так: и внутренний ритм, и логическое построение псалма подводят к тому, что не всё гармонично в прекрасно сотворённом мире, и причина тому - грех. Даже когда мы размышляем об искажающем и уничтожающем творение экологическом кризисе, то неизбежно придётся уткнуться в понимание того, что его причины коренятся в нашей греховности, а ведь это не единственный пример разрушительной силы греха.
Означает ли пожелание грешникам исчезнуть стремление физически их уничтожить? Грех сам по себе разрушает грешников, но не уходит из мира, погубив одних, он переходит дальше. Поэтому исчезновение грешников - это их освобождение от власти греха.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||