22 И из этого должно вам познать, что женщины господствуют над вами. Не подъемлете ли вы трудов и не напрягаете ли усилий, и не отдаете ли и не приносите ли всего женам?
Свернуть
Творя человека, Бог определил две возможных ипостаси человеческой природы: мужскую и женскую. Так было задумано изначально, и изначально же было определено, что отношения между мужчиной и женщиной, между мужем и женой можно будет описать словами «и будут двое единой плотью». Это идеал, таким был человек до грехопадения. С грехопадением всё изменилось и исказилось. После грехопадения женщине было сказано, что отношения её с мужем станут отныне отношениями господства и подчинения: «к мужу твоему влечение твоё, и он будет властвовать над тобой».
Конечно, отношения семейные в данном случае можно рассматривать, как модельные, в семье они строятся так же, как и в падшем обществе в целом. С одной стороны, люди не могут друг без друга обойтись; с другой, они не могут нормально жить друг с другом, не могут взаимодействовать без того, чтобы не внести в это взаимодействие отношения господства и подчинения.
Речь идёт не о функциональных различиях, не о роли, которую играет человек и не о функциях, которые ему приходится выполнять для решения поставленной задачи или достижения намеченной цели, а о различиях, как говорят иногда, статусных, о ситуации, когда чисто функциональные моменты начинают абсолютизироваться, в пределе приводя отношения к той форме, которая характеризуется известной поговоркой «ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак».
Нечто похожее произошло и в семье: главенство мужчины из главенства ответственности в падшем мире стало быстро превращаться в главенство властвования. Такие отношения, разумеется, искажают духовную жизнь как мужа и жены в отдельности, так и их обоих, как семьи. Между тем, и в яхвизме, и в иудаизме семья всегда была, помимо прочего (а для Бога — в первую очередь) духовной общиной, которая была основой и большой яхвистской общины, и Синагоги, и всех существовавших внутри неё религиозных братств.
Неудивительно, что Эзра выступает против искажения духовных отношений внутри семьи. Он понимает: мужчина, перестав быть подлинным главой семьи, утверждает свою власть над женщиной, как утверждает её хозяин над рабом. Но в таком случае жена вправе потребовать содержания (и притом весьма роскошного) в обмен на эту власть. И она требует его, замыкая порочный круг. Круг, который нужно бы, наоборот, разорвать: ведь Богу он не нужен и с жизнью Его Царства не совместим.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).