11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. |
В новозаветных книгах нередко упоминается ситуация, когда те, к кому обращается говорящий, оказываются не в состоянии его услышать. Довольно часто речь идёт об Иисусе, но иногда и о других проповедниках, как в случае автора Послания к Евреям. Он, этот автор, говорит своим слушателям и читателям, что они стали «ленивы на слушание» (именно так буквально звучит греческий текст). Что это: нежелание слушать? Едва ли.
Нежелание ведь предполагает, что слушающий уже успел что-то из сказанного услышать и понять. И, оценив услышанное, решил, что этого он слышать не хочет. Тут налицо и оценка, и отношение. Автор же послания говорит о лени. О нежелании не просто слышать, но и слушать вообще. О расслабленности, исключающей и оценку, и сколько-нибудь определённое отношение. Чаще всего такое случается, когда слушающему или читающему просто неинтересно то, что у него на слуху или перед глазами. Но в данном случае речь идёт явно не об этом. Очевидно, адресаты послания уже знакомы с его автором, и прежде их интересовало то, что он хотел им сказать.
Дело тут в чём-то другом. Может быть, конечно, это обычная реакция отторжения. Так бывает, если сказанное для слушающего категорически неприемлемо. Слушающий тогда может просто перестать воспринимать то, чего не желает слышать: включается своеобразный внутренний психический фильтр, который не позволяет услышать то, чего слышать не хочешь. Но для работы такого фильтра нужна всё-таки внутренняя активность, притом достаточно высокая.
Неприятие тоже может быть как активным, так и пассивным. А поскольку автор послания говорит о лени, пассивный вариант вероятнее активного. Так тоже бывает. Особенно в тех случаях, когда человек слишком дорожит своим душевным (например, религиозным) комфортом. В таком случае защитный механизм может работать несколько иначе: вместо активного психического фильтра ставится пассивный.
Восприятие не блокируется, но порог его снижается настолько, что до человека, попросту говоря, невозможно докричаться. Физически он слышит обращающегося, а психологически — нет. Он остаётся внутри своей матрицы, куда извне не проникает ничего. Разумеется, сам человек часто не осознаёт того, что происходит. Но это и не обязательно: достаточно определённого духовного состояния, определённой интенции. Например, интенции, направленной на сохранение внутреннего, духовного и психологического, комфорта любой ценой. Психика сама доделает остальное. Ведь она послушна нашей воле, и её функционирование определяется нашим выбором.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. |
В новозаветных книгах нередко упоминается ситуация, когда те, к кому обращается говорящий, оказываются не в состоянии его услышать. Довольно часто речь идёт об Иисусе, но иногда и о других проповедниках, как в случае автора Послания к Евреям. Он, этот автор, говорит своим слушателям и читателям, что они стали «ленивы на слушание» (именно так буквально звучит греческий текст). Что это: нежелание слушать? Едва ли.
Нежелание ведь предполагает, что слушающий уже успел что-то из сказанного услышать и понять. И, оценив услышанное, решил, что этого он слышать не хочет. Тут налицо и оценка, и отношение. Автор же послания говорит о лени. О нежелании не просто слышать, но и слушать вообще. О расслабленности, исключающей и оценку, и сколько-нибудь определённое отношение. Чаще всего такое случается, когда слушающему или читающему просто неинтересно то, что у него на слуху или перед глазами. Но в данном случае речь идёт явно не об этом. Очевидно, адресаты послания уже знакомы с его автором, и прежде их интересовало то, что он хотел им сказать.
Дело тут в чём-то другом. Может быть, конечно, это обычная реакция отторжения. Так бывает, если сказанное для слушающего категорически неприемлемо. Слушающий тогда может просто перестать воспринимать то, чего не желает слышать: включается своеобразный внутренний психический фильтр, который не позволяет услышать то, чего слышать не хочешь. Но для работы такого фильтра нужна всё-таки внутренняя активность, притом достаточно высокая.
Неприятие тоже может быть как активным, так и пассивным. А поскольку автор послания говорит о лени, пассивный вариант вероятнее активного. Так тоже бывает. Особенно в тех случаях, когда человек слишком дорожит своим душевным (например, религиозным) комфортом. В таком случае защитный механизм может работать несколько иначе: вместо активного психического фильтра ставится пассивный.
Восприятие не блокируется, но порог его снижается настолько, что до человека, попросту говоря, невозможно докричаться. Физически он слышит обращающегося, а психологически — нет. Он остаётся внутри своей матрицы, куда извне не проникает ничего. Разумеется, сам человек часто не осознаёт того, что происходит. Но это и не обязательно: достаточно определённого духовного состояния, определённой интенции. Например, интенции, направленной на сохранение внутреннего, духовного и психологического, комфорта любой ценой. Психика сама доделает остальное. Ведь она послушна нашей воле, и её функционирование определяется нашим выбором.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. 12 Ибо,
судя
по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. |
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. 3 И это сделаем, если Бог позволит. 4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются
Ему. 7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение. |
Напоминая своим читателям основополагающие истины христианства, автор послания вместе с тем выражает недоумение по поводу того, что его адресатам требуется подобного рода духовный «ликбез» (Евр. 5 : 11 – 12). Впрочем, он сам находит объяснение этому несоответствию: проблема в том, что те, кому он пишет, — духовные младенцы. Говоря так, автор послания имеет в виду не интеллектуальный уровень своих адресатов, а их неумение отличить добро от зла (Евр. 5 : 13 – 14). В самом деле, опыт жизни в Царстве, даже совсем небольшой, прививает этот навык легко и быстро: ведь, сравнив на примере собственной жизни законы нашего, ещё не преображённого мира с законами Царства, никто уже не ошибётся насчёт того, где добро, а где зло. Тот, кто хотя бы раз почувствовал на себе дыхание Царства, уже никогда и ни с чем его не перепутает. Его не привлекут самые красивые слова и не заставят свернуть с пути самые убедительные богословские концепции, если он не почувствует в них этого знакомого дыхания.
Адресатов же послания, как видно, обмануть несложно, что и свидетельствует об их духовной неопытности: они слишком мало знают о жизни Царства, чтобы отличить правду от лжи, подлинное свидетельство от красивых, но не имеющих отношения к истине слов. И автор послания призывает их не топтаться на месте, а двигаться вперёд, укореняясь в Царстве с тем, чтобы не потерять его (Евр. 6 : 1 – 3). Он, между прочим, напоминает своим адресатам о том, что духовная жизнь — не игрушка, а дело серьёзное и ответственное. Он, конечно, не отрицает в принципе возможности для христиан раскаяния в совершённых ими грехах и повторного обращения, но подчёркивает, что это всё же исключительные случаи, из которых каждый нужно рассматривать не как норму, а как чрезвычайное происшествие. Между тем, уже, по-видимому, во втором или третьем поколении христиан некоторые начинали смотреть на покаяние и повторное обращение как на нечто, напоминающее традиционные яхвистские очистительные обряды, которые были обычной и неотъемлемой частью жизни верных до прихода в мир Христа. Автор же послания прямо говорит, что такой подход — самое настоящее кощунство и профанация: ведь смотреть на грех, как на норму жизни, означает отрицать всё, что сделал Спаситель для людей, и фактически заново распинать Его Самого (Евр. 6 : 4 – 8). А духовная жизнь, предполагающая такое отношение к греху и к покаянию, никогда не позволит ищущему Царства в нём укорениться.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. 12 Ибо,
судя
по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. |
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. 3 И это сделаем, если Бог позволит. 4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются
Ему. 7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение. |
Навык различения добра и зла является очевидным даром. По апостолу Павлу именно так проявляет себя в человеке духовная зрелость. Сложность в том, что зло маскируется, а добро может быть незаметно. Понять, что в действительности лежит в основе происходящего, бывает очень непросто. Тем не менее, этот навык является необходимым условием при переходе от духовного детства к взрослости. Павел пишет как бы о неком навыке, который можно выработать в себе усилием воли. С другой стороны, подобная работа возможна только при условии непрерывной молитвенной жизни. Воспитание самого себя - огромное напряжение для человека, но привычка к самодисциплине является одним из отличительных признаков человека взрослого. Не всегда совершенного, но стремящегося к совершенству, уже познавшего силы будущего века и способного, упав, подняться и вернуться к Богу, понимая, что только с Ним возможна жизнь.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. 12 Ибо,
судя
по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. |
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. 3 И это сделаем, если Бог позволит. 4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются
Ему. 7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение. |
Навык различения добра и зла является очевидным даром. По апостолу Павлу именно так проявляет себя в человеке духовная зрелость. Сложность в том, что зло маскируется, а добро может быть незаметно. Понять, что в действительности лежит в основе происходящего, бывает очень непросто. Тем не менее, этот навык является необходимым условием при переходе от духовного детства к взрослости. Павел пишет как бы о неком навыке, который можно выработать в себе усилием воли. С другой стороны, подобная работа возможна только при условии непрерывной молитвенной жизни. Воспитание самого себя - огромное напряжение для человека, но привычка к самодисциплине является одним из отличительных признаков человека взрослого. Не всегда совершенного, но стремящегося к совершенству, уже познавшего силы будущего века и способного, упав, подняться и вернуться к Богу, понимая, что только с Ним возможна жизнь.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. 12 Ибо,
судя
по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. |
Интересную мысль, как бы между прочим, высказывает автор Послания к евреям: он связывает умение слушать и слышать с духовной зрелостью. Конечно, речь в данном случае идёт и о том, что какие-то вещи, связанные с духовной жизнью, можно понять адекватно, лишь имея соответствующий опыт. Но только ли это? А можно ли считать саму способность слушать признаком духовной зрелости? Конечно, всем известно, что ученик, только что приступивший к обучению, должен молчать и слушать своих учителей, а говорить он может лишь тогда, когда учитель ждёт от него ответа. А затем неизбежно наступает момент, когда недавний ученик становится, как называлось это в не столь ещё давние времена, «молодым специалистом» и сам получает право учить таких же учеников, каким ещё недавно был сам. Для религиозной среды это характерно не меньше, чем для любой другой: неофиты, ещё недавно бывшие катехуменами, обычно весьма словоохотливы и весьма категоричны. Но, если процесс духовного взросления происходит нормально и недавние катехумены не застревают в вечном неофитстве, желание говорить довольно скоро превращается у них в желание слушать. И неудивительно: ведь духовная жизнь — не монолог, а диалог, диалог с Богом и с ближним. А для такого диалога умение слушать и слышать не менее, а иногда и более важно, чем умение говорить.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. 12 Ибо,
судя
по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. |
«Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Мы должны услышать эту очень строгую мысль сейчас, когда сердце наше размягчено праздничной истомой, ожиданием радости и веселья, что Младенец пришел в мир. Да, Он пришел. Пришел, чтобы подарить величайшую в мире милость. И нам кажется, чтобы мы ни совершили, мы придем к Нему, такому доброму, напомним о нежности встреченных нами праздников Рождества и нам все простится. Нет. Младенец беззащитен, младенец не может покарать. Но Он не просто младенец, Он – Бог. И Он не может никого насильно привести в Свое Царство. Посмотрите вокруг: сколько разводов среди христиан! Нет, мы не о развращенном и погрязшем во грехе мире говорим, мы говорим о христианах, об «однажды просвещенных», но которые не хотят быть верными до конца и знают, что у них в запасе есть исповедь. Так, вот друзья, нет ничего у вас в запасе. Отступать некуда. Либо вы остаетесь со Христом, либо… «невозможно… обновлять покаянием» и ничего тут не сделаешь. Но зачем же тогда исповедь, спросят нас. На самом деле, речь идет в основном о трех вещах: убийство, прелюбодеяние, сознательная хула на Господа. И ведь в ранней Церкви возможна была только одна исповедь. Это слишком жестко? Но это мягче, чем то, что говорит апостол Павел.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||