Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Евр 7:1-10

Поделиться
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. 8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
Свернуть

Продолжая тему харизматического первосвященства, автор послания вновь обращается к образу Мелхиседека, ставшего символом Мессии-Первосвященника. Символизм этот был вполне традиционным, уходя корнями в допленную эпоху, когда под воздействием проповеди поздних пророков формировалась яхвистская мессианская традиция. Именно в те времена Мелхиседек древнего предания стал Мелхиседеком — прообразом Мессии. Имя его означает буквально «праведный правитель» или «правитель праведности» (возможно, исторически это было не имя, а титул, но, во всяком случае, впоследствии он стал восприниматься, как имя собственное), а титул правителя Шалема (Салима), как называли в древнейший период Иерусалим, интерпретировался, как «правитель мира» (евр. шалем означает «мир», включая и тот благодатный мир Божий, который, согласно традиционным мессианским представлениям, снизойдёт на народ и на страну в день прихода Мессии).

Неудивительно, что на такого правителя-священника, благословившего самого Авраама, смотрели, как на прообраз Мессии-Первосвященника, Который в своё время таким же образом благословит народ, открывая ему путь в Царство (ст. 1 – 3). Говоря так, автор послания подчёркивает, что священство, как духовное явление и как служение, не сводится лишь к той конкретной его форме левитского священства, которая была присуща еврейскому народу на протяжении его истории. Он не отрицает действительности и действенности левитского священства, он лишь указывает на тот факт, что возможность священнослужения в мире существовала ещё до рождения Моисея и Аарона, с именем которого яхвистская традиция связывает начало левитского священства, и что сам Авраам, родоначальник еврейского народа, это священнослужение не отвергает (ст. 4 – 10). Как Царство существует изначально, так же изначально существует и возможность освящения творения, и в первую очередь человека. А если так, то и священнослужение, без которого такое освящение невозможно, тоже должно существовать в мире изначально. И так же, как не сразу раскрывается падшему миру полнота Царства, не сразу раскрывается ему и вся полнота священнослужения, иногда, однако, приоткрываясь избранным так же, как иногда приоткрывалась им и скрытая до времени полнота Царства.

Другие мысли вслух

 
На Евр 7:1-10
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. 8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
Свернуть
Возвращаясь к образу Мелхиседека, автор послания описывает его как священника-харизматика, благословившего человека, имевшего благословение от Бога. Ему очевидно, что, кем бы ни был Мелхиседек, Авраама он благословляет во имя Единого и от лица Единого...  Читать далее

Возвращаясь к образу Мелхиседека, автор послания описывает его как священника-харизматика, благословившего человека, имевшего благословение от Бога. Ему очевидно, что, кем бы ни был Мелхиседек, Авраама он благословляет во имя Единого и от лица Единого. И этот образ неведомого, неизвестно откуда взявшегося Божьего служителя важен сам по себе, независимо от исторического контекста, связанного с личностью реального Мелхиседека, каким он появляется перед нами в Книге Бытия. И дело не в том собственно, что автор хочет утвердить примат некого харизматического священства над традиционным левитским.

Дело в том, что во времена написания послания левитское священство по факту, скорее всего (если послание действительно написано после 70 г.), перестало быть актуальным: ведь Храм был разрушен, и о традиционных яхвистских жертвоприношениях речи больше не было. Вставал закономерный вопрос: как жить дальше? Ритуальные братские трапезы (например, трапеза шаббата или пасхальный седер), разумеется, были возможны и в новой ситуации, но традиционно предполагалось, что народ освящается через храмовое жертвоприношение, а домашние и братские ритуальные трапезы возможны постольку, поскольку он уже освящён; они не освящают народ, а выявляют его духовную сущность как освящённого Богом единого духовного целого, своего рода духовного тела.

Так на дело смотрели все евреи — и ортодоксы, и мессианисты-христиане. Теперь же освящение через жертвоприношение становилось невозможным. Вставал закономерный вопрос: как быть христианам с традиционными братскими трапезами? На него и отвечает автор послания. Он говорит: полнота Христова не определяется наличием или отсутствием традиционных яхвистских жертвоприношений.

Мессия Сам несёт в Себе всю Божью полноту, и если Он принимает участие в братских трапезах христиан, если Сам воскресший Христос благословляет хлеб и вино, значит, они освящены, и вся Церковь тоже освящена: она ведь не что иное, как Его тело, и Его полнота открыта также Его Церкви. Христос как Мелхиседек: Его благословение не зависит от левитского священства. А значит, христиане могут быть спокойны: их отношения со Христом и их жизнь во Христе не пострадают даже в отсутствие Храма и храмовых жертвоприношений.

Свернуть
 
На Евр 7:1-14
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. 8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
Свернуть
Удивительно, как разворачивается текст из фразы: «Без всякого прекословия меньший благословляется большим»...  Читать далее

Удивительно, как разворачивается текст из фразы: «Без всякого прекословия меньший благословляется большим». Перед глазами встал момент, когда мама подводит к священнику маленького ребёнка и просит благословения — и, благословив малыша, священник просит его: «А теперь ты благослови меня». Меня потрясло это тогда. Видел ли тот священник в ребёнке Младенца Иисуса? Или, скорее, просто того, кто ближе к Царствию, чем каждый из нас? Так или иначе, он не смотрел на ребёка свысока. Как Авраам не думал о том, кто больше, важнее, обладает большими дарами Божиими — он или Мельхиседек. Когда Господь благословляет, Он делает это через тех, через кого Он хочет. И может оказаться, что источником благословения для нас будет тот, от кого мы этого совсем не ожидали.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).