23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. 24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного
устроенное,
но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не
для очищения
греха, а для ожидающих Его во спасение. |
Сравнивая прежние жертвоприношения с тем, что сделал для Своих верных Иисус, автор послания говорит о традиционном яхвистском культе со всеми его формами, как о земном прообразе иной реальности, реальности Царства, относя это и к жертвоприношению (ст. 23). Теперь же, по его словам, у нас есть возможность через Христа приобщиться к самому Царству (ст. 24). А в Царстве снимается, теряет смысл бесконечность тех частичных очищений и частичных освящений, которые только и могли быть доступны человеку в нашем, ещё не преображённом, мире (ст. 25 – 26). Автор послания проводит достаточно очевидную параллель между жизнью Царства в его отношении к жизни непреображённого мира, с одной стороны, и соответствующими способами богообщения, с другой. Никто из людей не может стать живой Торой, освятиться до полного преображения своей человеческой природы и вместить Царство во всей его полноте, поэтому любому священнику в качестве единственного средства очищения и освящения как себя, так и других оставалась лишь освящённая Богом жертвенная кровь.
Человек оставался человеком, он был в руках Божиих лишь несовершенным орудием неполного очищения и частичного освящения. Отсюда и дурная бесконечность процесса: ни вырвать грех с корнем, ни полностью преобразить человеческую природу таким образом невозможно. И лишь Мессия, ставший живой Торой и вместивший в Себя всю полноту Царства (а значит, и полноту Божию), смог качественно изменить ситуацию. Вхождение в Царство и приобщение к его жизни меняет человека раз и навсегда, здесь уже нет места постоянно повторяющимся частичным очищениям и регулярным освящениям, никогда не достигающим полноты. Между тем, среди христиан второго поколения уже, вероятно, стали распространяться, по существу, ветхозаветные умонастроения, распространявшие на христианство прежние, дохристианские представления о духовной жизни. По-видимому, именно с ними полемизирует автор послания, напоминая своим читателям о том, что жертва Христа, несмотря на сходство названия, принципиально отличается от прежних жертвоприношений: в отличие от них, она не повторяется вновь и вновь, она служит началом истории Царства, которая завершится его торжеством и возвращением Спасителя (ст. 27 – 28).
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. 24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного
устроенное,
но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не
для очищения
греха, а для ожидающих Его во спасение. |
Продолжая разговор о Христе как о Первосвященнике, автор послания вновь и вновь подчёркивает разницу между земными алтарями и тем небесным святилищем, образ которого связывался в яхвистской и в иудейской традиции с образом Престола славы. Именно туда, в небесное святилище, и входит Спаситель, и его полноту открывает тем, кто доверился Ему и пошёл за Ним.
Тут именно полнота, полнота освящения каждого, какой не было прежде: ведь прежде полноте освящения мешала непреодолимая греховность человека, теперь же она перестала быть непреодолимой, так, что невозможное прежде теперь стало возможным. Но отсюда вытекали и некоторые другие следствия, связанные с Царством и с процессом его вхождения в мир. Одним из таких следствий была окончательность всего, совершающегося во Христе, включая очищение и освобождение от власти греха. Прежде было вполне естественно и нормально, что очищение повторялось снова и снова, потому, что и человек, однажды очистившийся, снова и снова грешил.
В порядке вещей, присущем падшему миру, это было неизбежно. Теперь же всё менялось: очищение становилось окончательным, и возвращение Христа во славе станет уже не днём очищения, а днём Суда и преображения. Каждый, пошедший за Христом, в силу самого этого факта включается в определённый процесс, который, в отличие от процесса периодического очищения и освящения дохристианских времён, уже не является цикличным. Прежний алгоритм «согрешил – раскаялся-очистился – освятился» в новой реальности не работает.
Точнее, он может продолжать работать, но с жизнью Царства он несовместим. Теперь освящение и, соответственно, очищение становятся процессом не циклическим, а поступательным: христианин, живущий нормальной, полноценной христианской жизнью не топчется на месте, то продвигаясь на пути к Царству вперёд, то откатываясь назад, а движется к полноте жизни Царства, освящаясь тем освящением, которое открывает ему Христос и пользуясь Его поддержкой в борьбе с последствиями своих грехов.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! |
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти
Его,
бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. 16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. 18 Почему и первый
завет
был утвержден не без крови. 19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20 говоря: "это кровь завета, который заповедал вам Бог". 21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. 22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. |
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. 24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного
устроенное,
но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не
для очищения
греха, а для ожидающих Его во спасение. |
Все слышали о Втором Пришествии Христа, не всякий из нас сразу ответит на вопрос о его цели. Разве не все было сделано для нашего спасения в Первом Пришествии? Разве искупление не совершилось? Конечно, совершилось. Но искупление — это только часть того, что замыслил Бог. Христос, принеся Себя в жертву, принес в мир освобождение от рабства греху, дал людям возможность (но не обязанность!) соединяться с Ним и восходить в спасение. Но зло еще присутствует в мире, причем не только в людях. Искупление — это начало победы над злом, залог этой победы, но эта победа еще должна во всей полноте проявиться во времени и пространстве, в этом мире. И именно для этой окончательной победы Христос придёт в силе и славе, явив Себя сразу всему и всем как абсолютное и всепобеждающее Добро. Этот момент станет судом над миром и концом этого мира. К победоносному Христу соберётся всё искупленное, всё, принявшее этот дар искупления, а всё, не причастное искуплению, лишится бытия, и тогда станет воистину всё и во всём Христос.
Итак, то, что начато в Первом Пришествии, получает окончательную реализацию во Втором. Но обратим внимание на параллель, которую проводит автор Послания. Точно так же для человека в его жизни начинается нечто, что обретает окончательное определение и завершение после смерти — на суде. Заметим, что Писание здесь достаточно определённо говорит о том, что умирает человек только однажды, то есть что никакой «множественной» жизни, никакой реинкарнации нет. И вообще между смертью и судом никаких «событий» нет, физической смертью человек «переносится» на суд. Сколько бы времени по нашему земному счету ни прошло между его смертью и Вторым Пришествием, для него это — как один момент, потому что время существенно только для телесного бытия, и значит между физической смертью и телесным воскресением человека в его собственном ощущении времени нет.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||