18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: |
19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. 20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. 21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. 22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. 23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. 24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; 25 только то, что имеете, держите, пока приду. 26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, 27 и будет пасти их жезлом железным; как и Я получил власть от Отца Моего; 28 и дам ему звезду утреннюю. 29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.как сосуды глиняные, они сокрушатся, |
Если в предыдущих текстах из этой главы мы читали об общих проблемах, то в сегодняшнем упоминается конкретный человек, хотя и названый, судя по всему, не настоящим именем, а тем, которое еще со времен Ветхого Завета служило символом язычества и предательства. Нам это важно, так как указание на какие-то общие проблемы часто кажутся нам совершенно не касающимися нас лично. Ну, казалось бы, секта николаитов уже давно в прошлом, города, перечисляемые в тексте, уже давно живут совершенно иной жизнью. Но апостол отдельно подчеркивает, что общие правила всегда рассматриваются применительно к конкретному человеку. Каждый отвечает перед Богом за свой выбор и свою жизнь. Выбрав язычество и идолопоклонство, в чем бы оно не состояло, мы должны будем представить самый суровой отчет Господу в том, почему мы так часто и так самозабвенно отрекались от жизни с Ним.
18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: |
19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. 20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. 21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. 22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. 23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. 24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; 25 только то, что имеете, держите, пока приду. 26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, 27 и будет пасти их жезлом железным; как и Я получил власть от Отца Моего; 28 и дам ему звезду утреннюю. 29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.как сосуды глиняные, они сокрушатся, |
Ситуация в фиатирской церкви, на первый взгляд, выглядит загадочной. Речь идёт о некой пророчице по имени Иезавель, которую Иисус обвиняет в прелюбодеянии и в том, что она и своих последователей (как видно, христиан) призывала к разврату и к отступничеству (ст. 20). Ситуация оказалась духовно настолько серьёзной, что «пророчице» и её домашним, как видно, была попущена серьёзная болезнь, которая, если бы она не раскаялась в том, что делала, вполне могла закончиться её смертью или смертью её детей (ст. 21 – 23; возможно, так оно и случилось; никаких других сведений о судьбе упомянутой здесь Иезавели или её детей в Библии нет). Кое-что проясняет упоминание о «так называемых глубинах сатанинских», которые исследовала Иезавель и её последователи (ст. 24): оно позволяет думать, что речь в данном случае можно вести если не о прямом демонопоклонстве, то, как минимум, о чёрной магии. Как же могла христианка дойти до такого? И как могла церковная община, отнюдь не утратившая духовной трезвости, с этим мириться?
По-видимому, дело обстояло не так просто. Вероятно, речь в данном случае шла о распространённом во все времена заблуждении, что дьявола можно победить его же оружием. Возможно, интерес к «глубинам сатанинским», к магии и демонологии у Иезавели и её последователей был связан именно с этой «духовной войной». Конечно, перед нами заблуждение, притом заблуждение духовное, а не просто интеллектуальное, как бывает, например, в случае обычных богословских ошибок. Иллюзия власти, которую даёт магия, оказывается сильно преувеличенной, как бывает всегда, когда речь идёт об иллюзии. Но, поскольку речь шла о «духовной битве», о «противостоянии сатане», церковная община, как видно, не решалась однозначно осудить «пророчицу» и её методы. Неудивительно, что Сам Иисус оценил подобного рода практику вполне однозначно: власть над миром и победа над силами тьмы достигается не магией, она становится следствием того торжества Царства, участником которого становится каждый христианин, если только он не променяет Царство на сомнительные духовные эксперименты с вполне предсказуемым результатом (ст. 26 – 28).
24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; |
Сейчас нам уже трудно понять, что именно происходило в церкви города Фиатиры, кого именно сравнивает Иисус с Иезавелью и почему. Иезавель, фактически правившая в древности Северным (Израильским) Царством, была знаменита тем, что решилась ввести там второй официальный культ, культ откровенно языческий (по-видимому, это был культ кармельского Баала, которому на Кармеле поклонялись как владыке неба).
Прежде язычество, конечно, в Северном Царстве тоже фактически процветало, но формально там сохранялся яхвизм, хотя и «реформированный». Иезавель же сбросила все маски и отбросила все формальности, введя официальный государственный культ языческого божества.
Возможно, и то исследование «глубин сатанинских», о котором упоминает Спаситель, было в духовном смысле сродни ситуации с Иезавелью и введённым ею культом. Трудно сказать точно, в каком смысле местная «Иезавель» эти глубины исследовала и насколько в них погружалась. Возможно, речь тут идёт о том нездоровом интересе к тёмному миру и к тёмным силам, который нередко питали и питают христиане. Некоторым из них хочется знать всё об аде и о бесах: им кажется, что такое знание необходимо для полноценной духовной жизни или для «духовной безопасности».
Иногда речь даже заходит о «борьбе с дьяволом», которую якобы ведут эти люди. На самом же деле вовсе не обязательно знать всё о делах сатаны, чтобы их избегать. Для этого надо знать Бога, Божью волю и дела Божьи, в которых христианину так или иначе придётся участвовать. А желание узнать всё о бесах и об аде обычно только отвлекает от главного и может лишь осложнить человеку жизнь, иногда достаточно серьёзно. О чём, собственно, и напоминает Спаситель Иоанну.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||