Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ин 8:1-11

Поделиться
1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Свернуть

Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, что такое наша греховность в глазах Божиих. Женщина, застигнутая в момент нарушения заповеди, безусловно, согрешила, и позиция тех, кто привёл её к Иисусу, требуя справедливого, положенного Торой наказания, казалась безупречной (ст. 3 – 5). К тому же, это была и проверка для Самого Иисуса: ведь всякий, открыто оправдывающий нарушение Торы и защищающий нарушителя, считался соучастником и, в соответствии с нормами Торы, заслуживал такого же наказания, как и тот, кого он защищает (ст. 6). Но Иисус, как видно, не торопится отвечать на вопрос, что делать с согрешившей. Для Него, как видно, ответ на вопрос о виновности или невиновности взятой в прелюбодеянии женщины отнюдь не однозначен. И не потому, что разврат перестал быть грехом, а потому, что ситуация изменилась кардинально: в мир вошло Царство, и теперь греховность каждого придётся оценивать с учётом этого обстоятельства. И Иисус предлагает окружающим: кто безгрешен, творите суд, бросайте камни (ст. 7)! Смысл призыва был вполне прозрачен: первый камень должен был, по закону, бросить главный обвинитель, и Иисус предлагает стать главным обвинителем тому, кто не знает за собой никакого греха. И обвинители, люди, как видно, глубоко и искренне религиозные, один за другим расходятся (ст. 9): ведь религиозный человек не может не знать того, что полностью освободиться от греха и очиститься от скверны невозможно никому. Прежде, до пришествия в мир Христа, грешника можно было осудить, опираясь на относительную правоту судящих, которые могли быть правы в той конкретной ситуации, в которой они выносили свой приговор. Теперь всё стало иначе: относительная правота уступает место абсолютной праведности, человеческий суд — суду Божиему. Но истинный Судья не спешит: Он готов дать каждому ещё один шанс, шанс начать жизнь с чистого листа, войдя в Царство, где человек полностью освобождается от греха, если только желает этого. В нашем, ещё не до конца преображённом, мире требование: «Иди и больше не греши!» (ст. 10 – 11) - неисполнимо в принципе. Но невозможное здесь возможно в Царстве. И Иисус, открывая Царство каждому, даёт каждому и возможность освободиться от греха. Освободиться с тем, чтобы начать новую жизнь с Ним в Его Царстве.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Ин 8:1-11
1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Свернуть
Фарисеи и книжники привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы в очередной раз испытать...  Читать далее

Фарисеи и книжники привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы в очередной раз испытать Его благонадежность. Если Он предложит побить ее камнями, то нарушит римское право, если предложит отложить дело до суда, то пойдет против закона Моисея. Для них это просто юридическая задача, которая имеет какое-то логическое решение.

Но Христос переводит эту задачу из области отвлеченных рассуждений в конкретную реальность. Он предлагает тем, кто привел эту женщину, перестать быть безликими свидетелями и вспомнить, что они сами обыкновенные люди из плоти и крови, со своими достоинствами и недостатками. Господь предлагает каждому заглянуть в свое сердце, и лишь не найдя в нем греха, осуждать или не осуждать ее.

И как только проблема перестает быть абстрактной, а становится личной, отпадает потребность в ее разрешении. Когда человек встречается с бездной собственного греха, ему становится не до пороков ближних, и он уходит. Но именно в этом одиночестве и становится реальной встреча с Богом. Именно тогда можно услышать: «и Я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши».

Свернуть
 
На Ин 8:1-11
1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Свернуть
Сегодняшние чтения особенно интересно прочесть одно за другим...  Читать далее

Сегодняшние чтения особенно интересно прочесть одно за другим. В ветхозаветном чтении рассказывается о женщине, которую обвиняют несправедливо. При этом, заметьте, все верят старейшинам, и никто не слушает женщину. Родственники Сусанны плачут, но им не приходит в голову защитить любимую дочь, сестру, жену... Почему? Неужели нам действительно проще ужаснуться и сказать: «Ах, какой ужас, она, оказывается, такая!» — чем поверить человеку, которого мы знаем и любим? Проще поверить в виновность, чем начать задавать вопросы? К счастью, находится мудрый Даниил, который всё-таки выясняет правду. Но, скажите, как после этого смотрели в глаза Сусанне её родные, которые и не подумали заступиться за неё? Плакать не трудно, труднее помочь...

Во втором чтении всё ещё интереснее. Виновность женщины несомненна. А Иисус вообще не задаёт вопроса о виновности. Он переворачивает ситуацию, обращает её к каждому из нас, как зеркало: «Кто из вас безгрешен?» И тогда меняется просто всё. Потому что теперь, посмотрев в глаза грешнику, я вижу своё отражение, я вижу, что этот человек — не «какой-то» грешник: он такой же грешник, как я. И тогда бесполезно вычислять, чей грех больше, чей меньше. Можно только принять другого как брата в надежде на милосердие Господа, Который принимает каждого из нас.

Свернуть
 
На Ин 8:1-11
1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Свернуть
Как это ни рискованно, Господь дает нам свободу судить друг друга. Ведь Он не возражает против самой идеи...  Читать далее

Как это ни рискованно, Господь дает нам свободу судить друг друга. Ведь Он не возражает против самой идеи — осудить кого-нибудь на смерть, побить камнями, расстрелять и т.д. Он совершенно серьезно говорит книжникам, что они могут побить камнями грешную женщину. Только пусть начнут те, кто сами чисты перед Богом, ведь они первые имеют право вершить Его суд. И если у старших хватило совести и мудрости, а у младших — по крайней мере, осторожности не осуждать никого от имени Бога, перед Которым они сами не без греха, то почему нам не хватает ни совести (мы не хуже других), ни мудрости (если каждый раз рефлексировать, то так можно и никого не побить!), ни просто элементарного такта не осуждать тех, кого не стал осуждать Сам Господь Иисус, единственный Человек без греха?

Свернуть
 
На Ин 8:1-11
1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Свернуть
Неоднократно читателей Евангелия интересовал вопрос, что Христос мог писать на земле? Если не забывать, что многие...  Читать далее

Неоднократно читателей Евангелия интересовал вопрос, что Христос мог писать на земле? Если не забывать, что многие из Его поступков соответствовали сказанному в ветхозаветных пророчествах, то ответом могут быть слова, возвещённые Господом через Иеремию: “Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой” (Иер. 17:13). Некоторые исследователи евангельского текста, основываясь на отсутствии этого эпизода во многих древнейших рукописях и на его стилистических особенностях, считают его неорганичным для повествования Иоанна и вставленным из какого-то другого евангельского повествования, например, Луки. Но даже если отрывок и в самом деле переместился при переписывании рукописи, слова Иеремии о живой воде, если верна наша догадка, подчёркивают смысловое единство эпизода с предыдущим и последующим рассказом.

Обвинители ушли, будучи обличаемы совестью. Мы привыкли отрицательно воспринимать фарисеев, но надо и им отдать должное: слишком многие на их месте не стали бы прислушиваться к голосу совести и повели бы себя иначе, безжалостно закидав камнями грешницу, а вместе с ней — угрызения совести. Как было сказано в другую эпоху, “он незлопамятный человек: не помнит зла, сделанного другому”. Но эти фарисеи помнили, их нельзя назвать неспособными к покаянию. Но это — одно из подтверждений того, что Христос проповедовал не на ветер, а тем, кто мог Его услышать, хотя бы и не хотел в том признаться даже самим себе.

Свернуть
 
На Ин 8:1-11
1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Свернуть
Христианство порой воспринимают как религию всепрощения, и в доказательство ссылаются на рассказ Иоанна о женщине, «взятой в прелюбодеянии», которую, как нередко это интерпретируют, Христос безоговорочно прощает. Между тем, Его прощение отнюдь не безоговорочно...  Читать далее

Христианство порой воспринимают как религию всепрощения, и в доказательство ссылаются на рассказ Иоанна о женщине, «взятой в прелюбодеянии», которую, как нередко это интерпретируют, Христос безоговорочно прощает. Между тем, Его прощение отнюдь не безоговорочно: «иди и впредь не греши». Условие существенное. Но что же всё-таки произошло? И почему Иисус отпускает женщину? С точки зрения формальной всё просто и понятно: потому, что нет как раз именно формального обвинения. И формальных обвинителей тоже нет.

Тора требует, чтобы обвинение в преступлении, за которое возможна смертная казнь, было доказано по крайней мере двумя свидетелями, и свидетельство это должно быть именно и строго формальным. Потому Иисус и вызывает из толпы свидетелей: аргумент «все видели» с точки зрения процессуальной не аргумент, во всяком случае, когда речь идёт о судопроизводстве, соответствующем нормам Торы. Более того: в соответствии с нормами Торы свидетель обвинения должен был во время каменования приговорённого к смертной казни преступника сам, лично бросить первый камень.

Как видно, свидетелей не нашлось. Ещё и потому, конечно, что Иисус сказал: пусть первый камень бросит тот, на ком нет греха. А собравшаяся толпа состояла ведь из людей религиозных, к своей религии относящихся достаточно серьёзно. Они, конечно, не обо всех своих грехах думали и уж точно не о первородном грехе — иудаизм такого понятия просто не знает. Грех в иудаизме — всегда конкретное нарушение конкретной нормы Торы, а не абстрактная «греховность».

И «без греха» в данном случае означало — не погрешая в качестве свидетеля. А значит, надо было именно всё видеть лично. Самому. Присутствовать при совершённом прелюбодеянии — а иначе речь должна была бы уже идти о клевете. Как видно, таких свидетелей не нашлось. Женщина, конечно, всё о себе знает. И собравшаяся забросать её камнями толпа тоже знает. В общем и целом. По слухам. Но — ничего конкретного.

Так что же: оставить грех ненаказанным? С точки зрения Торы — да: недоказанное преступление преступлением не является, нельзя наказывать на основании слухов и подозрений, пусть даже слухи распространились широко, а подозрения весьма весомы. Но ведь суд Иисуса — не обычный человеческий суд. А Он говорит: обвинителей нет? Ну, так и Я не обвиняю тебя. Только впредь не греши. Что это: прощение? Да, конечно. Но при условии воздержания в дальнейшем от греха.

По крайней мере, добровольного и осознанного, каким обычно бывает прелюбодеяние. Своего рода условное наказание. С отсрочкой до дня последнего Суда. А значит, и новый шанс: ведь условное наказание может так и остаться нереализованным. А жить в Царстве можно и так — условно наказанным. Как мы все в нём и живём — у каждого ведь свой грех. Но есть шанс, что наказание так и останется условным. Если, конечно, безусловной окажется наша верность Христу и Царству.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).