Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 43:1-34

Поделиться
1 Голод усилился на земле. 2 И когда они съели хлеб, который привезли из Египта, тогда отец их сказал им: пойдите опять, купите нам немного пищи. 3 И сказал ему Иуда, говоря: тот человек решительно объявил нам, сказав: "не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами". 4 Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, 5 а если не пошлешь, то не пойдем, ибо тот человек сказал нам: "не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами". 6 Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат? 7 Они сказали: расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем, говоря: "жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат?" Мы и рассказали ему по этим расспросам. Могли ли мы знать, что он скажет: "приведите брата вашего"? 8 Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; 9 я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; 10 если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза.
11 Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; 12 возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр; 13 и брата вашего возьмите и, встав, пойдите опять к человеку тому; 14 Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным. 15 И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа.
16 Иосиф, увидев между ними Вениамина (брата своего, сына матери своей), сказал начальнику дома своего: введи сих людей в дом и заколи что-нибудь из скота, и приготовь, потому что со мною будут есть эти люди в полдень. 17 И сделал человек тот, как сказал Иосиф, и ввел человек тот людей сих в дом Иосифов. 18 И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших. 19 И подошли они к начальнику дома Иосифова, и стали говорить ему у дверей дома, 20 и сказали: послушай, господин наш, мы приходили уже прежде покупать пищи, 21 и случилось, что, когда пришли мы на ночлег и открыли мешки наши — вот серебро каждого в отверстии мешка его, серебро наше по весу его, и мы возвращаем его своими руками; 22 а для покупки пищи мы принесли другое серебро в руках наших, мы не знаем, кто положил серебро наше в мешки наши. 23 Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона. 24 И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их. 25 И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб.
26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. 27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? 28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. (Он сказал: благословен человек сей от Бога.) И преклонились они и поклонились. 29 И поднял глаза свои (Иосиф), и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! 30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. 31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. 32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян. 33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом. 34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.
Свернуть

Голод и засуха оказались продолжительными, одной поездкой в Египет за хлебом дело не ограничилось. Пришлось отправляться снова — и везти младшего брата, которым теперь был Вениамин. Деваться было некуда — а Иосиф вновь и вновь пытается донести до братьев что-то такое, чего они никак не могут понять. Он встречает их ласково, принимает как почётных гостей.

Вряд ли кто-нибудь из простых кочевников мог рассчитывать в Египте на такой приём. Намёк? Возможно. Хотя, если намёк, то зачем намекать, почему не открыться сразу? Если же не намёк, тогда — урок милосердия. Милосердия именно в библейском смысле, того, которое обычно на русский язык переводят как «милость». Милосердия как готовности сделать для человека то, чего делать для него никоим образом не обязан.

Так и поступает Иосиф по отношению к своим братьям. Какой же смысл в таком уроке, если он остаётся анонимным? Притом в уроке, растягивающемся надолго — ведь и деньги, уплаченные за хлеб во время прежней поездки и тогда же, во время той поездки, возвращённые покупателям, они тоже часть урока. Теперь вот братья Иосифа привозят деньги назад — и свидетельствуют тем свою честность. Иосифу, наверное, была и важна, и интересна их реакция — можно ведь было «не заметить» возвращённых денег, сделать вид, что ничего не произошло.

Просто посмотреть, что будет — если вспомнит этот египетский чиновник о своей ошибке, если заметит — признаться, а не заметит, значит, так тому и быть, забыть, и делу конец. Братья поступают иначе, они ведут себя, как честные люди и как добросовестные покупатели, не желающие пользоваться чужими ошибками. Значит, не так уж они плохи, не настолько их испортило зло, чтобы быть совсем уж безнадёжными.

На таком фоне младший брат, которого надо привести, — как напоминание о том, что сделали когда-то. Что с ним будет? Мысли, мысли… И о другом младшем брате, от которого когда-то избавились, тоже. Значит, всё-таки наказание настигает? Судьба мстит за брата, которого продали в рабство? На таком фоне дружеский и торжественный приём — как отдушина. Не так всё просто, не только судьба-мстительница правит миром. Вот есть же добрый человек, хоть и египтянин, хоть и чиновник, а говорит даже с кочевниками, как с людьми… Было о чём задуматься.

Другие мысли вслух

 
На Быт 43:1-34
1 Голод усилился на земле. 2 И когда они съели хлеб, который привезли из Египта, тогда отец их сказал им: пойдите опять, купите нам немного пищи. 3 И сказал ему Иуда, говоря: тот человек решительно объявил нам, сказав: "не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами". 4 Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, 5 а если не пошлешь, то не пойдем, ибо тот человек сказал нам: "не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами". 6 Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат? 7 Они сказали: расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем, говоря: "жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат?" Мы и рассказали ему по этим расспросам. Могли ли мы знать, что он скажет: "приведите брата вашего"? 8 Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; 9 я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; 10 если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза.
11 Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; 12 возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр; 13 и брата вашего возьмите и, встав, пойдите опять к человеку тому; 14 Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным. 15 И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа.
16 Иосиф, увидев между ними Вениамина (брата своего, сына матери своей), сказал начальнику дома своего: введи сих людей в дом и заколи что-нибудь из скота, и приготовь, потому что со мною будут есть эти люди в полдень. 17 И сделал человек тот, как сказал Иосиф, и ввел человек тот людей сих в дом Иосифов. 18 И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших. 19 И подошли они к начальнику дома Иосифова, и стали говорить ему у дверей дома, 20 и сказали: послушай, господин наш, мы приходили уже прежде покупать пищи, 21 и случилось, что, когда пришли мы на ночлег и открыли мешки наши — вот серебро каждого в отверстии мешка его, серебро наше по весу его, и мы возвращаем его своими руками; 22 а для покупки пищи мы принесли другое серебро в руках наших, мы не знаем, кто положил серебро наше в мешки наши. 23 Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона. 24 И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их. 25 И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб.
26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. 27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? 28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. (Он сказал: благословен человек сей от Бога.) И преклонились они и поклонились. 29 И поднял глаза свои (Иосиф), и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! 30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. 31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. 32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян. 33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом. 34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.
Свернуть
Сегодняшнее чтение продолжает рассказ о том, как Иосиф вёл своих братьев к раскаянию. С одной стороны, он поставил их...  Читать далее

Сегодняшнее чтение продолжает рассказ о том, как Иосиф вёл своих братьев к раскаянию. С одной стороны, он поставил их перед очень нелёгким выбором: им было совершенно необходимо снова ехать в Египет за хлебом, и в то же время совершенно невозможно появиться на глаза к Иосифу без Вениамина (ст. 2 – 5). И теперь братья Иосифа поняли, каково это — лишать отца любимого сына (ст. 6 – 7, 11 – 14). В сущности, продавая Иосифа в рабство, они сделали со своим отцом то же самое; но тогда, будучи ослеплены ненавистью к младшему брату, они не могли понять, что пережил Иаков, лишившись Иосифа. Теперь Иосиф заставил их это понять, велев привести Вениамина и запретив появляться в Египте без младшего брата. Урок был предельно жёстким, но это была единственная возможность заставить братьев, людей, по-видимому, грубых и, как большинство кочевников, отнюдь не склонных ни к рефлексии, ни к сентиментальности, до конца прочувствовать и понять, что они сделали, избавляясь от Иосифа. Но это было не всё: одному из братьев пришлось взять на себя всю полноту ответственности за благополучие Вениамина (ст. 8 – 9), от которой, как показали последующие события, он не отказался даже тогда, когда ситуация стала критической (Быт. 44 : 17 – 34). По отношению к Иосифу братья повели себя абсолютно безответственно; теперь Иосиф сам стал учить их ответственному отношению друг к другу. И это была не прихоть: ведь без умения брать на себя ответственность невозможно ни подлинное раскаяние, ни настоящее обращение к Богу. С другой стороны, получила продолжение история с возвращёнными братьям деньгами, уплаченными за хлеб. В этой ситуации братья Иосифа повели себя безупречно, не сделав даже малейшей попытки обмануть Иосифа. И Иаков, и все остальные были уверены, что деньги им вернули по ошибке, и готовы были отдать их законным владельцам (ст. 12, 18 – 22). И тогда Иосиф даёт им понять, что у Бога не остаётся без последствий никакое дело, ни доброе, ни злое: в ответ на честность и добросовестность братьев он фактически дарит им деньги, принесённые ими в уплату за купленный прежде хлеб (ст. 23). Так постепенно, шаг за шагом, Иосиф подводит своих братьев к пониманию таких вещей, без понимания которых не может быть нормальной духовной жизни: добра и зла, ответственности человека за свои поступки, всемогущества Божия. И делает он это практически, не читая братьям нравоучений, а ставя их в такие ситуации, где всё познаётся на собственном опыте.

Свернуть
 
На Быт 43:1-34
1 Голод усилился на земле. 2 И когда они съели хлеб, который привезли из Египта, тогда отец их сказал им: пойдите опять, купите нам немного пищи. 3 И сказал ему Иуда, говоря: тот человек решительно объявил нам, сказав: "не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами". 4 Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, 5 а если не пошлешь, то не пойдем, ибо тот человек сказал нам: "не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами". 6 Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат? 7 Они сказали: расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем, говоря: "жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат?" Мы и рассказали ему по этим расспросам. Могли ли мы знать, что он скажет: "приведите брата вашего"? 8 Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; 9 я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; 10 если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза.
11 Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; 12 возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр; 13 и брата вашего возьмите и, встав, пойдите опять к человеку тому; 14 Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным. 15 И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа.
16 Иосиф, увидев между ними Вениамина (брата своего, сына матери своей), сказал начальнику дома своего: введи сих людей в дом и заколи что-нибудь из скота, и приготовь, потому что со мною будут есть эти люди в полдень. 17 И сделал человек тот, как сказал Иосиф, и ввел человек тот людей сих в дом Иосифов. 18 И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших. 19 И подошли они к начальнику дома Иосифова, и стали говорить ему у дверей дома, 20 и сказали: послушай, господин наш, мы приходили уже прежде покупать пищи, 21 и случилось, что, когда пришли мы на ночлег и открыли мешки наши — вот серебро каждого в отверстии мешка его, серебро наше по весу его, и мы возвращаем его своими руками; 22 а для покупки пищи мы принесли другое серебро в руках наших, мы не знаем, кто положил серебро наше в мешки наши. 23 Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона. 24 И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их. 25 И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб.
26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. 27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? 28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. (Он сказал: благословен человек сей от Бога.) И преклонились они и поклонились. 29 И поднял глаза свои (Иосиф), и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! 30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. 31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. 32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян. 33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом. 34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.
Свернуть
Основными героями этой главы оказываются не столько сам Иосиф, сколько его братья...  Читать далее

Основными героями этой главы оказываются не столько сам Иосиф, сколько его братья. Это и понятно — ведь эта книга должна рассказать читателю о человеческих отношениях и о том, как в них входит божественное Провидение. Вся глава построена на параллелях: братья должны пройти путем Иосифа, открыв для себя Бога точно так же, как сделал это он сам. И вот перед ними и перед их отцом встает нелегкий выбор: пойти на риск, отправиться в опасное путешествие в Египет, или остаться дома, в голодной стране и навсегда потерять еще одного брата. И они выбирают надежду — надежду на Бога, Который должен исполнить Свое обещание и сделать из них великий народ (ведь все повествование включено в контекст истории Авраама и его завета). Как и во всяком хорошем романе (похожем на настоящую жизнь), испытанию подвергаются все участники действия: Иосиф, его семья и сам читатель...

Свернуть
 
На Быт 43:26-31
26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. 27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? 28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. (Он сказал: благословен человек сей от Бога.) И преклонились они и поклонились. 29 И поднял глаза свои (Иосиф), и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! 30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. 31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.
Свернуть
Прощение Иосифа – значительная веха в эволюции или, лучше сказать, восхождении человеческого духа из бездн первородного падения. Патриарх...  Читать далее

Прощение Иосифа – значительная веха в эволюции или, лучше сказать, восхождении человеческого духа из бездн первородного падения. Патриарх Ной еще не может простить своего сына. Иосиф уже прощает своих братьев. Но при всем благородстве его поступка до идеала, явленного Христом еще очень далеко. И тому можно указать две приметы. Во-первых, все-таки он прощает, находясь в благополучном положении. Он видит, что зло братьев Господь обратил в добро. Он видит это явно. Слово «явно» мы хотели бы подчеркнуть. Это гораздо проще, когда видишь, как Господь воздает тебе явно. С этим связана поучительная история о слове «явно», возникшем в поздних рукописях и отраженная в синодальном переводе Мф 6:4, в переводе епископа Кассиана оно уже отсутствует в соответствии с более древними рукописями. Справедливость восстановлена, обиженный получил вознаграждение. Но ведь это только с точки зрения человека и видимого окружающего мира. Христос же прощает, получив в награду Крест. Это нечто совсем иное. И, во-вторых, Иосиф прощает своих братьев, то есть родных ему людей, а ведь родовое чувство тем сильнее, чем глубже мы уходим в века. Вспомним слова: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Слова «на сынов народа своего» мы хотели бы подчеркнуть. Только Господь придет сделать следующий шаг. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф 5:43-44).

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).