1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне
однажды
пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. |
Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. |
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. |
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. |
Говоря и думая о Боге и о духовной жизни, мы почти всегда сразу же связываем и то, и другое с религией. Но правы ли мы, думая так? Если же связь между духовной жизнью и религией действительно существует, то какова она? Спору нет: религиозный человек всегда думает о Боге и имеет Его в виду (применительно к сирийцам времён Елисея уместнее было бы говорить о богах, но сути дела это не меняет: как бы то ни было, речь идёт о тех высших силах, перед которыми человек испытывает священный трепет, являющийся основой всякой религии). Но каким видит Бога религиозное сознание?
Судя по реакции Неемана на сообщённые ему сведения о пророке, который мог его исцелить, он был, несомненно, человеком религиозным: он обнаруживает веру не только в богов (а Бог Израиля был для него, скорее всего, одним из множества богов, о которых ему было известно), но и в чудо (иначе он никогда не отправился бы в Израиль за исцелением), и даже в то, что есть особые люди, состоящие с богами в особых отношениях и обладающие поэтому особой же силой, способной исцелить от любой болезни.
Но представление Неемана об этой силе, так же, как и о богах, всё-таки очень натуралистично. Он думает, что она как-то физически связана с руками пророка, который должен прикоснуться к его язвам, чтобы исцелить их. Бог для него — не воля, не дух, а сила, энергия, словом — природа, пусть и высшая той, частью которой являемся мы, но всё же природа, к которой и приобщаются тоже по законам природы, а не в соответствии с логикой духовного воздействия. Он пытается понять, где же тот инструмент, который приводит в действие эту сверхприродную энергию, и возмущается, думая, что обманут, когда не видит его.
Возвращается для омовения он лишь по совету своего слуги, исходя из того простого соображения, что терять ему всё равно нечего, а пророк есть пророк, и бросать слов на ветер он не станет. Тогда-то, совершенно неожиданно и нелогично с точки зрения Неемана, и происходит чудо: Бог одним актом Своей воли, без всякого инструмента, исцеляет человека, который никак не мог поверить в то, что Богу не нужна волшебная палочка. Не нужна потому, что Он не волшебник, а любящий Творец, творение Которого абсолютно послушно Его любви.
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне
однажды
пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. |
Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. |
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. |
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. |
У людей разное отношение к своим болезням: кто-то думает о них все время, кто-то, наоборот, старается про них забыть. Кто-то жалуется, а кто-то молчит и делает вид, что не болен. Но все-таки почти все хотят исцелиться. Правда, и желание это бывает разным. Нееман, вероятно, очень жаждал исцеления. Жаждал и верил, что оно возможно. Именно эта вера открыла его уши словам маленькой девочки-служанки. Он не только услышал ее слова о пророке, он поверил в них и дерзнул говорить об этом с царем. Да, он был «великим человеком у господина своего». Но ведь чем ты выше, тем страшнее выставить себя на смех, опозориться. Когда же он добрался до Елисея, тот даже не вышел к Нееману на порог, передав указание через слугу. И Нееман разочаровался, рассердился, отказался принимать то, каким образом Господь решил подействовать в этой ситуации. Как часто у нас бывает подобная реакция, если наши тщательно продуманные планы не реализуются, но, к счастью, Бог наделил Неемана даром слушать окружающих людей, несмотря на то, что это всего лишь слуги, – желание исцелиться и доверие Богу ведет Неемана дальше. И Господь вознаграждает доверие Своих чад – исцелением тела и души.
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне
однажды
пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. |
Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. |
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. |
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. |
Реакция Неемана по-человечески очень понятна. Его посылали к великому пророку, и он ожидал от него великих и ужасных действий. Нееман рассчитывал, что такое великое событие, как исцеление от проказы, будет обставлено с надлежащей пышностью и торжественностью. Елисей требует от Неемана почти невозможного: полного доверия и полного смирения. Он даже не выходит сам навстречу Нееману, а посылает слугу. И Нееман хлопает дверью в ярости. Интересно, что он соглашается исполнить совет Елисея по принципу «хуже не будет». То есть в момент, когда он погружается в воды Иордана, никакого доверия и смирения и в помине нет. И тем не менее — Господь действует и дарует исцеление, и вот тогда Нееман принимает Бога в сердце. Того Бога, Который не устраивает спектаклей там, где они не нужны, а просто милует и спасает тех, кто обращается к Нему.
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне
однажды
пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. |
Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. |
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. |
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. |
Говоря и думая о Боге и о духовной жизни, мы почти всегда сразу же связываем и то, и другое с религией. Но правы ли мы, думая так? Если же связь между духовной жизнью и религией действительно существует, то какова она? Спору нет: религиозный человек всегда думает о Боге и имеет Его в виду (применительно к сирийцам времён Елисея уместнее было бы говорить о богах, но сути дела это не меняет: как бы то ни было, речь идёт о тех высших силах, перед которыми человек испытывает священный трепет, являющийся основой всякой религии). Но каким видит Бога религиозное сознание?
Судя по реакции Неемана на сообщённые ему сведения о пророке, который мог его исцелить, он был, несомненно, человеком религиозным: он обнаруживает веру не только в богов (а Бог Израиля был для него, скорее всего, одним из множества богов, о которых ему было известно), но и в чудо (иначе он никогда не отправился бы в Израиль за исцелением), и даже в то, что есть особые люди, состоящие с богами в особых отношениях и обладающие поэтому особой же силой, способной исцелить от любой болезни.
Но представление Неемана об этой силе, так же, как и о богах, всё-таки очень натуралистично. Он думает, что она как-то физически связана с руками пророка, который должен прикоснуться к его язвам, чтобы исцелить их. Бог для него — не воля, не дух, а сила, энергия, словом — природа, пусть и высшая той, частью которой являемся мы, но всё же природа, к которой и приобщаются тоже по законам природы, а не в соответствии с логикой духовного воздействия. Он пытается понять, где же тот инструмент, который приводит в действие эту сверхприродную энергию, и возмущается, думая, что обманут, когда не видит его.
Возвращается для омовения он лишь по совету своего слуги, исходя из того простого соображения, что терять ему всё равно нечего, а пророк есть пророк, и бросать слов на ветер он не станет. Тогда-то, совершенно неожиданно и нелогично с точки зрения Неемана, и происходит чудо: Бог одним актом Своей воли, без всякого инструмента, исцеляет человека, который никак не мог поверить в то, что Богу не нужна волшебная палочка. Не нужна потому, что Он не волшебник, а любящий Творец, творение Которого абсолютно послушно Его любви.
10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; |
Как хочется человеку чуда, настоящего, свалившегося с неба. Я болен, так пусть на меня упадет исцеление. Мне плохо, мне срочно нужна жилетка, чтоб было куда рыдать. Работы нет, почему бы ей не свалиться на меня. Что? Семь раз окунуться в Иордан? У меня что — нет воды в доме? Нашли, что предлагать, а еще верующие! Мне чудо нужно. Что это за совет: иди к врачу и принимай те лекарства, которые он пропишет; прекрати ныть о себе - посмотри на других; начни искать работу, научись чему-нибудь, что попроще. Очень хочется халявы от Бога. Очень не хочется принимать отвратительные лекарства, вставать, идти и искать. Очень не хочется радоваться. Но чаще всего чудеса совершаются только тогда, когда мы не просто просим выигрыша в лотерею, но идем и покупаем, наконец, лотерейный билет.
13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". |
Отчего возникает у человека недоверие к Богу или недоверие к человеку Божьему? Наверное, причин может быть много. Но есть одна, которая, похоже, встречается чаще других. Речь о любви ко всему необычному, экстравагантному, поражающему воображение. Едва ли приходивший к Елисею сириец не знал, кто такие пророки и чего можно от них ожидать. Пророки в те времена существовали не только у евреев, их было немало и в языческом мире, где они выступали обычно от имени верховных богов своих пантеонов, чаще всего от имени солнечного бога или бога-громовника. И почти всегда пророки эти или демонстрировали некие чудеса, нередко вполне магического характера, или предлагали обращавшимся к ним участие в весьма экстравагантных даже на взгляд своих современников обрядах, связанных со служением тем богам, от лица и от имени которых они выступали. О Боге же евреев Нееман слышал, что Он больше всех богов других народов, что Он могущественнее и выше их. И, наверное, ожидал от пророка такого Бога чего-то необычного, чего-то такого, что, в его глазах, должно было соответствовать величию Бога, служителем Которого был Елисей. А Елисей между тем предлагает ему всего лишь омыться в Иордане. Высокопоставленному сирийцу такое предложение кажется насмешкой: неужели ему мало рек в Сирии, да ещё каких — не чета этому Иордану, летом в верхнем течении больше похожему на ручей! А слуги и помощники советуют ему не спешить: а вдруг? Ведь пророк — человек Божий, к тому, что он говорит, во всяком случае стоит прислушаться. А вдруг всё это вовсе не насмешка? Тут-то и заключается главное. А вдруг? Вдруг Бог этого странного пророка всё-таки поможет? Вдруг пророк прав? И Нееман решается. И получает исцеление. Ведь он всё-таки доверился Богу Елисея, Богу Израиля, хоть и не сразу. А такое доверие никогда не остаётся без ответа.
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне
однажды
пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. |
Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. 6 И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. |
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. |
15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. 16 И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился. 17 И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; 18 только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем. 19 И сказал ему: иди с миром. |
И он отъехал от него на небольшое пространство земли. 20 И сказал Гиезий, слуга Елисея, человека Божия: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь. 21 И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли? 22 Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: "вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд". 23 И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим, и понесли перед ним. 24 Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома. И отпустил людей, и они ушли. 25 Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой. 26 И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь? 27 Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. — И вышел он от него белый от проказы, как снег. |
То, что Нееман, заболев, решил попытать счастья, обратившись к израильскому пророку, неудивительно, утопающий готов ухватиться за любую соломинку. Да и реакция израильского царя, при получении письма от сирийского царя подозревающего подвох, выглядит совершенно естественной. Однако поражает реакция Елисея, готового исцелить язычника и не требующего от него предварительного обращения. Но именно потому, должно быть, Нееман и обратился к Богу Израилеву, что первоначально был исцелён. Конечно, в его надежде на помощь пророка Господня уже было заложено зерно веры, но зерно ещё непроросшее. Оно проросло после исцеления и благодаря ему.
Обращение Неемана — очень важное событие, это ещё один этап распространения веры в Единого Бога за пределы израильского народа. Важным прецедентом становится просьба Неемана не вменить ему в грех вынужденное придворными обязанностями пребывание в языческом храме. Добровольно входить туда Нееман не собирается, он намерен хранить верность Господу. Но жизнь в языческом окружении имеет свои особенности, с которыми не сталкиваются живущие среди братьев по вере.
Увы, Гиезий не думает о важности происшедшего события, он озабочен собственной сиюминутной выгодой. Гиезий, как и Иуда — образец неверного и корыстного ученика. Его грех особо тяжек, ведь то, что дорого его учителю, Гиезий компрометирует.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||