Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Исх 15:1-27

Поделиться
Пою Господу, ибо Он высоко превознесся;
  коня и всадника его ввергнул в море.
Господь крепость моя и слава моя,
  Он был мне спасением.
Он Бог мой, и прославлю Его;
  Бог отца моего, и превознесу Его.
Господь муж брани,
  Ягве имя Ему.
Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море,
  и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
Пучины покрыли их;
  они пошли в глубину, как камень.
Десница Твоя, Господи, прославилась силою;
  десница Твоя, Господи, сразила врага.
Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя.
  Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.
От дуновения Твоего расступились воды,
  влага стала, как стена,
  огустели пучины в сердце моря.
Враг сказал: "погонюсь, настигну,
  разделю добычу; насытится ими душа моя,
  обнажу меч мой, истребит их рука моя".
10 
Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море:
  они погрузились, как свинец, в великих водах.
11 
Кто, как Ты, Господи, между богами?
  Кто, как Ты, величествен святостью,
  досточтим хвалами, Творец чудес?
12 
Ты простер десницу Твою;
  поглотила их земля.
13 
Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил;
  сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
14 
Услышали народы и трепещут:
  ужас объял жителей Филистимских.
15 
Тогда смутились князья Едомовы,
  трепет объял вождей Моавитских,
  уныли все жители Ханаана.
16 
Да нападет на них страх и ужас;
  от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень,
доколе проходит народ Твой, Господи,
  доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.
17 
Введи его и насади его на горе достояния Твоего,
  на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи,
  во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!
18 
Господь будет царствовать во веки и в вечность.
19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. 20 И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. 21 И воспела Мариам пред ними:
пойте Господу, ибо высоко превознесся Он,
коня и всадника его ввергнул в море.
22 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. 23 Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому (месту) имя: Мерра. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? 25 (Моисей) возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. 26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой.
27 И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.
Свернуть

Кем и когда был написан тот гимн Исхода, который мы видим в гл. 15 соответствующей книги? Однозначного ответа нет, исследователи Библии высказывают разные предположения. Ясно одно: когда бы он ни появился, Исход здесь становится путём, в первую очередь, духовным, и лишь затем физическим. Бог прокладывает путь Своему народу — и потому возможны чудеса. В самом деле: чудо ведь вовсе не всегда предполагает непосредственное проявление или действие сверхъестественной силы. Бог может вмешаться в ситуацию по-разному. Зачастую Он делает это так, что человек неверующий легко может объяснить происходящее везением, удачным стечением обстоятельств, случайностью. Бог ненавязчив, Он не станет мозолить глаза тому, кто не хочет Его знать.

Оно и понятно: Ему ведь не нужны рабы, которые пойдут за Ним из страха или осознав неизбежность Его воли и отсутствие альтернативы. Ему важно, чтобы Его приняли сознательно, но при этом совершенно добровольно, а не потому, что деваться некуда. Свой план, однако, Бог осуществляет в любом случае, ведь это, в конце концов, Его мир, и Он свободен действовать в нём так, как считает нужным — у Него для такого действия куда больше оснований, чем у любого из нас.

Мы же вольны обратиться к Нему и тогда Его увидеть — или не обращаться, не замечать, не обращать внимания, и тогда утешаться случайностью, совпадением, везением. Если, конечно, это можно считать утешением. Если же мы всё-таки обратимся к Нему, тогда мы увидим происходящее глазами Моисея — увидим мир как воплощение Божьего замысла и происходящее с нами и вокруг нас как путь, по которому Бог нас ведёт к той цели, которую поставил перед нами в рамках этого замысла. Так, как это было с Его народом и с самим Моисеем, которому Бог поручил Свой народ вести.

Другие мысли вслух

 
На Исх 15:1-27
Пою Господу, ибо Он высоко превознесся;
  коня и всадника его ввергнул в море.
Господь крепость моя и слава моя,
  Он был мне спасением.
Он Бог мой, и прославлю Его;
  Бог отца моего, и превознесу Его.
Господь муж брани,
  Ягве имя Ему.
Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море,
  и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
Пучины покрыли их;
  они пошли в глубину, как камень.
Десница Твоя, Господи, прославилась силою;
  десница Твоя, Господи, сразила врага.
Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя.
  Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.
От дуновения Твоего расступились воды,
  влага стала, как стена,
  огустели пучины в сердце моря.
Враг сказал: "погонюсь, настигну,
  разделю добычу; насытится ими душа моя,
  обнажу меч мой, истребит их рука моя".
10 
Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море:
  они погрузились, как свинец, в великих водах.
11 
Кто, как Ты, Господи, между богами?
  Кто, как Ты, величествен святостью,
  досточтим хвалами, Творец чудес?
12 
Ты простер десницу Твою;
  поглотила их земля.
13 
Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил;
  сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
14 
Услышали народы и трепещут:
  ужас объял жителей Филистимских.
15 
Тогда смутились князья Едомовы,
  трепет объял вождей Моавитских,
  уныли все жители Ханаана.
16 
Да нападет на них страх и ужас;
  от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень,
доколе проходит народ Твой, Господи,
  доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.
17 
Введи его и насади его на горе достояния Твоего,
  на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи,
  во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!
18 
Господь будет царствовать во веки и в вечность.
19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. 20 И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. 21 И воспела Мариам пред ними:
пойте Господу, ибо высоко превознесся Он,
коня и всадника его ввергнул в море.
22 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. 23 Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому (месту) имя: Мерра. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? 25 (Моисей) возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. 26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой.
27 И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.
Свернуть
Если Бог – слуга, то и благодарить незачем. Но Моисей и народ, который он ведет за собой, воспринимают Бога как...  Читать далее

Если Бог – слуга, то и благодарить незачем. Но Моисей и народ, который он ведет за собой, воспринимают Бога как Владыку всего. Они поклоняются Ему, создавшему мир. Но, главное, они осознают, что Бог - свободен. Он может не ответить на молитву, или ответить так, как человек не хочет. У Него свой ответ на все вопросы. И благодарность Богу, который Един, Имя которого свято. Благодарность, хвала и радость – это то, что отличает избранный народ от язычников, которые живут рядом с ними.

Свернуть
 
На Исх 15:22-16:36
22 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. 23 Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому (месту) имя: Мерра. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? 25 (Моисей) возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. 26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой.
27 И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.
1 И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. 2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.
4 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; 5 а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. 6 И сказали Моисей и Аарон всему (обществу) сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, 7 и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас? 8 И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.
9 И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш. 10 И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке. 11 И сказал Господь Моисею, говоря: 12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; 14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. 15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; 16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. 17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; 18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. 19 И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. 20 Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра — и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей. 21 И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло.
22 В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. 23 И (Моисей) сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. 24 И отложили то до утра, как повелел (им) Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. 25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; 26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в этот день . 27  Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. 28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? 29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя (в доме своем), никто не выходи от места своего в седьмой день. 30 И покоился народ в седьмой день.
31 И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. 32 И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните (манною) гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. 33 И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд (золотой), и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. 34 И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею. 35 Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. 36 А гомор есть десятая часть ефы.
Свернуть
Кроме того, что пустыня — это место свободы, это еще и место надежды. Не только той надежды, которая...  Читать далее

Кроме того, что пустыня — это место свободы, это еще и место надежды. Не только той надежды, которая «умирает последней», но и той активной надежды на Бога, которая умирает первой, стоит поддаться жизненным испытаниям. Спокойная жизнь рядом с «котлами с мясом» кажется гораздо привлекательнее, чем необходимость постоянно ждать чуда, даже если эта жизнь с мясом и хлебом — не жизнь, а рабство. Но жизнь (по крайней мере, у евреев, пошедших с Моисеем в землю отцов) устроена так, что, оставив прежнюю жизнь в тепле, сытости и беспросветном рабстве, человек вынужденно вступает в область надежды на чудо, вернее даже не на чудо, а на Бога. И только от этой надежды зависит исход его пути...

Свернуть
 
На Исх 15:22-16:36
22 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. 23 Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому (месту) имя: Мерра. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? 25 (Моисей) возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. 26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой.
27 И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.
1 И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. 2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.
4 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; 5 а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. 6 И сказали Моисей и Аарон всему (обществу) сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, 7 и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас? 8 И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.
9 И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш. 10 И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке. 11 И сказал Господь Моисею, говоря: 12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; 14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. 15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; 16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. 17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; 18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. 19 И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. 20 Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра — и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей. 21 И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло.
22 В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. 23 И (Моисей) сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. 24 И отложили то до утра, как повелел (им) Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. 25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; 26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в этот день . 27  Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. 28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? 29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя (в доме своем), никто не выходи от места своего в седьмой день. 30 И покоился народ в седьмой день.
31 И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. 32 И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните (манною) гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. 33 И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд (золотой), и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. 34 И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею. 35 Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. 36 А гомор есть десятая часть ефы.
Свернуть
Первым уроком, преподанным Богом Своему народу, стал сам путь от Египта до Синая. И центральное место в описании...  Читать далее

Первым уроком, преподанным Богом Своему народу, стал сам путь от Египта до Синая. И центральное место в описании этого пути занимает история с манной, посланной Богом в ответ на ропот народа, требовавшего пищи. На первый взгляд, она выглядит довольно странной: в самом деле, заповедь о субботе ещё не была дана, а между тем Бог через Моисея уже фактически требует от народа её исполнения (Исх 16:22–30). Но, если вдуматься, ничего странного здесь нет: ведь заповеди появляются на свете не тогда, когда Бог их открывает, они существуют столько же, сколько существуют отношения между Богом и человеком, а значит, столько же, сколько существует сам человек. И если падшее человечество о них порой забывало, это вовсе не означает, что заповеди переставали действовать, так же как природные законы не переставали действовать оттого, что люди о них не знали. Но почему Бог начинает обучение Своего народа с урока, посвящённого субботе? Чтобы понять это, важно вспомнить, чем была суббота для народа Божия. И дело тут не в календарных особенностях: субботний день — это каждый седьмой день независимо от того, как он называется в том или ином календаре, если только день этот полностью посвящается Богу. А для этого важно научиться останавливаться, прекращать в этот день свою обычную активность, даже если такая активность связана с добыванием хлеба насущного. И дело тут не в самоотверженности. Дело в том, чтобы суметь увидеть за естественным порядком вещей порядок иной, духовный. Психологическая инерция заставляет человека в той или иной ситуации вести себя определённым образом, например, делать запасы на чёрный день, пока есть возможность их сделать (Исх 16:20). Но для того, чтобы суметь рассмотреть за теми или иными событиями волю Божию, важно преодолеть эту инерцию, в данном случае, к примеру, отказавшись от таких попыток, - и Бог даёт Своему народу это понять, делая попытки бессмысленными. А когда ежедневный сбор манны станет обычным делом, войдя в привычку, окажется, что каждый седьмой день всё будет иначе: собирать в это день будет нечего, так что он не будет похож на все другие дни (Исх 16:26–27). И тогда человек, привыкший к повседневной рутине, выпадает из того потока обычных дел и событий, который нередко мешает ему увидеть за этой повседневностью Бога. Завеса привычного разрывается, и за ней становится видно Того, к Кому привыкнуть невозможно, даже если имеешь счастье лицезреть Его ежедневно.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).