19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного
употребления,
а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25 Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною". 26 "И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго". |
27 А Исаия провозглашает об Израиле: "хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской,
только
остаток спасется; 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле". 29 И, как предсказал Исаия: "если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре". |
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32 Почему? потому что
искали
не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33 как написано: "вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится". |
Из сегодняшнего чтения можно сделать странный вывод: Бог Сам спасает тех, кого Он предопределил ко спасению, а остальным, как бы они не старались, останется погибнуть. Но не будем унывать, а тем более — судить о других людях. По «закону праведности», о котором пишет Апостол, оправдываются не те, кто ищет собственной праведности путем исполнения предписаний закона, а те, кто верит в краеугольный Камень, Христа. Именно Он в сегодняшнем Евангелии бросает нам вызов — время закона прошло, теперь Его Царство получают те, кто готов «употребить усилие».
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного
употребления,
а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25 Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною". 26 "И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго". |
27 А Исаия провозглашает об Израиле: "хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской,
только
остаток спасется; 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле". 29 И, как предсказал Исаия: "если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре". |
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32 Почему? потому что
искали
не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33 как написано: "вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится". |
Если принадлежность к народу Божию не зависит от воли человека, означает ли это, что человек не несёт никакой ответственности за свою судьбу (ст. 19)? Как видно, апостол так не считает. Размышляя о воле Божией и о выборе человека, он не случайно отсылает читателя к Торе и к тем описаниям казней египетских, которые мы находим в Книге Исхода, а точнее, к тому выбору, перед которым стоял тогда фараон, как правитель своей страны (ст. 17 – 18). Тора в данном случае антиномична: она, с одной стороны, говорит о Боге, Который ожесточает (т.е. делает жёстким, неуступчивым) сердце фараона (Исх. 7 : 1 – 5, 13; 9 : 7, 12; 10 : 1 – 2, 27), а с другой — о фараоне, который сам ожесточает своё сердце, становясь причиной бедствий, постигших его страну (Исх. 8 : 15, 32; 9 : 34 – 35). В таком контексте процитированные Павлом слова о том, что Бог поставил фараона для того, чтобы показать на его примере Свою силу (в данном случае апостол, очевидно, ссылается на Исх. 9 : 13 – 16), приходится воспринимать скорее как указание на то, что выбор человека перед лицом Божиим во всяком случае оказывается свидетельством: или свидетельством благости Божией, если тот, к кому обращается Бог, говорит Ему «да», или свидетельством силы Божией, если в ответ звучит «нет».
Но тогда встаёт естественный вопрос: Бог всемогущ, так почему же Он не мог, ради спасения фараона, смягчить его сердце? Разве не во власти Божией было сделать могущественного правителя уступчивее? На этот вопрос Павел не отвечает. Он лишь сравнивает власть Бога над человеком с властью мастера над своим изделием, которое замысла мастера не может знать по определению, а потому в данном случае любые объяснения бесполезны (ст. 20 – 21). Ясно лишь одно: бывает, что Бог медлит с вынесением приговора даже тогда, когда, казалось бы, приговор должен быть уже давно готов и подписан (22 – 24). А для того, чтобы получить ответ на все вопросы, человеку нужно было бы охватить замысел Бога о мире и о каждом человеке во всей полноте, что невозможно по определению. Но исходя из текста Торы, на который ссылается Павел, можно быть уверенным лишь в одном: свобода человека для Бога важна, и Он учитывает выбор того, к кому обращается. Конечно, Бог в силах смягчить сердце каждого; однако не станет ли подобного рода вмешательство нарушением свободы того, чьё сердце Бог изменит таким способом? Но всё сказанное касается судьбы отдельного человека, стоящего перед Богом. Что же касается народа Божия в целом, то его судьба загадочна и таинственна, так, что здесь возможны самые неожиданные повороты и перемены (ст. 25 – 29).
То же касается и нового народа Божия: те, кто изначально не имел никакого отношения к замыслу Бога о Своём народе, становятся его частью, явив ту полноту верности, которая отличала Патриархов и пророков, а те, кто должны был бы идти в Царство впереди других, не получили того, чего искали, не нашли той Торы праведности, которую так хотели найти (ст. 30 – 31). Но и здесь вопрос выбора оказался центральным: судя по словам апостола, главную проблему он видит в том, что многие из его соплеменников и единоверцев Царству предпочли религию, те «дела Торы», которые сами по себе не позволяют достичь цели, Торой поставленной (ст. 32 – 33). И посланный Богом Мессия-Христос действительно оказался для них камнем, споткнувшись о который они уже не смогли двигаться дальше.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного
употребления,
а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25 Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною". 26 "И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго". |
27 А Исаия провозглашает об Израиле: "хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской,
только
остаток спасется; 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле". 29 И, как предсказал Исаия: "если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре". |
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32 Почему? потому что
искали
не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33 как написано: "вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится". |
На протяжении первой половины послания к Римлянам апостол Павел рассуждает о разных свойствах Закона - о его святости и одновременно ветхости, о верности перед Законом и о том, что именно Законом "мир виновен перед Богом". Почему ему так важно объяснить это обращенной из язычников общине? Ведь это не совсем их история, это история народа Божия, история Израильтян, это их сложный путь и их взаимоотношения с Богом. К римской общине это все как будто не может иметь отношения.
По сути, Павел пытается дать новорожденной Церкви важное предостережение, расставляет на будущее своего рода флажки, знаки опасности - не ходите тем путем, каким пошел избранный Богом народ. Да, вы не искали праведности - и получили ее по Благодати, приняли Христа как неожиданный и очень счастливый дар, вы счастливы тем, что прощены. Но не забудьте о том, что опасно искать праведности через закон, как это делали израильтяне - тогда можно не заметить дара Господня, в попытках соблюсти свои установления незаметно для себя отвергнуть Благодать.
Как часто и в нас, когда мы только что пережили встречу со Христом, горит сердце. Мы счастливы этой нечаянной радостью прощения в Боге, чудом Его любви к нам. Но потом - и это так естественно - ощущение Его присутствия как будто стирается внутри нас, и мы начинаем пытаться воспроизвести условия, в которых получен этот дар. Потому что нам кажется, что только так мы можем вернуться к Богу - и так возникают наши собственные ритуалы, установления, своего рода Закон. В то время как единственный путь встречаться со Христом вновь и вновь (и именно об этом говорит нам сегодня апостол) - это вера, а не поиски праведности.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного
употребления,
а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25 Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною". 26 "И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго". |
27 А Исаия провозглашает об Израиле: "хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской,
только
остаток спасется; 28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле". 29 И, как предсказал Исаия: "если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре". |
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32 Почему? потому что
искали
не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33 как написано: "вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится". |
Из сегодняшнего чтения можно сделать странный вывод: Бог Сам спасает тех, кого Он предопределил ко спасению, а остальным, как бы они не старались, останется погибнуть. Но не будем унывать, а тем более — судить о других людях. По «закону праведности», о котором пишет Апостол, оправдываются не те, кто ищет собственной праведности путем исполнения предписаний закона, а те, кто верит в краеугольный Камень, Христа. Именно Он в сегодняшнем Евангелии бросает нам вызов — время закона прошло, теперь Его Царство получают те, кто готов «употребить усилие».
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного
употребления,
а другой для низкого? |
Апостол упоминает здесь тайну Божьего промысла. И главная тайна тут заключается в том, где, когда и почему Бог считает нужным вмешаться в ситуацию или, наоборот, предоставить всё естественному течению событий. МЫ вспоминем тут рассказ об Исходе когда, с одной стороны, сердце фараона ожесточил Бог (Исх. 7 : 3, 9 : 12, 10 : 1, 10 : 20), а с другой — что фараон сам ожесточил своё сердце (Исх. 8 : 15, 8 : 32). Речь идёт, конечно, не о жестокости, а о жёсткости, упрямстве, неуступчивости. Получается, что сердце фараона ожесточает всё-таки не Бог, фараон делает это сам. Мог ли Бог вмешаться и изменить ситуацию?
В принципе, безусловно мог: всё в Его власти. Но почему же в таком случае Он этого не сделал? И можно ли винить человека, когда Бог Сам оставляет его на произвол судьбы? На этот вопрос Павел не отвечает прямо. Он лишь упоминает гончара и изготовленный им сосуд. Бог так же знает всё про человека, как гончар про глину, с которой работает, и человек так же целиком и полностью пребывает а Его власти, как глина во власти гончара. Вот только сосуд вряд ли сможет понять, почему именно его гончар предназначил к тому или иному употреблению.
И человек относительно Божьих планов, касающихся в том числе и его самого, знает не больше, чем сосуд о планах гончара. Человек просто не может знать о них больше в силу объективных причин, в силу той разницы между Богом и человеком, которая остаётся даже тогда, когда Бог перебрасывает мост через пропасть, разделяющую человека с Ним. Потому-то никто из людей и не в состоянии понять, почему в одних случаях Бог вмешивается в ситуацию и активно её меняет, а в других как бы остаётся в стороне и предоставляет всё естественному ходу событий.
Апостолу очевидно лишь одно: его собственный народ оказался перед лицом явившегося в мир Мессии не менее упрям, чем фараон перед лицом Бога Израиля. Почему Бог не вмешивается, ничего не меняет прямо сейчас? Неизвестно: это тайна Бога и еврейского народа, тайна их отношений, известная одному Богу. Павел лишь надеется, что ситуация такой не останется навсегда и когда-нибудь настанет день обращения и его народа, который примет Мессию.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||