1 И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов. 2 Валак сделал так, как говорил Валаам, и вознесли Валак и Валаам по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 3 И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду; может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я объявлю тебе. И (остался Валак у всесожжения своего, а Валаам) пошел на возвышенное место (вопросить Бога). 4 И встретился Бог с Валаамом, и сказал ему (Валаам): семь жертвенников устроил я и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 5 И вложил Господь слово в уста Валаамовы и сказал: возвратись к Валаку и так говори. 6 И возвратился к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, он и все князья Моавитские. (И был на нем Дух Божий.) 7 И произнес притчу свою и сказал: Из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: "приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!" 8 Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает (на него) зла. 9 С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится. 10 Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их! |
11 И сказал Валак Валааму: что ты со мною делаешь? я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь? 12 И отвечал он и сказал: не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои? |
13 И сказал ему Валак: пойди со мною на другое место, с которого ты увидишь его, но только часть его увидишь, а всего его не увидишь; и прокляни мне его оттуда. 14 И взял его на место стражей, на вершину
горы
Фасги, и построил семь жертвенников, и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 15 И сказал (Валаам) Валаку: постой здесь у всесожжения твоего, а я (пойду) туда навстречу (Богу). 16 И встретился Господь с Валаамом, и вложил слово в уста его, и сказал: возвратись к Валаку и так говори. 17 И пришел к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, и с ним (все) князья Моавитские. И сказал ему Валак: что говорил Господь? 18 Он произнес притчу свою и сказал: Встань, Валак, и послушай, внимай мне, сын Сепфоров. 19 Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? 20 Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего. 21 Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него; 22 Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него. 23 Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог! 24 Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых. |
25 И сказал Валак Валааму: ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его. 26 И отвечал Валаам и сказал Валаку: не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь? 27 И сказал Валак Валааму: пойди, я возьму тебя на другое место; может быть, угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его. 28 И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне. 29 И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне здесь семь тельцов и семь овнов. 30 И сделал Валак, как сказал Валаам, и вознес по тельцу и овну на каждом жертвеннике. |
Попытки человека договориться с Богом никогда не прекращались. Равно, впрочем, как и с теми языческими богами, которых нередко люди если не создавали сами, то, во всяком случае, представляли их себе по собственному образу и подобию. Так и Валак — он вначале хотел лишь одного: поражения народа Божия в той войне, которая ему с ним предстояла. Бог Валаама нужен был ему лишь как сила, которую можно было противопоставить народу и его непонятному Богу. Для Валака существует только сила, естественная и сверхъестественная, и обе разновидности равно годятся для достижения поставленной цели. Валаам для Валака — лишь специалист по управлению сверхъестественной силой, не более того.
Может быть, он и догадывался, что пророк и пророчество — нечто большее, чем такое управление, но, судя по рассказу, это большее его не интересовало. Валаам же оказался настоящим пророком, хоть и языческим. Настоящим потому, что отказывался следовать кому бы то ни было и чему бы то ни было, кроме голоса, который слышал и который его вёл. Такими были настоящие пророки — они, судя по тому, что знаем мы о них сегодня, далеко не всегда понимали, кому именно они служат, но одно они знали твёрдо: их жизнь предполагает путь и служение.
Нельзя изменять тому опыту, который открывается тебе в глубине собственного сердца, нельзя не слушать голоса, который там звучит, и нельзя изменять своему пути — иначе неизбежна катастрофа, крах всей жизни. Валаам следует этим правилам — не всегда последовательно, но всегда искренне, а Богу ведь и нужна от человека в первую очередь искренность, верность себе и верность собственному пути. Валак же хочет, чтобы Валаам просто решил поставленную перед ним задачу — иначе зачем было вообще его приглашать? Вот тут-то и нашла коса на камень: Валаам отказывается действовать так, как требует от него Валак, несмотря ни на посулы, ни на угрозы.
Он отказывается даже от предложенного Валаком компромисса: не благословлять народ и не проклинать его. Валак был в крайнем случае согласен даже на такой вариант — раз уж не получилось по максимуму, но Валаам не может изменить себе. Скорее всего, он ничего не знал о Яхве, по крайней мере, вначале, когда Валак пригласил его к себе. Зато он знал, что нельзя изменить себе и Тому, Кто говорит в сердце, кем бы Он ни был. Вот эта верность себе и своему пути и позволила Валааму услышать Бога, Которого он прежде не знал.
1 И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов. 2 Валак сделал так, как говорил Валаам, и вознесли Валак и Валаам по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 3 И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду; может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я объявлю тебе. И (остался Валак у всесожжения своего, а Валаам) пошел на возвышенное место (вопросить Бога). 4 И встретился Бог с Валаамом, и сказал ему (Валаам): семь жертвенников устроил я и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 5 И вложил Господь слово в уста Валаамовы и сказал: возвратись к Валаку и так говори. 6 И возвратился к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, он и все князья Моавитские. (И был на нем Дух Божий.) 7 И произнес притчу свою и сказал: Из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: "приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!" 8 Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает (на него) зла. 9 С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится. 10 Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их! |
11 И сказал Валак Валааму: что ты со мною делаешь? я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь? 12 И отвечал он и сказал: не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои? |
13 И сказал ему Валак: пойди со мною на другое место, с которого ты увидишь его, но только часть его увидишь, а всего его не увидишь; и прокляни мне его оттуда. 14 И взял его на место стражей, на вершину
горы
Фасги, и построил семь жертвенников, и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 15 И сказал (Валаам) Валаку: постой здесь у всесожжения твоего, а я (пойду) туда навстречу (Богу). 16 И встретился Господь с Валаамом, и вложил слово в уста его, и сказал: возвратись к Валаку и так говори. 17 И пришел к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, и с ним (все) князья Моавитские. И сказал ему Валак: что говорил Господь? 18 Он произнес притчу свою и сказал: Встань, Валак, и послушай, внимай мне, сын Сепфоров. 19 Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? 20 Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего. 21 Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него; 22 Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него. 23 Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог! 24 Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых. |
25 И сказал Валак Валааму: ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его. 26 И отвечал Валаам и сказал Валаку: не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь? 27 И сказал Валак Валааму: пойди, я возьму тебя на другое место; может быть, угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его. 28 И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне. 29 И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне здесь семь тельцов и семь овнов. 30 И сделал Валак, как сказал Валаам, и вознес по тельцу и овну на каждом жертвеннике. |
При всем желании царя Валака (а, может быть, и своем), Валаам не может проклясть Израиль. Бог оказывается неизменным в Своем благословении. Но это со внешней стороны. Внутри же Израиля, как мы читаем в других главах, Бог упрекает Свой народ в неверии и карает его. Но такова природа Божьей любви — при всех наших грехах и неверности, Он неизменен, и как ни усердствует Валак, пророк изрекает не проклятия, а благословения. Бог в очередной (и не в последний) раз доказывает вою любовь к тем, кого Он избрал.
19 Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? |
Не случается ли нам «сотворять» Бога по нашему образу и подобию? Мы берем наши качества и свойства, раздуваем их до необъятных размеров и уверяем, что Бог именно таков. Не в этом ли причина нашего непреодолимого (нашими силами) недоверия Богу? Мы говорим: «На Бога надейся, а сам не плошай». Мы говорим: «Бог дал — Бог взял»...
Но Библейское откровение неоднократно подчеркивает: Бог не такой, как человек, Он — иной, Он непредставим и не состоит из человеческих качеств в превосходной степени. Бог парадоксален: Он всегда Тот же и Он — Бог живой (что для нас всегда ассоциируется с изменением). Разрешение этого парадокса можно найти в понятии «верность». Бог верен во всем, а слово Его настолько верно, что уже и не слово, а дело. Поэтому от Него никогда не исходит никакой лжи, иначе бы слово немедленно разошлось с делом.
Если ветхозаветный Валаам это понимает, то насколько меньше оснований для «богостроительства» и недоверия Богу у нас, получивших удостоверение верности Божией через исполнение стольких Его слов в событиях Нового Завета.
19 Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? |
И Тора, и другие библейские книги часто подчёркивают неизменность Божьей воли и Божьих определений. Между тем, ситуации, касающиеся конкретных людей и обстоятельств, могут меняться очень быстро. Иногда может показаться, что Бог просто пускает дело на самотёк, предоставляя событиям развиваться практически бесконтрольно.
Более того: нередко случается, что Бог не мешает действовать даже тем, кто прямо противостоит Ему и, насколько возможно, противодействуют осуществлению Его планов. Между тем, такое положение дел связано с той свободой, которую Бог предоставляет человеку. Человек ведь может использовать свою свободу и против Бога. И Бог ему в этом не мешает. Довольно часто Он позволяет человеческому своеволию раскрыться до конца. А потом оказывается, что, сделав всё, чего ему хотелось и что он задумывал, человек вдруг получает совсем не тот результат, на который рассчитывал.
Такой оказалась даже история Мессии: ведь и те, кто распинал Христа, были уверены, что, убив Его, они избавятся от Того, Кого ненавидели. И они сделали, что хотели. А вышло всё не так, как думали эти люди, а так, как задумал Бог. И дело тут не в каком-то особом коварстве Бога или какой-нибудь особенной Его хитрости. Дело просто в том, что Бог и Его противники действуют в разных мирах, в разных измерениях одной и той же реальности.
Бог действует в большом, Им сотворённом мире, а Его противники — в своём маленьком, отделённом от большого Божьего мира, мирке. В своём маленьком мирке они, конечно, вполне могут победить. Но вот в большом Божьем мире победа всегда будет за Богом. Ведь это Его мир, и в Его мире Его план всегда будет приоритетным. Поэтому Его слово всегда исполняется, а Его воля осуществляется. Как только маленький изолированный от большого мира мирок снова станет частью того, от чего его отделила воля, противостоящая Богу.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||