1 Услышав сие, все цари (Аморрейские), которые за Иорданом, на горе и на равнине и по всему берегу великого моря, (и которые) близ Ливана, Хеттеи, Аморреи, (Гергесеи,) Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи, 2 собрались вместе, дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем. |
3 Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, 4 употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; 5 и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый (и раскрошенный). 6 Они пришли к Иисусу в стан (Израильский) в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз. 7 Израильтяне же сказали Евеям: может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз? 8 Они сказали Иисусу: мы рабы твои. Иисус же сказал им: кто вы и откуда пришли? 9 Они сказали ему: из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте, 10 и все, что Он сделал двум царям Аморрейским, которые (были) по ту сторону Иордана, Сигону, царю Есевонскому, и Огу, царю Васанскому, который (жил) в Астарофе (и Едреи). 11 (Слыша сие,) старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: "мы рабы ваши; итак заключите с нами союз". 12 Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам, а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый; 13 и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги. 14 Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. 15 И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. |
16 А чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; 17 ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их (были): Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим. 18 (Иисус и) сыны Израилевы не побили их, потому что (все) начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество (Израилево) возроптало на начальников. 19 Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом Богом Израилевым и потому не можем коснуться их; 20 а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им. 21 И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. (И сделало все общество) так, как сказали им начальники. |
22 Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: "мы весьма далеко от вас", тогда как вы живете близ нас? 23 за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для (меня и для) дома Бога моего! 24 Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить (нас и) всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело; 25 теперь вот мы в руке твоей: как лучше и справедливее тебе покажется поступить с нами, так и поступи. 26 И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; 27 и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для (всего) общества и для жертвенника Господня; (посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия) даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы (Господь). |
Жители Гаваона решили отказаться от сопротивления. Они понимают, что устоять перед израильтянами не выйдет, и предпочитают подчиниться тем, кто сильнее. Их расчёт вполне рационален и практически обоснован, хитростью они сумели выторговать для себя сравнительно удачные условия капитуляции. Не было у гаваонитян только одного, но главного: стремления принять Бога Израилева как своего Господа. Хотя гаваонские послы и заявили, что пришли к израильтянам во имя Господа, в тот момент это было дипломатической уловкой.
И всё же Иисус Навин приставил их к работам по обслуживанию жертвенника, а значит, предоставил возможность в такой форме послужить Господу. Но если так, то выходит, что и гаваонитянам не была закрыта возможность нелицемерного прихода к Богу Израилеву.
1 Услышав сие, все цари (Аморрейские), которые за Иорданом, на горе и на равнине и по всему берегу великого моря, (и которые) близ Ливана, Хеттеи, Аморреи, (Гергесеи,) Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи, 2 собрались вместе, дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем. |
3 Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, 4 употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; 5 и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый (и раскрошенный). 6 Они пришли к Иисусу в стан (Израильский) в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз. 7 Израильтяне же сказали Евеям: может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз? 8 Они сказали Иисусу: мы рабы твои. Иисус же сказал им: кто вы и откуда пришли? 9 Они сказали ему: из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте, 10 и все, что Он сделал двум царям Аморрейским, которые (были) по ту сторону Иордана, Сигону, царю Есевонскому, и Огу, царю Васанскому, который (жил) в Астарофе (и Едреи). 11 (Слыша сие,) старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: "мы рабы ваши; итак заключите с нами союз". 12 Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам, а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый; 13 и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги. 14 Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. 15 И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. |
16 А чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; 17 ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их (были): Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим. 18 (Иисус и) сыны Израилевы не побили их, потому что (все) начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество (Израилево) возроптало на начальников. 19 Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом Богом Израилевым и потому не можем коснуться их; 20 а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им. 21 И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. (И сделало все общество) так, как сказали им начальники. |
22 Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: "мы весьма далеко от вас", тогда как вы живете близ нас? 23 за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для (меня и для) дома Бога моего! 24 Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить (нас и) всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело; 25 теперь вот мы в руке твоей: как лучше и справедливее тебе покажется поступить с нами, так и поступи. 26 И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; 27 и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для (всего) общества и для жертвенника Господня; (посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия) даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы (Господь). |
Союз, обманом заключённый одним из местных городов с Иисусом Навином, стал уроком и ему, и всем остальным. Для понимания ситуации важно помнить, что договоры с языческими народами (а таковыми тогда были все народы, кроме евреев) были допустимы для народа Божия лишь в том случае, если народы эти жили за пределами земли, которую Бог предназначил евреям. Дело тут было не в какой-то особой религиозной брезгливости, а в том, что духовно ещё далеко не окрепшему народу нужна была своего рода духовная теплица, где языческих искушений не было бы вовсе или, по крайней мере, где их был бы минимум. Однако теплицу эту народ должен был создать себе сам, хоть и с Божьей помощью. Тут не было требования непременного физического уничтожения всех жителей доеврейской Палестины, речь шла скорее об уничтожении местных алтарей, но такая попытка означала неизбежную войну, а войны в те времена велись достаточно жестоко. К тому же уничтожение алтарей означало фактически для народа, которому они принадлежали, или ассимиляцию, или изгнание.
Вот поэтому-то, понимая, как обстоит дело, жители Гаваона и обманули Иисуса Навина, сделав вид, что пришли издалека: они знали, что в таком случае они могут откупиться от евреев, как нередко откупались тогда от кочевников, заключая с ними договор о более-менее регулярной уплате дани. Такой договор и предлагают жители Гаваона Иисусу Навину, предварительно скрыв местоположение города, из которого пришли.
Иисус Навин, как видно, отнюдь не стремится к войне ради войны или к завоеваниям как таковым: он готов заключить союз и окончить дело миром, коль скоро ему представляется такая возможность. Но он забывает спросить Бога, нужен ли такой союз Ему, и попадает впросак. Тут довольно обычная в падшем мире история с падшим человеком: нам нередко кажется, что в нашей жизни и даже в Божьем деле, которое нам поручено, есть вещи важные, о которых Бога спрашивать можно и нужно, а есть второстепенные, с которыми мы вполне можем разобраться сами, своим умом, своими силами.
В действительности же оказывается, что в Божьем деле, как и в духовной жизни вообще, таких дел не бывает. Они могут лишь показаться нам простыми и разрешимыми без Бога, но, даже если нам действительно удастся их таким образом решить, решение будет совсем не таким, какого хочет Бог, и может принести абсолютно неожиданный и нежелательный результат. Урок оказался наглядным и запоминающимся, а его последствия сказались на всей последующей еврейской истории — в истории ведь, как и в жизни вообще, ничто не проходит бесследно.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||