1 И вышли все сыны Израилевы, и собралось
все
общество, как один человек, от Дана до Вирсавии, и земля Галаадская пред Господа в Массифу. 2 И собрались (пред Господа) начальники всего народа, все колена Израилевы, в собрание народа Божия, четыреста тысяч пеших, обнажающих меч. 3 И сыны Вениаминовы услышали, что сыны Израилевы пришли в Массифу. И сказали сыны Израилевы: скажите, как происходило это зло? 4 Левит, муж оной убитой женщины, отвечал и сказал: я с наложницею моею пришел ночевать в Гиву Вениаминову; 5 и восстали на меня жители Гивы и окружили из-за меня дом ночью; меня намеревались убить, и наложницу мою замучили, (надругавшись над нею,) так, что она умерла; 6 я взял наложницу мою, разрезал ее и послал ее во все области владения Израилева, ибо они сделали беззаконное и срамное дело в Израиле; 7 вот все вы, сыны Израилевы, рассмотрите это дело и решите здесь. |
8 И восстал весь народ, как один человек, и сказал: не пойдем никто в шатер свой и не возвратимся никто в дом свой; 9 и вот что мы сделаем ныне с Гивою: (пойдем) на нее по жребию; 10 и возьмем по десяти человек из ста от всех колен Израилевых, по сто от тысячи и по тысяче от тьмы, чтоб они принесли съестных припасов для народа, который пойдет против Гивы Вениаминовой, наказать ее за срамное дело, которое она сделала в Израиле. 11 И собрались все Израильтяне против города единодушно, как один человек. |
12 И послали колена Израилевы во все колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! 13 Выдайте развращенных оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых; 14 а собрались сыны Вениаминовы из городов в Гиву, чтобы пойти войною против сынов Израилевых. 15 И насчиталось в тот день сынов Вениаминовых,
собравшихся
из городов, двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч; кроме того, из жителей Гивы насчитано семьсот отборных; 16 из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо. 17 Израильтян же, кроме сынов Вениаминовых, насчиталось четыреста тысяч человек, обнажающих меч; все они были способны к войне. |
18 И встали и пошли в дом Божий, и вопрошали Бога и сказали сыны Израилевы: кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? И сказал Господь: Иуда (пойдет) впереди. |
19 И встали сыны Израилевы поутру и расположились станом подле Гивы; 20 и выступили Израильтяне на войну против Вениамина, и стали сыны Израилевы в боевой порядок близ Гивы. 21 И вышли сыны Вениаминовы из Гивы и положили в тот день двадцать две тысячи Израильтян на землю. 22 Но народ Израильский ободрился, и опять стали в боевой порядок на том месте, где стояли в прежний день. 23 И пошли сыны Израилевы, и плакали пред Господом до вечера, и вопрошали Господа: вступать ли мне еще в сражение с сынами Вениамина, брата моего? Господь сказал: идите против него. |
Праведный гнев заставил народ, начавший привыкать к охлаждению отношений с Господом, встряхнуться и опять прибегнуть к Нему. Этот же гнев вызвал единодушное решением одиннадцати колен искоренить нечестие. Но для сынов Вениамина племенная солидарность оказалась выше ужаса перед злом. И вот весь народ вооружается против вениамитян, начинается ещё одна братоубийственная война.
Да, война спровоцирована теми, кто, не захотев искоренять зло, разделил ответственность с совершившими его. Невинная кровь падает на проливших её и их сообщников. Однако от этого не легче. Даже исполняя волю Господа об искоренении нечестия, даже находясь в гневе, израильтяне не забывают о том, что вынуждены проливать кровь братьев. Зло, вошедшее в мир, продолжает расти и умножаться.
1 И вышли все сыны Израилевы, и собралось
все
общество, как один человек, от Дана до Вирсавии, и земля Галаадская пред Господа в Массифу. 2 И собрались (пред Господа) начальники всего народа, все колена Израилевы, в собрание народа Божия, четыреста тысяч пеших, обнажающих меч. 3 И сыны Вениаминовы услышали, что сыны Израилевы пришли в Массифу. И сказали сыны Израилевы: скажите, как происходило это зло? 4 Левит, муж оной убитой женщины, отвечал и сказал: я с наложницею моею пришел ночевать в Гиву Вениаминову; 5 и восстали на меня жители Гивы и окружили из-за меня дом ночью; меня намеревались убить, и наложницу мою замучили, (надругавшись над нею,) так, что она умерла; 6 я взял наложницу мою, разрезал ее и послал ее во все области владения Израилева, ибо они сделали беззаконное и срамное дело в Израиле; 7 вот все вы, сыны Израилевы, рассмотрите это дело и решите здесь. |
8 И восстал весь народ, как один человек, и сказал: не пойдем никто в шатер свой и не возвратимся никто в дом свой; 9 и вот что мы сделаем ныне с Гивою: (пойдем) на нее по жребию; 10 и возьмем по десяти человек из ста от всех колен Израилевых, по сто от тысячи и по тысяче от тьмы, чтоб они принесли съестных припасов для народа, который пойдет против Гивы Вениаминовой, наказать ее за срамное дело, которое она сделала в Израиле. 11 И собрались все Израильтяне против города единодушно, как один человек. |
12 И послали колена Израилевы во все колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! 13 Выдайте развращенных оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых; 14 а собрались сыны Вениаминовы из городов в Гиву, чтобы пойти войною против сынов Израилевых. 15 И насчиталось в тот день сынов Вениаминовых,
собравшихся
из городов, двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч; кроме того, из жителей Гивы насчитано семьсот отборных; 16 из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо. 17 Израильтян же, кроме сынов Вениаминовых, насчиталось четыреста тысяч человек, обнажающих меч; все они были способны к войне. |
18 И встали и пошли в дом Божий, и вопрошали Бога и сказали сыны Израилевы: кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? И сказал Господь: Иуда (пойдет) впереди. |
19 И встали сыны Израилевы поутру и расположились станом подле Гивы; 20 и выступили Израильтяне на войну против Вениамина, и стали сыны Израилевы в боевой порядок близ Гивы. 21 И вышли сыны Вениаминовы из Гивы и положили в тот день двадцать две тысячи Израильтян на землю. 22 Но народ Израильский ободрился, и опять стали в боевой порядок на том месте, где стояли в прежний день. 23 И пошли сыны Израилевы, и плакали пред Господом до вечера, и вопрошали Господа: вступать ли мне еще в сражение с сынами Вениамина, брата моего? Господь сказал: идите против него. |
То, что определённая и даже немалая мера духовной деградации уже стала народу свойственна, видно по реакции племени Биньямин на требование выдать убийц наложницы — требование с точки зрения Торы абсолютно справедливое и законное. Никто не собирался наказывать всё племя или отдельные роды за грехи и преступления конкретных людей. Речь, наоборот, шла именно о том, чтобы наказать конкретных виновников. Соплеменники виновных, однако, не хотят их выдавать, и тогда война становится неизбежной. Тут совершенно очевидным образом работают те самые родоплеменные установки, с которыми Тора и её законы находятся в постоянном конфликте. Дело тут не только в том, что нормы обычного права далеко не во всём совпадают с нормами Торы, хотя в некоторых отношениях они к этим нормам близки и даже с ними пересекаются. Дело в самом подходе к человеку.
Родоплеменное сознание предполагает известный коллективизм, при котором человек не мыслит себя отдельно от своего рода, своей большой патриархальной семьи, своего племени. Нередко такое ощущение единства со своим родовым коллективом придаёт человеку силы и смысл его жизни, которого иначе не было бы, но тут есть и обратная сторона, связанная с тем, что человек в таком родовом коллективе не только лишается (по крайней мере, частично) своей Богом данной свободы, но и внутренне отказывается от собственного личностного существования, соглашаясь на то, чтобы быть лишь частью своего коллектива, будь то род, большая патриархальная семья или племя.
Оплачивается такой отказ ощущением безопасности и чувством, что у человека есть некое вполне определённое место в своём коллективе, которое у него будет всегда и отнять которое у него никто не может — где бы человек ни был, он может рассчитывать на поддержку своего рода или племени. В таком случае, однако, коллектив готов защищать любого из своих членов от «внешних» во всяком случае, что бы с ними ни случилось и что бы они ни сделали. Наказание за грех или преступление возможно, но только от «своих», а не от «чужих». В данном же случае наказания требовали именно «чужие», иноплеменники, хотя и евреи, так, что отказ выдать виновных был вполне объясним.
Перед Богом же такой коллективизм означает духовный тупик. Бог ведь не работает с коллективами, Он работает с отдельными, конкретными людьми. Если кто-то согрешил или совершил преступление, он должен отвечать за него сам — перед Богом, а если придётся, то и перед людьми. Здесь Тора, основанная на личностном подходе, и обычное право, основанное на коллективизме, вступают в непреодолимое противоречие.
Приходится выбирать: или Бог и Тора, или племенные обычаи и традиции. Племя Биньямин выбирает племенные традиции — так проще и естественней, но такой выбор означает отказ от пути народа Божия. Обычное право и племенные традиции есть у всех, а Тора — только у народа Божия. Однако ведь и прежде в народе нормы и правила живущих рядом язычников нередко брали верх над Торой; надо ли удивляться, что и теперь с племенем Биньямин случилось то самое, что раньше случалось со всеми?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||